Открытый урок в 9 классе.
Смотр знаний.
Тема
«Сложное предложение»
Составила
Миронова Татьяна Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 100» г. Саратова
I. Слайд 1.
Учитель объявляет тему урока «Смотр знаний» по теме «Сложное предложение», определяет объём заданий и напоминает об оформлении работ в индивидуальных картах.
II. Слайд 2. Работа со словами. (3 мин).
1. На доске записаны слова с пропуском орфограмм. Нужно вставить буквы и из них составить ключевые слова темы нашего урока
Ра…купорить, с разбег…, впре…ь, навзнич…, гардеро…, кв…ртал, тер…аса, …пека, во…зал (судьба, рок)
2. Объясняют значение полученных слов, подбирая синонимы (предопределение, предначертание)
3. Индивидуальное задание: найти определение слова СУДЬБА в словаре Ожегова.
III. Слайд 3. Работа с эпиграфами (3 мин)
Люди — хозяева своей судьбы.
Шекспир
Сделай все, что сможешь, а в остальном положись на судьбу.
Японская пословица
– Объясните смысл эпиграфов.
Слайд 4. Подведение итога: учитель читает притчу (1 мин)
Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.
По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:
— После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл — мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.
Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монету. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.
— Никто не может изменить судьбу, — сказал ему слуга после битвы.
— Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл.
–Дайте характеристику второму предложению. (СПП с придаточным изъяснительным, главное предложение осложнено однородными членами, все предложения определённо – личные)
–Вы догадались, над чем мы будем работать? (Мы будем работать со сложными предложениями, которые все повествуют о судьбе).
IV. Слайд 5 – 12. Самостоятельная работа: заменить один вид предложения на другой (условия замены указаны, знаки препинания не расставлены).
-
Обособленное обстоятельство (определить, чем выражено) заменить на СПП с придаточным цели.
Люди сделали из судьбы всесильную богиню, сваливая на нее свои глупости. (А. Оксеншерна)
(Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)
Люди сделали из судьбы всесильную богиню, чтобы сваливать на нее свои глупости.
-
Обособленное определение (определить, чем выражено) заменить на СПП с придаточным определительным.
Человек, непременно желающий чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться. (М. Ю. Лермонтов)
(Обособленное определение, выраженное причастным оборотом)
Человек, который непременно желает чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться.
-
Сложное предложение с союзом (определить его вид) заменить бессоюзным (назвать смысловые отношения)
Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба. (Франсуа де Ларошфуко)
(ССП)
Наделяет нас достоинствами природа – помогает их проявить судьба.
(вторая часть БСП резко противопоставлена содержанию первой части)
-
Сложное предложение с союзом (определить его вид) заменить бессоюзным, где это возможно (назвать смысловые отношения)
Умный человек знает, что судьба властвует над человеком настолько, насколько человек не властвует над собой. (Эриан Шульц)
(СПП с придаточным изъяснительным и меры и степени)
Умный человек знает: судьба властвует над человеком настолько, насколько человек не властвует над собой.
(второе предложение дополняет содержание первого)
V. Слайд 13. Работа с предложениями (разная степень сложности. Можно выбрать любой вид работы).
1. Предлагаются предложения, расставить знаки препинания и объяснить их постановку, дать характеристику предложениям, начертить схемы (самостоятельно).
1) Счастья нельзя просить несчастья нельзя избежать если сам поступил плохо трудился не усердно. Почитать судьбу не имеет смысла. Если пренебрегать судьбой то беды не будет.
(первое и третье предложения сложноподчинённые, безличные, с придаточными условия, первое придаточное двусоставное, второе придаточное безличное)
Счастья нельзя просить, несчастья нельзя избежать, если сам поступил плохо, трудился не усердно. Почитать судьбу не имеет смысла. Если пренебрегать судьбой, то беды не будет.
2) С судьбой следует обходиться как со здоровьем. Когда она нам благоприятствует нужно наслаждаться ею и терпеливо выжидать не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам когда она начинает капризничать.
(первое – простое безличное предложение, осложнено сравнительным оборотом; второе — сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, придаточные времени, двусоставные, главные предложения безличные, второе предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом)
С судьбой следует обходиться, как со здоровьем. Когда она нам благоприятствует, нужно наслаждаться ею, и терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам, когда она начинает капризничать.
Предлагается работа на выбор (задание со средним уровнем сложности).
Карточка со средней степенью сложности:
1.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
С судьбой следует обходиться,(1) как со здоровьем. Когда она нам благоприятствует, (2) нужно наслаждаться ею, (3) и терпеливо выжидать, (4) не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам, (5) когда она начинает капризничать.
2.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Счастья нельзя просить, (1) несчастья нельзя избежать, (2) если сам поступил плохо, (3) трудился не усердно. Почитать судьбу не имеет смысла. Если пренебрегать судьбой, (4) то беды не будет.
Сразу проверяются работы по ключу: 1. 3; 2. 2, 4
VI. Слайд 14, 15. Проверка работы
Организует работу по проверке самостоятельной работы. Корректирует ответы учащихся. 2 человека чертят схемы на доске, 2-4 ученика дают характеристику предложениям. Остальные объясняют смысл высказываний; анализируют и оценивают ответы одноклассников у доски.
VII. Слайд 16. Развитие устной и письменной речи.
На экране текст без пунктуационных знаков и с пробелами на месте орфограмм. Предложено объяснить орфограммы, расставить знаки препинания и определить виды предложений по наличию грамматических основ, указать вид односоставных предложений. (10 мин)
С светлой главой на тяжких свинц…вых ногах между нами
Ходит судьба! Человек прямо и смело иди!
Если её повстречав (не) потупиш(?) очей и спокойным
Оком ей взглян…ш(?) в лицо сам посветле…ш(?) лицом;
Если ж испуга(н,нн)ый ею пред нею падёш(?) ты наступит
Тяжкой ногой на тебя будеш(?) затоптан в грязи!
В. Жуковский
IX. Слайд 17. Выразительно прочитать текст.
С светлой главой, на тяжких свинцовых ногах между нами
Ходит судьба! Человек, прямо и смело иди!
Если, её повстречав, не потупишь очей и спокойным
Оком ей взглянешь в лицо – сам посветлеешь лицом;
Если ж, испуганный ею, пред нею падёшь ты – наступит
Тяжкой ногой на тебя, будешь затоптан в грязи!
X. Слайд 18. Учитель диктует текст. (Текст убирается с доски)
XI. Слайд 19. Проверка. Предлагается проверить с оригиналом свою работу, самим найти и исправить все ошибки и оценить себя.
XII. Слайд 20. Сочинение – миниатюра.
Учитель предлагает написать сочинение – миниатюру, попробовав описать своё понимание слов Жуковского
XIII. Слайд 21. Рефлексия.
Учитель организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
1. Оценить каждое задание своей работы по пятибальной шкале.
2. Определить свои ощущения при выполнении каждого задания смайликами (смайлики выводятся на доску)
3. Сдать листы самоконтроля
XIV. Слайд 22. Подведение итогов
— Что на уроке мы повторили, над чем работали?
— С какой целью мы выполняли все задания урока?
— Возвратимся к эпиграфам. Что же правит человеком? Судьба, которой не избежать?
XV. Слайд 23. Слово учителя
Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.
— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.
Они закончили свой разговор и разжали руки. И каждая из них полетела навстречу той судьбе, которую выбрала для себя сама.
VIX. Слайд 24. Оценивает работу на уроке самых активных.
VIIX. Слайд 25 – 29. Домашнее задание.
Лингвистическое исследование. (Учащиеся работают в 4 группах)
– Попробуем себя проявить в роли учёных-лингвистов. Определите произведение по данным отрывкам, назовите автора. Найдите сложные предложения, охарактеризуйте их. Объясните смысл слов данных отрывков. Проследите за частотой употребления разных видов предложений по наличию грамматических основ и видам связи между предложениями. Постарайтесь объяснить взаимосвязь строения предложения и его смысла
ИНСТРУКТАЖ для каждой группы
-
Найти сложные предложения, охарактеризовать их.
-
Объяснить смысл данных отрывков.
-
Проследить в своих отрывках за частотой употребления разных видов предложений по наличию предикативных основ и видам связи между предложениями.
-
Постараться объяснить взаимосвязь строения предложения и его смысла.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
I. Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм — другие дети веселы, болтливы; я чувствовал себя выше их,— меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир,— меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой.
II. Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?.. Уж не назначен ли я ею в сочинители мещанских трагедий и семейных романов — или в сотрудники поставщику повестей, например, для «Библиотеки для чтения»?
III. Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне руку и сердце; но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть. Как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться,— прости любовь! Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего.
IV. Пробегаю в памяти все мое прошедшее и опрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал наголову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…