МБОУ Шустиковская СОШ
Конспект открытого урока
по русскому языку в 9 классе
Стили речи.
Публицистический стиль речи.
(Урок развития речи)
Степанова Е.Д.
В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы духовно – нравственного воспитания. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно – нравственному воспитанию. Шедевры мирового искусства затмили телевидение и интернет, которые не подвержены цензуре. Дети «проглатывают» то, что предлагается в доступном для всех режиме. Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя задуматься над воспитательной целью своего урока.
Основными целями духовно-нравственного воспитания являются:
1.формирование нравственных качеств личности в процессе её обучения;
2.воспитание гражданина и патриота;
3.формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.
У каждого урока в расписании своя воспитательная роль:
-учитель, записывающий на доске число и месяц, воспитывает уважение к течению времени;
-учитель, показывающий восход солнца, учит любить жизнь;
-учитель, раскрывающий перед ребёнком карту мира, воспитывает любовь к путешествиям;
-учитель, читающий стихи, воспитывает восхищение красотой родной речи,
пустоту детских сердец на своих уроках.
Отдельное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся я уделяю на уроках русского языка. При изучении тем стараюсь подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: взаимоотношение поколений, родители и дети, человек и богатство, любовь, дружба, высказывания о русском языке и т.д. Большое внимание уделяю работе с текстами Д. Лихачёва. Включаю тексты как прозаические, так и поэтические, заучиваемые ребятами наизусть. По возможности добавляю элементы эмоционального воздействия средствами музыки. Многие тексты трогают детей до глубины души, думаю, подобная работа даст свой результат, однако не сразу, а с годами мои ученики смогут подняться на более высокие нравственные позиции.
Тема: «Стили речи. Публицистический стиль речи»
Обобщение и углубление изученного
Цели:
формировать умение различать стили речи и определять стилистическую принадлежность публицистического текста.
Задачи:
-
обучающиеся должны знать понятие «стиль»;
-
уметь определять стиль по ведущей его функции;
-
формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, продолжать формировать душевную красоту своих учеников;
-
воспитывать уважительное отношение к языку;
-
формировать и развивать навыки выразительного чтения, умение чувствовать эмоциональный строй текста, тональность и ритм произведения;
-
активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
7. закрепить навыки устного ответа;
Технологии, применяемые на уроке:
-проблемное обучение;
-здоровьесберегающая технология;
-использование ЭОР
Формы и методы организации работы на уроке:
— анализ текста;
— орфографическая работа;
— тестирование;
— работа с текстами-миниатюрами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Слово учителя.
-Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Улыбнёмся гостям и друг другу, чтобы была у нас доброжелательная обстановка – доброта в наших сердцах на протяжении 45 мину.т /Показываю ПРЕЗЕНТ.«Доброта»/
Сегодня мы повторяем и обобщаем ранее изученное. Многое из урока нам пригодится для успешной сдачи ГИА.
— Прослушиваем текст АУДИОЗАПИСЬ( о доброте). Определим микротемы.
Тему нашего урока я вам назову: «Стили речи. Публицистический стиль речи» После лингвистической разминки сформулируйте свои, важные лично для вас, цели учебной деятельности.
— Записываем число и тему урока.
Лингвистическая разминка.
Стилистика.
Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:
Пробуждающаяся природа (художественный), по данным социологического опроса (публицистический), протокол собрания (официально-деловой), ходил совсем ошалевший (разговорный), словарная статья (научный).
(ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЗЫВАЮТ ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) учиться распознавать стили речи, определять стилистическую принадлежность текста, учиться выразительному чтению, учиться анализировать, делать выводы, развивать навыки языкового анализа текста)
ІІ. Повторение и обобщение пройденного материала.
— Прежде чем мы приступим непосредственно к теме урока, займёмся повторением того материала, который уже знаем.
— Перед вами опорные слова, с помощью которых необходимо составить схему по теме: “СТИЛИ РЕЧИ”. (работа в группе)
(Раздаю карточки с надписью: художественный стиль речи, публицистический стиль речи, научный стиль речи, официально – деловой стиль речи, книжный стиль речи, разговорный стиль речи.)
(ученики составляют схему.) ПРОВЕРКА- СЛАЙД 13
Стили речи: разговорный и книжный. К книжному стилю речи относятся: художественный стиль речи, официально — деловой стиль речи, научный стиль речи, публицистический стиль речи.
1.Проверка домашнего задания.
— Ребята, а что обозначает слово стиль
(ученики дают определение слову стиль. После их определения презентация /Слово стиль происходит от греческого СТИЛОС – палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострён, им, писали; другой- в виде лопаточки, им, повернув «стержень», стирали неудачно написанное. Отсюда выражение «Часто перевёртывай стиль» (Гораций), то есть исправляй, отделывай сочинение.
Происхождение слова СТИЛЬ проясняет суть стилистики. Стилистика всегда связана с проблемой выбора. Много вариантов существует для выражения одной и той же мысли. Учит этому СТИЛИСТИКА – НАУКА О СТИЛЯХ. Стили – это основные наиболее крупные речевые разновидности, которые реализуются в текстах. Определить стиль и его особенности можно, проанализировав ряд текстов)- Слайд-14,15
— Дома вы подготовили материал (отрывки) разных стилей речи
(Ученики их зачитывают и дают им характеристику, почему они относятся к тому или иному стилю речи) Слайды -16,17,18,19
УЧИТЕЛЬ. Сегодня на уроке мы работаем над публицистическим стилем речи.
Цель: воздействовать через средства
массовой коммуникации. Общественно – политическая лексика, логичность речи и вместе с тем образность, оценочность, призывность. Сфера употребления: использование в официальной обстановке, выступление в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях; а также статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью и ораторская речь.)
— Работа над упражнением № 152. Прочитать выразительно высказывание М.Бахтина и выполнить задание. (Раздаю ученикам газеты. (Районная газета «Основа») Обучающиеся находят тексты публицистического стиля)
ВЫВОД обучающиеся стараются сделать самостоятельно
Публицистика обращена к разуму и сердцу человека, она эмоциональна; отражает собственные взгляды автора, его чувства, отношение к излагаемым фактам. Публицистическое исследование, проводимое на основе нравственных исканий, непременно включает в себя понятие чуткости к социальным заказам времени, острое восприятие действительности, психологический анализ человека.
Публицистический стиль употребляется в определённых устойчивых формах — жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические (таблица на доске или в презентации). Слайды – 21, 22,23,24
Публицистические жанры
Аналитические жанры (анализ происходящих событий) | Художественно-публицистические жанры (образное представление о факте или проблеме) | |
Заметка, репортаж, интервью, отчёт | Беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор | Очерк, эссе, фельетон, памфлет. |
ПАМФЛЕ́Т, -а, м. Злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера. (по словарю Ожегова)
| прил.- ный, -ая, -ое.
Работа с интерактивной доской (применение ОЭР) Готовимся к ОГЭ
(На доске записан текст, нужно вставить недостающие знаки препинания).
— Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Расставьте недостающие знаки препинания
1. Любить Родину значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праз…ник. Страдать, когда Родине т… жело. И главное – беречь Родину. Беречь, как св… ю мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её з… мля и её история и её завтрашний день.
Буду(?)щее Родины в руках подр… стающего поколения в ваших руках. Помните об этом ребята!
( Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное — беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека все должно быть дорого в своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята! (Ю. Яковлев)).
— Какое предложение в тексте является ключевым? (Будущее Родины в руках подрастающего поколения).
(Текст публицистического стиля. Это речь, обращенная к подрастающему поколению. Высказывание злободневно по тематике, яркое, призывное. Помимо повествовательных предложений используется восклицательное предложение. Экспрессивный повтор слов (Родина, беречь), прямое обращение (ребята), обратный порядок слов (инверсия).
— Вставьте пропущенные орфограммы и недостающие знаки препинания.
— К какому стилю речи относится этот текст?
(Текст публицистического стиля. Это речь, обращенная к подрастающему поколению. Высказывание злободневно по тематике, яркое, призывное. Помимо повествовательных предложений используется восклицательное предложение. Экспрессивный повтор слов (Родина, беречь), прямое обращение (ребята), обратный порядок слов (инверсия).
— А сейчас мы немного отдохнём .(здоровьесберегающая технология)
(Звучит классическая музыка, рассказываю сказку)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место: Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
— Вот выбирай, — сказал волшебник. — Одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, четвёртую — Печаль, пятую — Доброта.
— Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать. . .
— Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь:
/Ребята, как вы думаете, какой девушке протянет руку Любовь?/
Подошла она к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
— Был ли случайным выбор девушки? Как вы считаете?
(Нет, этот выбор не случаен, т.к. без доброты нельзя прожить на свете.)
— Поэт Сергей Иванов считает,
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
Работа с текстом (АУДИОЗАПИСЬ) ЗАДАНИЕ: определить микротемы текста.
Задание на дом: Упр. №153. Прочитайте фрагменты из статьи
Д.А. Гранина «О милосердии» Назовите основные аспекты (стороны) этой проблемы.
Рефлексия.
Наш урок закончился. Если вам понравилось на уроке, и вы получили положительный заряд эмоций, прикрепите зелёную фишку. Если вам понравилось, но вы сомневаетесь в себе, выберите жёлтую фишку. Если вам нужна помощь и поддержка, то прикрепите красную фишку.