Конспект урока обучения грамоте

По теме: письмо заглавной и строчной буквы Ч,ч

1 класс

Программа: Начальная школа XXI века

Урок разработан учителем начальных классов МБОУ «СОШ №2 г. Краснаормейска Саратовской области» Кондаковой Д.А.

Класс:

Система учебников (УМК): Начальная школа XXI века

Тема урока: Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч».

  

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.

Планируемый результат:

Предметные: повторить правила выполнения звукобуквенного анализа слов; производить поэлементный анализ и письмо буквы Ч,ч; различать печатный и письменный вариант написания буквы «Ч,ч»; правильно произносить и обозначать на письме слова с буквосочетаниями ча-чу; научиться писать слова с буквой Ч,ч.

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

Познавательные:

Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.

Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.

Регулятивные: формирование умений:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: формирование умений:

договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.

Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Тип урока: урок  открытия  новых знаний.

Форма проведения: урок – практикум

Оборудование: Пропись № 3″ М.Е. Безруких, М.И. Кузнецова;  магнитная доска, сигнальные карточки для этапа рефлексии.

Ведущий вид деятельности: индивидуальная,фронтальная

Методы работы: иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Предполагаемый контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

II. Постановка учебной задачи

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Ход урока

I. Орг. момент: (релаксация). Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей.

Долгожданный дан звонок,

Начинается … урок!(ответ детей)

Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки))

II. Введение в тему урока.

— Почтальон, ребята, принёс нам письмо:

«Дорогие мальчики и девочки!

Черепаха и червяк,

Чувство, чучело, чудак,

Бой часов и чашка чая –

Всюду Ч мы замечаем!

Человек, чернила, чаша,

Чёрный кот, лесная чаща,

В сказках есть краса – девица,

Честный рыцарь, чудо – птица,

Черномор, Яга – злодейка,

Буква Ч , ты – чародейка!

— Приезжайте скорее. Мы научим вас писать букву Ч, заглавную и строчную.

Ваши друзья Букварь и Пропись ».

— Друзья, отправляемся в путь. Путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой. А что же нужно взять с собой?

Доскажите словечко:

Когда лежу на месте, не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести, такая пустота!

Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть

Дорожные предметы в мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья такой характер дан,

Что я люблю движенье, на то я …(чемодан).

( Е. Серова)

— Какую букву мы с вами научимся писать на уроке? Давай те еще раз повторим какая особенность у этой буквы, сделав звукобуквенный анализ слова «чемодан» (коллективная работа с обучающимся у доски).

А в слове чемодан вы напишите Ч заглавную или строчную? Почему? Мы с вами сначала научимся писать заглавную букву Ч.

мотивационная готовность к учебной деятельности

Познавательные УУД:

— формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

— формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

— формируем умение слушать и понимать других;

— формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения)

III. Изучение нового материала.

— Чтобы нам добраться до первой станции, Мудрая Черепаха сказала, что необходимо научиться писать заглавную письменная букву Ч. Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч? ( Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо).

— Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

— Напишите три раза букву Ч на магнитной доске. Внимательно посмотрите и подчеркните ту, которая у вас получилась лучше всего. — Пропишите в воздухе. Обведите букву Ч на образце голубого цвета.

Откройте страницу 34 (напомнить правило посадки обучающихся)

Постарайтесь также красиво написать букву Ч в тетради.

— На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У)

— А чем отличается? ( Вторым элементом)

Физкультминутка

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да не беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

— Мы научились писать букву Ч. И Мудрая Черепаха приглашает нас в дорогу. А путешествовать мы будем на поезде.

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу —
Бежит паровоз,
Далёко, далёко.

Регулятивные УУД:

— формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

— формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— формируем умение контролировать и оценивать свои действия.

V. Первичное закрепление

IV. Задание в прописи (стр.34)

— Прочитайте слова. (Чита, Челябинск)

— Может быть кто – нибудь знает эти названия? Это города России, в которых не раз бывала Мудрая Черепаха.

— Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске? Сравните свою работу с доской.

— Запишите названия городов по образцу.

— Продолжаем наше путешествие. Теперь наш путь лежит к морю. Каких птиц можно встретить на побережье? (Чаек). Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении? Какое слово написано с заглавной буквы? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите предложение по образцу.

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмём, жмём.

Познавательные УУД

— формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

— формируем умение контролировать действия партнера;

— формируем умение контролировать и оценивать свои  действия.

VI. Усвоение новых знаний

V. Усвоение новых знаний.

— Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ].

Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса!

— Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали.

(чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса)

— Молодцы. Но чтобы писать эти слова мало знать, как пишется заглавная буква, поучимся писать строчную букву Ч. Рассмотрите образец строчной буквы Ч. (стр. 34-35) Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по- разному они пишутся? Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх до линии, затем ведём плавную линию (как провисшая ниточка) слева направо опять до верхней линии рабочей строки; потом пишем наклонную с закруглением внизу вправо. Обведите строчную букву ч по голубому образцу, затем на магнитной доске и пропишите две строки.

Коммуникативные УУД

— умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

по признакам;

— умение контролировать и оценивать свои действия.

Закрепление.

VI. Работа в прописи (стр. 35)

— Запишите слоги ча и чу. С какими гласными буквами они пишутся? Запишите слова с этими буквосочетаниями.

— Прочитайте и назовите слова, где встретились сочетания ча-чу? Запишите эти слова в прописи.

— А что мы видим на следующей строке? (предложение) Как определили, что это предложение? (выражает законченную мысль, начало с заглавной буквы, в конце стоит точка) сколько слов в предложении? Кто прочитает это предложение? Как вы думаете, когда птичкам хочется петь? (когда они сытые, когда им тепло). А мы можем помочь птичкам? (да) Чем?

— Запишите это предложение, диктуя его себе по слогам.

Коммуникативные УУД

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

— умение контролировать и оценивать свои действия.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

— С какой буквой мы познакомились сегодня?

— Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]?

— Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми.

Какое за­дание показалось наиболее интересным?

А какое задание заставило задуматься?

Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

— Каким словом вы бы назвали наше путешествие: чудесное, чрезвычайно интересное, очень трудное, чересчур сложное?

Психологическая оценка настроения учащихся при помощи смайликов

Регулятивные УУД

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here