Тема: «Я БОЛЕЕ ВСЕГО ВЕСНУ ЛЮБЛЮ…»
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
(9 класс)
Цели: закрепить полученные знания по изученной теме; развивать познавательный интерес к истории, литературе и культуре родного края; расширить представления о быте и традициях русского народа.
Задачи урока:
-
развить навык анализа текста;
-
повторить орфограммы в разных морфемах;
-
закрепить навык синтаксического разбора БСП;
— отработать умение конструирования предложений по заданным параметрам.
Тип урока: урок закрепление изученного материала. Форма урока: комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя о тексте, предлагаемом для анализа.
II. Чтение текста и обсуждение темы и основной мысли.
Основные вопросы:
— О чем этот текст?
— Почему автор обращает внимание современного читателя на праздники крестьян конца XIX — начала XX века?
-
Чем вас удивил текст?
-
Что нового вы узнали из содержания данного текста?
III. Работа с лексическим значением слова (устно).
Ладили (телеги) — мастерили, поправляли, изготавливали… (Словарь В. И. Даля)
Прорубь — отверстие во льду реки, озера.
Запруда — простейшая плотина, обычно в виде насыпи, преграждающей течение.
Ржаной — сделанный из ржаной муки. Рожь — злак.
Мученик — святой, принявший муки во имя служения вере.
Каток — изделие из ржаной муки в форме круга.
IV. Работа с текстом. (См. Приложение.)
Задание: вставить пропущенные буквы, разнеся слова
в колонки в соответствии с орфограммами (у доски и в тетрадях).
приходился затяжной весенней обломает
вслед стороной сначала на льдине
подтаивания праздновали перепуганный не успеешь
беспокоились равнялся ржаной выскочат
покрошит ручьи катится
вздувался овражки росли
не успеешь ломается
бежали удивительное
Система самооценки: не выписано и ошибочно разнесено по столбикам 1 слово — «5», 2-3 слова — «4», 4-5-6 — «3».
V. Работа с текстом. Расставить знаки препинания.
VI. Фронтальная беседа по тексту.
Укажите номера предложений:
— с вводными словами (№ 6, 32);
— с однородными членами (№ 16, 23);
— с прямой речью (№ 32);
— БСП (№ 4, 5, 8, 11, 12, 15, 24, 25, 26, 28, 30).
VII. Теоретическое повторение условий постановки знаков препинания в БСП (устно).
VIII. Письменный ответ-тест о расставленных знаков препинания в БСП.
— Номера предложений с запятой, точкой с запятой (№ 11, 26 (2-3 ч), 28);
— номера предложений с двоеточием (№ 12, 26);
— номера предложений с тире (4, 5, 8, 15; 24, 25, 28 (2)).
Система самооценки: выписано 12-11 номеров «5», Ю-9-8 — «4», 6-7-5 — «3».
IX. Синтаксический разбор предложений (работа у доски и в тетрадях).
Предложение № 26 — 1 -й ученик; № 28 — 2-й ученик.
Вопрос учителя к классу: «БСП с какими значениями не встретились в тексте?» (Можно воспользоваться учебником)
— Противопоставления;
— результата;
— времени;
— причины;
— дополнения.
X. Конструирование предложений по заданным параметрам (со значениями, которых не встретилось в тесте, основываясь на содержание текста).
Взаимопроверка задания.
Система взаимооценки: составлено два предложения верно — «5», составлены два предложения, но есть не более 1 речевой или грамматический недочет — «4», составлено всего 1 предложение или два, но с 2 и более недочетами.
XI. Самооценка качества работы на уроке (заполнение контрольного листа).
Оценка | |
Выборочный диктант |
|
Знаки в БСП |
|
Конструирование предложений |
|
XII. Подведение итогов урока.
Приложение
«Я БОЛЕЕ ВСЕГО ВЕСНУ ЛЮБЛЮ…»
(1) Первый день весны в Константинове пр..ходился на Евдокию (14 марта). (2) Сергей Есенин (в)след за своими односельчанами называл этот день «Авдотьей подмочи пороги». (3) Ждали в этот день подтаивания снега у порога. При теплом дне надеялись на добрую весну. (4) «Евдокия красна весна красна». (5) «На Евдокию погоже все лето пригоже».
(6) 17 марта пр..ходил Герасим-Грачевник. (7) В этот день как правило пр..летали грачи. (8) Садились в старые гнезда быт дружной весне. (9) Перед зат..яжной — птицы беспокоились, свои прежние гнезда ст..р..ной облетали.
(10) А 22 марта народ отмечал Сороки — праз..ник сорока мучеников. (11) На «Сорока мучеников» день с ночью равнялся наступала вторая встреча весны. (12) Это время связано с народной приметой сорок морозцев подряд после «Сорок» жди теплого лета сей смело гречиху.
(13) 30 марта наступал «Алексей из каждого сугроба кувшин пролей». (14) С этого дня зиме уже верный конец. (15) Пот..кут руч..и дружные в этот день вся весна будет дружной. (16) С Алексея прощались с санями ладили телеги.
(17) 1 апреля являлась Дарья. (18) Покажется, у прорубей на Оке края п..крошит и обломает. (19) «Дарья обгадь проруби», — говорили насмешливо про день святых Хрисандра и Дарьи.
(20) 4 апреля приходил любимый день Сергея Есенина — «Мария заиграй овра..ки». (21) Теперь (то) и начиналось во всей своей красе половодье.
(22) В такие дни маленький Сережа делал с товарищами запруды на потоках весен..ей воды.
(23) Лед на Оке сначал.. в..дувался потом оказывался под водой. 24) Начинался шум лед ломался!
(25) В..дение порою было удивительное перепуга(н, нн)ый заяц на льдин.., рыбацкий шалаш плывет по течению…
(26) 7 апреля праздновали в Константинове Благовещение (27) Появлялись и р..сли проталины оглянут..ся не успеешь выскоч..т первые лихие травинки. (28) В этот день пекли катки. (29) Спустит ребятня с горы рж..ной каток солнце румяное кат..тся… (30) Поет душа у всякого… (31) Может поэтому так лирично и просто сказал Сергей Есенин (Я, я) более всего весну люблю… (По А. Панфилову. Константиновский меридиан.)