Урок письма в 1 классе
Тема: письмо строчной буквы «а».
Цель: учить писать каллиграфически правильно строчную букву
Воспитывать умение слушать, аккуратно выполнять предложенные задания;
Развивать внимание, память учащихся.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Проблемная ситуация ( слайд 1)
-Р.,к нам на урок пришли наши знакомые Аня и Ваня. Они решили прочитать название журнала но не могут вспомнить
-Давайте поможем им
-Перед вами лежит журнал. Найдите букву А и подчеркните её простым карандашом
-Какая это буква ?
3. Актуализация знаний.
С каким звуком и буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? (а)
Что узнали о звуке? ( гласный, обозначается буквой «а» )
Чем отличается звук от буквы? ( Звук слышим, произносим, букву видим, пишем.)
Назовите признаки гласного звука. ( Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.) .
Игра «Найди букву» ( магнитные буквы на доске )
На доске магнитные буквы в перемешку.
— Найдите среди букв , буквы А
Чем различаются эти буквы? (большие и маленькие)
-А чем похожи ? – Эти буквы печатные
А какие ещё бывают буквы? (письменные)
4.Прогнозирование темы и цели урока:
Кто из вас догадался, что нам предстоит научиться на уроке письма?
5.Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы будем учиться писать срочную букву А
6. Работа над звуковой схемой слов (аист, астра) .
7.Работа в прописи « Мой алфавит»
-Р. Откройте свои прописи на страничке 6 ( Слайд 2 )
— Посмотрите на экран
Я предлагаю вам отгадать загадку: по первому звуку каждого слова угадайте слово.
— Проверим ( слайд 3 ) (аист)
— ( слайд 4 )
— Посмотрите на схему слова аист.
— Давайте определим сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на локотки. Хором произносим и считаем.
— Сколько слогов? 2
— Назовите первый слог – А
— Назовите второй слог- ИСТ
— А сейчас выясним какой из них ударный
— Давайте позовём слово в гости. АААААист
— Какой слог ударный? А
-Назови первый слог ? а
— Ск. В нём звуков? 1
Какой он? (гласный)
— Почему? (не встречает во рту преграду)
— Обведите кружок красным цветом.
— Назовите второй слог . (ист)
-Ск. в нём звуков? (3)
— Назовём по порядку:
-Назовите первый звук (И), какой он? (гласный)
— Назовите второй звук (С) , какой он? (согласный, твёрдый),
— Почему? (встречает во рту преграду)
— Последний звук – Т, какой он? (согласный)
ИТАК , в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.
( слайд 5 )
Угадайте второе слово по первому звуку каждого слова (астра)
Проверим ( слайд 6 )
( слайд 7 )
Посмотрите на экран. Верно ли составлена схема слова астра ? ( Нет , не хватает последней буквы А )
Приготовили ладошки . Определим сколько слогов в слове «АСТРА»
— аааааа-стра
— Ск. слогов ? 2
— Какой первый? А
— Какой второй? СТРА
— Узнаем какой из них ударный.
— Позовём слово: ААААААстра
-Какой слог ударный? А
— Найдите схему в тетради и нарисуйте красный кружок.
-Назовите второй слог? Стра
-Какой первый звук в этом слоге? С
-Какой он? (Согласный)
-В схеме обведите его синим кружочком с преградой
-Какой следующий звук ? Т, -Какой он? (Согласный)
-В схеме обведите его синим кружочком с преградой
-Какой следующий звук ? Р, -Какой он? (Согласный)
-В схеме обведите его синим кружочком с преградой
-Какой следующий звук ?А,
-Какой он? (Согласный)
-В схеме обведите его красным кружочком
ИТАК , в слове АСТРА – 2 слога, первый ударный, 5 звуков.
— Чем похожи эти слова ? (Начинаются со звука А)
— А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук ( буквой А)
8. Письмо, печатные буквы А
Работа с плакатом «Сиди правильно».
-Рассмотрите внимательно образец печатной буквы А
На уроке чтения вы уже учились печатать букву «А» , обведите букву по образцу и пропишите строку до конца.
-Какие мы буквы сейчас писали? (печатные)
— А какие еще бывают буквы?(письменные).
-Кто догадался чему мы будем учиться на уроке письма?
— А какую букву мы будем учиться писать?
I Анализ строчной буквы «А»
-
Показ строчной буквы «А»
-
Рассмотрите из каких элементов состоит буква «А» (овал, прямая, наклонная с закруглением в право) (Слайд 8)
-
Даю образец написания на доске. (экране) (слайд 9)
-
Письмо на карточке.
-Пропишем букву по образцу на картоне под счет.
5. На ладошке подсчет
6 .В тетради по образцу в правом верхнем углу тетради
—Пишем подсчет в тетради
-Приготовились.
И—раз—и
А теперь пишем на строке строке букву а и элемент буквы а
Дописываем строчку до конца
Вспомним из каких элементов состоит состоит строчная буква «А»? (овал, прямая, наклонная с закруглением в право)
— А теперь на третьей строке пропишем элементы буквы «А»
-
Строчку короткой наклонной линии с закруглением вправо
-
следующая строка овал чередуем с короткой наклонной линией с закруглением вправо
ФИЗМИНУТКА музыкальная(Рефлексия)
—А сейчас закрепим написание буквы «А» строчной
-Работаем на следующей строке (буква «А»)
-Обведем букву «А» и две короткие наклонные линии
— Повторим образец
— Пишем две буквы «А» с нижним соединением и две короткие наклонные линии
-Итак далее , до конца.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками)
Только уставать начнём
Пальцы сразу разожмём
Мы пошире их раздвинем
Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть)
Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх)
Ну а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки.
-Продолжим работать.
-Мы будем учиться писать две буквы «А» в соединении и две наклонные линии.
9.Закрепление:
На свободной строке напиши букву «а», если слово начинается со звука «а».
атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел
Сколько раз написали букву «а»? ( 4 )
10. Загадка про ОСЕНЬ.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …(осень)
-Чем она богата, и у нас на картине художник изобразил (внизу тетради мы видим кар-и)
-Итак..
— Какие вы видите фрукты и овощи ?
— Обведите только те , в названиях которых ты слышишь звук А
Что стало лишним ?
-Отметьте красным кружком место звука, а в словах БАНАН. ГРУША.РЕПА.
11. Работа в парах (по карточкам
А сейчас поработаем в парах.
На карточке отметьте красным кружком место звука слова Ананас
-Пара берется за руки на локотке и поднимает руки.
Пара выходит к доске и показывает свою схему.
-Итак. В слове ананас сколько отметили звуков А (3)
12.Игра (Слайд 11)
Назови все слова , которые начинаются на звук А
13. Итог урока Рефлексия:
— Чему учились сегодня на уроке ?
— Какие задания понравились больше всего?
— Какие затруднения остались?
— У вас на партах лежат смайлики . Ребята если урок вам понравился , вы все поняли , то покажите мне соответствующий смайлик , если вам что- то было не понятно, то другой соответствующий смайлик, если было не интересно и вы ничего не поняли то покажите этот смайлик (Образцы смайликов показываю на доске )
-Молодцы! Слайд 12