Автор: Дрозд Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ «СОШ № 34», г. Бийск
Должность: учитель начальных классов
Тема: Главные члены предложения. (1 класс)
Цель: Создать условия для знакомства учащихся с понятиями
подлежащее и сказуемое, их признаками и взаимосвязями; развивать речь, память, внимание; воспитывать положительное отношение к учению, бережное отношение к животным, дружеские, доброжелательные отношения друг с другом.
Ход урока.
1. Оргмомент
— Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Я желаю вам удачного плодотворного урока.
-А каким вы хотите видеть наш урок?( добрым, культурны, активным…)
—Девиз урока: «Дружно работаем- больше узнаем» (слайд № 3)
-Как понимаете?
— Итак, постарайтесь дружно работать, друг друга слушать, быть внимательными и у вас все получится.
2. Чистописание
— Написание какой буквы сегодня будем повторять, угадайте?
«Эту букву в спортивном зале перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.» (п) На что похожа буква «П» печатная ? (ворота, турник, дверной проем…)
(П п, ппп)
— Что знаете о букве п?
-Расскажите как писать заглавную букву, запишите половину строки.
— Расскажите как писать строчную п, допишите строку.
— Отрабатываем плавное , безотрывное письмо на 2 строке. Постарайтесь правильно и красиво писать эту букву на уроке в словах да и другие буквы тоже.
— Запишите дату, вид работы.
3. Постановка темы, цели.
-Чтобы узнать тему урока, нам нужно поработать в группах. В каждой группе есть слова, в которые нужно вставить пропущенные буквы. Посмотрите на слова, какие они: обычные, или необычные? (словарные)
— Какие слова называются словарными? О некоторых словах мы говорили на уроках, когда изучали «Азбуку», с другими уже успели познакомиться на уроках русского языка.
— Если будут затруднения, что вам поможет выполнить задание? (учебник, учитель)
-Приступайте к заданию.
— Представители от групп к доске.
1. ка..уста
тет..адь
п..тух
2. ме..ведь
к..асс
хор..ший
3. оде..да
п..нал
кара..даш
4. фам..лия
уч..ник
— Прочитайте словарное слово по слогам, назовите орфограмму.
— Итак, мы с вами повторили изученные словарные слова, постарайтесь их запомнить.
-Ребята, вы ничего необычного не заметили? (слово «предложение» по вертикали получилось) (слайд № 4)
— Что такое предложение? Что еще вы знаете о предложении?
— Как вы думаете, мы все знаем о предложении? Конечно, у предложения еще очень много тайн и мы будем их постепенно открывать, а сегодня познакомимся с главными членами предложения. ( слайд № 5)
— Какую учебную задачу поставим? Вам помогут слова помощники: УЗНАТЬ и НАУЧИТЬСЯ. (Узнать ,что это такое, научиться находить их в предложении) (слайд № 6,7)
4. Физкультминутка (для глаз)
— Дети наблюдают за «летящей бабочкой» (на проволоке бабочка)
5.Новая тема
А) Наблюдение над главными членами предложения
На доске: (таблички)
— Что у меня здесь записано? (слова)
На, ученики, предложением, с, знакомятся, уроке. (слайд № 8)
-Составьте из слов предложение. (слайд № 9)
— О ком говорится в предложении? (об « учениках», подчеркнем 1 чертой по линейке)
— Что говорится об учениках? («знакомятся» подчеркнем двумя чертами)
— «Ученики составляют» — это главные члены предложения. Почему их назвали главными? Попробуйте прочитать предложение без слова «ученики». А теперь без слова «знакомятся». Что вы заметили? (Нет смысла, предложение без них непонятно, они выражают главную мысль))
— Молодцы!
6. Закрепление изученного
А) – Поучимся находить главные члены предложения.
с., упр..
-Спишите 1 предложение, найдите главные члены предложения.
(1 ученик у доски)
— 2,3 предложения- по вариантам.
Проверка: взаимопроверка.
— Вы поработали в парах, а теперь отдохнем в парах.
Б) Физкультминутка
«У меня живет котище,
Здоровенные усищи,
Здоровенные глазищи,
Вот такой живет котище» (друг другу рисуют кота на спине, в конце изображают, что царапаются)
В) Отгадайте загадку.
« С бородой, да не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.» (коза) (слайд № 10)
— По каким признакам вы догадались, что это коза.
«Пришла рыжая хищница из лесу
Кур посчитать» (лиса)-картинка
— По каким признакам вы догадались, что это лиса?
-Дополните предложения подходящим по смыслу словом-отгадкой.
(Кто?)… дает нам молоко и шерсть. (Кто?)… ловит мышей.
-Запишите предложения, вставляя вместо картинки слово.
-Подчеркните главные члены предложения.
Проверка: Назовите главные члены предложения в 1 предложении. Во 2 предложении. Какая орфограмма в словах, которые вы вставили? (слайд № 11)
7. Итог
— Вернемся к задачам урока…
— Какую роль играют главные члены предложения? (В них содержится главная мысль предложения)
« В каждом параграфе,
В каждом рассказе,
В сказке и песне,
Даже во фразе-
Ты только вдумайся,
Только всмотрись-
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда откроется сразу.
Строчкой за строчкой,
Фраза за фразой-
Ты только вдумайся,
Только всмотрись-
Откроется самая главная мысль.»
-За что вы себя можете сегодня похвалить на уроке ? (слайд № 12)
Список использованной литературы:
-
Учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева 1 кл, «Дрофа», 2008г.
2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: «ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
3. Ресурсы интернета (картинки для презентаций)