Школа – лицей № 101

Вид: Урок

с использованием интерактивной доски

Класс: 2Б

Составитель: Бондаренко А. А.

Караганда – 2009 год.

Тема: Имя прилагательное.

Задачи: познакомить учащихся с именами прилагательными

углубить представление о роли в нашем языке слов,

обозначающих признаки предметов, качества человека

развивать память, внимание, мышление, речь учащихся

воспитывать чувство доброжелательного отношения

к окружающим.

Оборудование: учебник, веера, перфокарты, карточки с индивидуальными

заданиями, листочки для оперативного контроля, карточки

с творческим заданием для работы дома,

интерактивная доска.

1. Оргмомент.

— Ребята, запишите: « В какой бы цвет вы окрасили своё настроение,

почему»?

— На какой вопрос отвечают ваши слова?

2. Сообщение темы:

— Прочитайте слова, написанные на доске:

М…рковный, б…рёзовый, ч…ловек, х…роший.

— Дайте им характеристику.

— Какое слово лишнее? Почему?

— Что общего между словом, которое вы написали и словами:

морковный, берёзовый, хороший?

— Исходя из наших рассуждений, определите тему урока.

— Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока.

— Что может о себе рассказать имя прилагательное.

Самостоятельная …

Я отвечаю …

обозначаю …

изменяюсь …

роль в предложении …

3. Повторение изученного.

— Составьте цепочку букв для минутки чистописания.

В неё должны войти следующие буквы:

а) буква, которая обозначается мягким сонорным звуком в первом слоге

в слове берёзовый

б) безударная гласная в первом слоге слова человек

в) буква, которая обозначается непарным глухим твёрдым согласным

в слове хороший

г) безударная гласная в слове морковный

— Проверьте:

— Такая ли цепочка букв получилась как у меня? ( рехо )

— Меняя расположение букв, напишите эти цепочки букв 3 раза.

4. Словарно – орфографическая работа:

— Словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны

самостоятельно составить из букв, которые мы писали на минутке

чистописания.

— Какое слово получилось?

— В каком значении можно употребить слово орех?

(плод и дерево, изображения показываются на доске ).

— Покажите транскрипцию слова орех – [ а р’э х ] – 4б., 4 зв.

5. Актуализация знаний:

— Подберите имена прилагательные к слову орех в значении плод.

( ученики около изображений на доске пишут имена прилагательные).

— Составьте предложение со словарным словом, используя как можно

больше имён прилагательных.

— Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?

(украшают нашу речь)

— Что записано на доске? (фразеологизмы)

На орехи досталось.

Твёрдый орешек.

— Объясните их смысл.

— Можно ли использовать фразеологизм «Твёрдый орешек», когда

речь идёт о человек? Докажите.

— С какими словами ассоциируется слово человек?

А как вы понимаете значение словосочетания взрослый человек?

— Работа в группах:

( составление кластера: «Что такое взрослый человек?»).

— Выступления спикеров.

— Назовите среди данных слов только имена прилагательные.

— Что они обозначают? (качества человека)

— Можно ли связать понятие «взрослый» только с количеством прожитых

лет? Почему? Считаете ли вы себя взрослыми? Докажите.

— Работа по сюжетным картинкам, изображённых на доске.

— Что общего в поступках этих детей?

— Сделайте вывод.

— Прочитайте предложения.

— Чем они отличаются?

Человек всегда придёт на помощь.

Честный и добрый человек всегда придёт на помощь.

— Какую роль выполняют имена прилагательные в предложении?

(уточняют нашу речь).

Письмо по памяти ( взаимопроверка тетрадей).

— В повседневной жизни встречаются ситуации, когда люди не могут или

не хотят проявить хорошие качества.

— Как бы вы поступили в такой ситуации, как взрослый человек?

6. Физминутка:

— Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает

на положительные качества человека, то руки вперёд, если

на отрицательные, то приседаем.

Весёлый, аккуратный, недобросовестный, ленивый, активный,

доброжелательный, кое – как.(ловушка)

Радости движенья – да, да, да!

Безделью и лени – нет, нет, нет!

Доброте, сердечности – да, да, да!

Бездушию и хамству – нет, нет, нет!

  1. Закрепление изученного:

Работа в группах:

( ученикам раздаётся текст с изменениями. Они его не читают,

а только слушают учителя, который озвучивает его 2 раза. После этого в группах определяют количество изменений в их текстах и на веерах показывают количество изменений).

Группа, которая первой справляется с заданием, получает перфокарты.

Задание: (учитель читает)

Тихо было в зимнем лесу. Но вот налетел сильный ветер. Зашумели вековые сосны. Заскрипели вершины могучих деревьев. Звери притихли в норах.

(ученики работают с текстом)

Тихо было в зимнем лесу. Но вот налетел сильный ветер. Закачались сосны. Заскрипели вершины деревьев. Звери попрятались в норах. (количество изменений – 4)

Самопроверка (текст показан на доске)

Программный опрос:

(на доске записаны 4 слова, за 20 секунд ученики должны их запомнить)

1. друг 2. близкий 3. беда 4. помощь.

— Сколько слов записано?

— Были ли среди них имена прилагательные?

— Под каким номером?

— Какой частью речи являлись слова под нечётными номерами?

— Были ли среди них слова ж. р.?

— Назовите односложное слово и к какому роду оно относится?

— Чему равна сумма букв в первом и последнем словах?

Самостоятельная работа:

(карточки с индивидуальными заданиями, провести самопроверку,

используя данные таблицы на доске).

На полях каждого задания ученики должны писать знаки:

+ уверен, что задание выполнено верно

— не знаете, как его выполнить

? сомневаетесь в правильности

Карточка№1.

Исправь ошибки в поговорках и подчеркни ту поговорку,

В которой нет имени прилагательного.

а) Полк в овечьей шкуре.

б) Жди у горя погоды.

в) В здоровом теле – здоровый пух.

Карточка№2.

Подчеркни имена прилагательные и вставь орфограммы.

а) Утреннее небо озарилос (-, ь) светом.

б) (У) ног пл (и,е) скалась х(о,а)лодная вода.

в) Гл(а,о)зок незабудки выглядывает из мя(г,к)ой тр(о,а) вы.

Карточка№3.

Составь слова, используя таблицу:

1. бессонница смертный лесной осиновый

2. подъехать вода сводный тяжёлая

3. донёс пришкольный водный чёрный

Карточка№4.

К именам прилагательным подбери подходящие по смыслу

имена существительные.

  1. Высокая, стройная, белоствольная ….

  2. Красное, спелое, румяное …

  3. Спелый, душистый, лесной …

Игра: «Будь внимателен».

(подготовила творческая группа).

На доске изображены предметы и написаны около них слова,

по которым надо назвать признак этого предмета.

На доске изображены смайлики, ученики должны назвать

их качества).

Итог урока:

— У каждого человека есть свой неповторимый характер, которым он

отличается от других. Давайте выразим свои фантазии в рисунках с помощью знаков препинания.

(возвращаемся к модели имени прилагательного, которая предлагалась ученикам в начале урока и дополняем её).

— Что о себе расскажет имя прилагательное?

— Какой вопрос мы не успели рассмотреть на уроке?

— Какое решение примем после этого занятия?

— Как на практике будем использовать наши знания?

— Я ухожу с урока с мыслью…

(ученики повторяют слова, которые озвучивает учитель).

Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна.

Я думаю о том, что очень счастлив я!

Я верю, что живу и мыслю не напрасно,

И счастьем одарит меня судьба!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here