Конспект урока-обобщения русского языка в условиях реализации ФГОС
Местоимения (6 класс)
Тип урока: обобщение.
Форма урока: комбинированный
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи
Задачи урока:
-
Образовательные
-
формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
-
развить умение формулировать определение понятий;
-
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
-
Развивающие:
-
осуществление системно-деятельностного подхода;
-
развитие критического мышления;
-
развитие внимания;
-
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
развитие умения работы в группах, парах
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-
взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
-
ПК;
-
мультимедийный проектор;
-
мультимедийная презентация к уроку;
-
Раздаточный материал (листы для выполнения заданий)
-
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
-
Физ. минутка.
-
Закрепление изученного материала.
-
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
-
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Долгожданный дан звонок – Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь слайд 1 |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели. | Запишите число, классная работа — Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя. (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека. — Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? — Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… — Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а… – Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.) — Сформулируйте тему урока и цель Слайд 2 | Запись учащимися числа, «Классная работа» отвечают на поставленные вопросы
Записывают тему урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации) | 1.Рассказ о местоимении (слайд № 3). Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них. Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”. Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение. Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”. По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений: – местоимения-существительные; – местоимения-прилагательные; – местоимения-числительные; Слово учителя: Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе. Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. 1.Анализ предложений (Заполнение таблицы примерами из предложений.) (слайды № 4, 5, 6, 7, 8) С.А. Есенин: (Местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.) М.Ю. Лермонтов: А.С. Пушкин: М.Ю. Лермонтов: М. Горький: М. Исаковский: (Комментарий орфограмм.) А. Коваль:
| Знакомство с теоретическим материалом
Коллективная работа на местах и у доски
Физкульт-минутка | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала
| 1.Работа с таблицей (слайд № 9)
2. Повторим орфографию Работа с алгоритмом. (неполный алгоритм) (слайд № 10)
Все ли правила отражены в алгоритме? (работа с дополненным алгоритмом). (слайд №11)
Вывод: местоимения в русском языке пишутся слитно, раздельно, через дефис. 3. Выборочный диктант Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания. Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями. 4. Цифровой диктант 1 – указательное
Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (Взаимопроверка) (слайд № 13)
| Коллективная работа, заполняют таблицу в рабочем листе
Работа в группах
Работа в парах | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности.
| Викторина
— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. Лист самооценки.
| Коллективная работа
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание.
| 1.Работа с таблицей. (слайд № 14) 2.Подготовка к тестовой работе. 3.Упражнение № 455. | Запись учащимися задания в дневники. |
|
Рабочий лист к уроку
Работа с таблицей
Местоимения |
Роль в предложении | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|