Школа – лицей № 101
Вид: Урок
с использованием интерактивной доски
Класс: 2Б
Составитель: Бондаренко А. А.
Караганда – 2009 год.
Тема: Имя прилагательное.
Задачи: познакомить учащихся с именами прилагательными
углубить представление о роли в нашем языке слов,
обозначающих признаки предметов, качества человека
развивать память, внимание, мышление, речь учащихся
воспитывать чувство доброжелательного отношения
к окружающим.
Оборудование: учебник, веера, перфокарты, карточки с индивидуальными
заданиями, листочки для оперативного контроля, карточки
с творческим заданием для работы дома,
интерактивная доска.
1. Оргмомент.
— Ребята, запишите: « В какой бы цвет вы окрасили своё настроение,
почему»?
— На какой вопрос отвечают ваши слова?
2. Сообщение темы:
— Прочитайте слова, написанные на доске:
М…рковный, б…рёзовый, ч…ловек, х…роший.
— Дайте им характеристику.
— Какое слово лишнее? Почему?
— Что общего между словом, которое вы написали и словами:
морковный, берёзовый, хороший?
— Исходя из наших рассуждений, определите тему урока.
— Ориентируясь на план, сформулируйте цель урока.
— Что может о себе рассказать имя прилагательное.
Самостоятельная …
Я отвечаю …
обозначаю …
изменяюсь …
роль в предложении …
3. Повторение изученного.
— Составьте цепочку букв для минутки чистописания.
В неё должны войти следующие буквы:
а) буква, которая обозначается мягким сонорным звуком в первом слоге
в слове берёзовый
б) безударная гласная в первом слоге слова человек
в) буква, которая обозначается непарным глухим твёрдым согласным
в слове хороший
г) безударная гласная в слове морковный
— Проверьте:
— Такая ли цепочка букв получилась как у меня? ( рехо )
— Меняя расположение букв, напишите эти цепочки букв 3 раза.
4. Словарно – орфографическая работа:
— Словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны
самостоятельно составить из букв, которые мы писали на минутке
чистописания.
— Какое слово получилось?
— В каком значении можно употребить слово орех?
(плод и дерево, изображения показываются на доске ).
— Покажите транскрипцию слова орех – [ а р’э х ] – 4б., 4 зв.
5. Актуализация знаний:
— Подберите имена прилагательные к слову орех в значении плод.
( ученики около изображений на доске пишут имена прилагательные).
— Составьте предложение со словарным словом, используя как можно
больше имён прилагательных.
— Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?
(украшают нашу речь)
— Что записано на доске? (фразеологизмы)
На орехи досталось.
Твёрдый орешек.
— Объясните их смысл.
— Можно ли использовать фразеологизм «Твёрдый орешек», когда
речь идёт о человек? Докажите.
— С какими словами ассоциируется слово человек?
— А как вы понимаете значение словосочетания взрослый человек?
— Работа в группах:
( составление кластера: «Что такое взрослый человек?»).
— Выступления спикеров.
— Назовите среди данных слов только имена прилагательные.
— Что они обозначают? (качества человека)
— Можно ли связать понятие «взрослый» только с количеством прожитых
лет? Почему? Считаете ли вы себя взрослыми? Докажите.
— Работа по сюжетным картинкам, изображённых на доске.
— Что общего в поступках этих детей?
— Сделайте вывод.
— Прочитайте предложения.
— Чем они отличаются?
Человек всегда придёт на помощь.
Честный и добрый человек всегда придёт на помощь.
— Какую роль выполняют имена прилагательные в предложении?
(уточняют нашу речь).
Письмо по памяти ( взаимопроверка тетрадей).
— В повседневной жизни встречаются ситуации, когда люди не могут или
не хотят проявить хорошие качества.
— Как бы вы поступили в такой ситуации, как взрослый человек?
6. Физминутка:
— Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает
на положительные качества человека, то руки вперёд, если
на отрицательные, то приседаем.
Весёлый, аккуратный, недобросовестный, ленивый, активный,
доброжелательный, кое – как.(ловушка)
Радости движенья – да, да, да!
Безделью и лени – нет, нет, нет!
Доброте, сердечности – да, да, да!
Бездушию и хамству – нет, нет, нет!
-
Закрепление изученного:
Работа в группах:
( ученикам раздаётся текст с изменениями. Они его не читают,
а только слушают учителя, который озвучивает его 2 раза. После этого в группах определяют количество изменений в их текстах и на веерах показывают количество изменений).
Группа, которая первой справляется с заданием, получает перфокарты.
Задание: (учитель читает)
Тихо было в зимнем лесу. Но вот налетел сильный ветер. Зашумели вековые сосны. Заскрипели вершины могучих деревьев. Звери притихли в норах.
(ученики работают с текстом)
Тихо было в зимнем лесу. Но вот налетел сильный ветер. Закачались сосны. Заскрипели вершины деревьев. Звери попрятались в норах. (количество изменений – 4)
Самопроверка (текст показан на доске)
Программный опрос:
(на доске записаны 4 слова, за 20 секунд ученики должны их запомнить)
1. друг 2. близкий 3. беда 4. помощь.
— Сколько слов записано?
— Были ли среди них имена прилагательные?
— Под каким номером?
— Какой частью речи являлись слова под нечётными номерами?
— Были ли среди них слова ж. р.?
— Назовите односложное слово и к какому роду оно относится?
— Чему равна сумма букв в первом и последнем словах?
Самостоятельная работа:
(карточки с индивидуальными заданиями, провести самопроверку,
используя данные таблицы на доске).
На полях каждого задания ученики должны писать знаки:
+ уверен, что задание выполнено верно
— не знаете, как его выполнить
? сомневаетесь в правильности
Карточка№1.
Исправь ошибки в поговорках и подчеркни ту поговорку,
В которой нет имени прилагательного.
а) Полк в овечьей шкуре.
б) Жди у горя погоды.
в) В здоровом теле – здоровый пух.
Карточка№2.
Подчеркни имена прилагательные и вставь орфограммы.
а) Утреннее небо озарилос (-, ь) светом.
б) (У) ног пл (и,е) скалась х(о,а)лодная вода.
в) Гл(а,о)зок незабудки выглядывает из мя(г,к)ой тр(о,а) вы.
Карточка№3.
Составь слова, используя таблицу:
1. бессонница смертный лесной осиновый
2. подъехать вода сводный тяжёлая
3. донёс пришкольный водный чёрный
Карточка№4.
К именам прилагательным подбери подходящие по смыслу
имена существительные.
-
Высокая, стройная, белоствольная ….
-
Красное, спелое, румяное …
-
Спелый, душистый, лесной …
Игра: «Будь внимателен».
(подготовила творческая группа).
На доске изображены предметы и написаны около них слова,
по которым надо назвать признак этого предмета.
На доске изображены смайлики, ученики должны назвать
их качества).
Итог урока:
— У каждого человека есть свой неповторимый характер, которым он
отличается от других. Давайте выразим свои фантазии в рисунках с помощью знаков препинания.
(возвращаемся к модели имени прилагательного, которая предлагалась ученикам в начале урока и дополняем её).
— Что о себе расскажет имя прилагательное?
— Какой вопрос мы не успели рассмотреть на уроке?
— Какое решение примем после этого занятия?
— Как на практике будем использовать наши знания?
— Я ухожу с урока с мыслью…
(ученики повторяют слова, которые озвучивает учитель).
Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна.
Я думаю о том, что очень счастлив я!
Я верю, что живу и мыслю не напрасно,
И счастьем одарит меня судьба!