Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
«Звук и буква Л, л»
Подготовила
учитель начальных классов
Михалева Светлана Ивановна
Павловск 2011
Букварный период обучения грамоте 1 класс.
Тема: Звук и буква Л, л.
Цель: — познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить с буквой и со звуком Л,л;
— автоматизировать правильное произнесение [Л]
– формирование умения определять местоположение звука в слове.
Коррекционно—развивающие:
— развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры;
— корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами;
— развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений;
— коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.;
Воспитательные:
— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; — воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;
— воспитание правильной звуковой культуры речи.
Оборудование: иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,
Ход урока.
Деятельность учителя | Примечания | |
Оргмомент | Психологический настрой. – Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?
– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока. Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать. — Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое. |
На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.) (Ответы детей.)
На доске Лунтик.
Дети слушают текст. |
Подготовительная работа | Давайте нырнем вместе с ним в пруд. Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза). Ну вот мы и под водой вместе с Лунтиком. |
Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику |
Актуализация пройденных знаний | Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? — Какая еще есть сестренка у буквы? — Чем буква отличается от звука?
— Какие бывают звуки?
— Разбейте буквы, которые на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику. (а – гласный, у – гласный, м – согласный, звонкий, о – гласный, с – согласный, глухой, х – согласный, глухой, ш – согласный, глухой, л -? |
Буквы. Звук. Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим Гласные и согласные Переворачивают лист и называют букву. |
Сообщение темы урока | — А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? А почему?
— Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? — С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на уроке? | Нет.
Мы ее не изучали. Со звука Л.
Со звуком и буквой Л, л. |
Работа по новой теме | Физминутка. «Рыбки» Рыбки плавают, ныряют в тихий солнечный денек. То согнутся, разогнутся, То зароются в песок. — Посмотрите, кто плывет к нам на встречу? -Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?
— С какого звука начинаются все эти слова? — Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.
— Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это? — Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова. Лыжи — ? Ложка — ? Стол — ? Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше. — Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке? — Ребята, это буква Л. — Скажите, на что она похожа? — Из каких элементов состоит печатная буква Л? — Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л. — Лунтику понравились все ваши буквы. — Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба. Пальчиковая гимнастика Краб Краб ползет по дну, Выставив свою клешню.
Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке. Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку. Физминутка. «Улитка» Ползёт улитка по тропе Свой домик носит на спине. Ползёт тихонько, не спешит По сторонам всегда глядит. Ну, а когда устанет очень И отдохнуть она захочет, То может быстренько свернуться И шаром круглым обернуться. — Посмотрите, что у улитке в домике лежит? На этих листах задание для вас. Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой. |
Дети выполняют гимнастику
Стая пиявок. Лиса, лист, лошадь, лук.
Со звука Л. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют) Жаба Клава.
В начале слова В начале слова В конце слова
Буква Дети отвечают
Из двух палочек. Выкладывают из камушек букву Л
Краб. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Печатают в блокнотах букву Л.
Выполняют гимнастику
Листы бумаги.
Выполняют задание (Приложение 1)
|
Закрепление изученного | — Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас. Загадки «Доскажи словечко»: 1. На скамейке у ворот Лена горько слезы… (льет) 2. Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (лису). 3. У себя в саду Андрейка Поливал цветы из… (лейки). 4. Заставил плакать всех вокруг Хоть он и не драчун, а… (лук). А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся. |
Отгадывают загадки
Соединяют картинки с буквой. (Приложение 2) |
Итог урока | Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение? — С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? — Какая это буква? — На что она похожа? |
Со звуком и буквой Л Она согласная и звонкая. |
Приложение 1 (http://solnet®.ee)
Приложение 2 (http://solnet®.ee)
Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.
Список использованной литературы
1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова
М., «Просвещение» (2009 г.)
Использованные Интернет-ресурсы
1.http://solnet®.ee (Прложение1,2)
2. http://mamadoma.narod.ru/child0_7.htm (пальчиковая гимнастика «Краб»)
3. http://www.bestschool34.ru/other/368-alfavitnye-fizminutki.html (физминутка «Улитка»)