Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края
Конспект урока по чтению и развитию устной речи
для 2 класса
по теме: С. Маршак «Песенка о вежливости».
подготовила
учитель начальных классов
Мария Яковлевна Попович
с. Ванновское
2012г
Цель:
— познакомить с произведением С. Я. Маршака «Песенка о вежливости»;
— развивать технику чтения, формировать осмысленное чтение, активизировать словарь; коррегировать память, аналитико — синтетическую деятельность учащихся на основе упражнений в нахождении ответов на вопросы в тексте;
— воспитывать умение быть вежливым по отношению к окружающим.
Оборудование: учебник, картинки.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Садитесь, ребята!
Прозвенел звонок, начался урок.
На уроке тишина,
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры
В вестибюли, в коридоры.
Нам урок пора начать
И заданье проверять.
2.Проверка домашнего задания:
Проверяем домашнее задание.
— Что было задано на дом? (Прочитать рассказ А. Седугина «Брысь, шапочка!»)
— Как нужно читать рассказ? (Громко, четко, не спеша, выразительно).
Давайте послушаем рассказ.
Дети читают рассказ. Оценки за домашнее задание.
3. Актуализация знаний:
— О чем мы прочитали рассказ? ( О вежливости).
— Ребята, посмотрите на доску, на доске пословицы о вежливости. Каждая пословица, состоит из двух частей. Посмотрите, правильно составлены пословицы. ( —вперед пригодится, Поклониться; а будь приветлив, В чужом доме не будь приметлив.).
Дети читают пословицы (Неправильно).
— Кто может прочитать правильно первую пословицу? (Поклониться – всегда пригодиться).
— Прочитайте правильно и вторую пословицу. (В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.)
— Как вы понимаете эти пословицы? ( Если вы будете уважительно относиться к окружающим, то и к вам будут хорошо относиться. В гостях мы должны вести себя доброжелательно.)
3. Введение в тему:
— Ребята, вспомните название раздела, который мы изучаем. Как он называется? (Если вы вежливы…)
— Чему посвящен этот раздел? (Вежливости, хорошему поведению)
— Что значит «быть вежливыми»?
Слово об авторе (фото на доске).
Самуил Маршак родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец его работал мастером на мыловаренном заводе. Мать была домохозяйкой. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта, и считал его очень одаренным.
Маршак много учился, путешествовал по свету. Занимался благотворительностью. Давал средства для строительства детских домов. У него была дружная семья (супруга, два сына и дочка)
За свою жизнь Самуил Яковлевич получил много наград и орденов.
Сегодня мы с вами прочитаем произведение С. Я. Маршака «Песенка о вежливости». Послушайте и скажите: что значит «быть вежливым в душе»?
4. Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем отдыхать!
Спинки бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
5. Работа по теме:
Чтение учителем стр. учебника 172-173 .
Беседа по прочитанному:
Что значит «быть вежливым в душе»?
Как вы понимаете выражение «к совести не глухи»?
Найдите в тексте как нужно вести себя в транспорте.
Почему инвалиду нужно помочь войти в транспорт? Как бы вы это сделали?
Почему не нужно ждать, когда тебя о чем-то просят?
Чтение по цепочке (по образцу).
6. Закрепление изученного материала:
Как называется произведение которое мы сегодня читали? ( Песенка о вежливости).
Кто автор этого рассказа? ( Маршак С.Я.).
О чем это произведение? (О вежливости).
Чему учит на песенка? (Культуре поведения)
Вам понравилась песенка? (Да).
Выразительное чтение.
7. Итог:
Выставление оценок за урок.
8. Домашнее задание:
стр. учебника 172-173 читать и нарисовать рисунок по произведению для пересказа.
Урок окончен.
Литература:
1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия».2000.
2.Фалькович Т. А. Барыкилкина Л. В. Сценарий занятий по культурно- нравственному воспитанию школьников. М. :ВАКО. 2008..
3.Чтение: 2 класс: Учебник для специальных ( коррекционных) образ. учрежд.VIII вида / Авт. — сост. Ильина С. Ю. — 8-е изд. — Спб.: филиал изд- ва «Просвещение», 2011.
Литература:
-
Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М., 1991.
-
Окружающий мир. 1 класс. Часть1/1. Часть ½ / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – М.: Инпро –Рес, 1995.
-
Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.
-
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией: доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2006.
-
Развитие речи 2 класс: конспекты уроков/авт.-сост. Е. М. Матвееева.-Волгоград: Учитель, 2010.