Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

«Звук и буква Л, л»

Подготовила

учитель начальных классов

Михалева Светлана Ивановна

Павловск 2011

Букварный период обучения грамоте 1 класс.

Тема: Звук и буква Л, л.

Цель: — познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с буквой и со звуком Л,л;

— автоматизировать правильное произнесение [Л]

формирование умения определять местоположение звука в слове.

Коррекционноразвивающие:

— развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры;

— корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами;

— развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений;

— коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.;

Воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; — воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование: иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечания

Оргмомент

Психологический настрой.

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

— Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

На доске Лунтик.

Дети слушают текст.

Подготовительная работа

Давайте нырнем вместе с ним в пруд.

Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).

Ну вот мы и под водой вместе с Лунтиком.

Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это?

— Какая еще есть сестренка у буквы?

— Чем буква отличается от звука?

— Какие бывают звуки?

— Разбейте буквы, которые на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

(а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

л -?

Буквы.

Звук.

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим

Гласные и согласные

Переворачивают лист и называют букву.

Сообщение темы урока

— А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает?

А почему?

— Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя?

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на уроке?

Нет.

Мы ее не изучали.

Со звука Л.

Со звуком и буквой Л, л.

Работа по новой теме

Физминутка.

«Рыбки»

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песок.

— Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

-Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

— С какого звука начинаются все эти слова?

— Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

— Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

— Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи — ?

Ложка — ?

Стол — ?

Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

— Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

— Ребята, это буква Л.

— Скажите, на что она похожа?

— Из каких элементов состоит печатная буква Л?

— Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

— Лунтику понравились все ваши буквы.

— Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук и буква Л, л"

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

Физминутка.

«Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

— Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.

Дети выполняют гимнастику

Стая пиявок.

Лиса, лист, лошадь, лук.

Со звука Л.

Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Жаба Клава.

В начале слова

В начале слова

В конце слова

Буква

Дети отвечают

Из двух палочек.

Выкладывают из камушек букву Л

Краб.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Печатают в блокнотах букву Л.

Выполняют гимнастику

Листы бумаги.

Выполняют задание

(Приложение 1)

Закрепление изученного

— Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1. На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4. Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Отгадывают загадки

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

Итог урока

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

— Какая это буква?

— На что она похожа?

Со звуком и буквой Л

Она согласная и звонкая.

Приложение 1 (http://solnet®.ee)

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук и буква Л, л"

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук и буква Л, л"

Приложение 2 (http://solnet®.ee)

Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук и буква Л, л"

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук и буква Л, л"

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук и буква Л, л"

Список использованной литературы


1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

М., «Просвещение» (2009 г.)

Использованные Интернет-ресурсы

1.http://solnet®.ee (Прложение1,2)

2. http://mamadoma.narod.ru/child0_7.htm (пальчиковая гимнастика «Краб»)

3. http://www.bestschool34.ru/other/368-alfavitnye-fizminutki.html (физминутка «Улитка»)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here