Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края

Конспект урока по развитию устной речи

для 2 класса

«Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха.

Узнавание и называние.»

подготовила

учитель начальных классов

Мария Яковлевна Попович

с. Ванновское

2012г

Цель:

-дать детям представление об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений в неживой природе, познакомить с раннецветущими растениями на примере изучения мать-и-мачехи и медуницы;

— развивать умение рассматривать особенности внешнего вида строения растений, развивать речь, внимание, обогащать словарный запас;

— воспитывать интерес к познанию нового.

Оборудование: натуральные цветы мать-и-мачехи, предметные картинки с изображением раннецветущих растений, слова-опоры по теме.

Ход урока:

I.Введение в тему урока

Беседа.

— Какое время года наступает после зимы? (весна)

— Послушайте стихотворение и скажите, сколько дел у весны?

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава,

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

На зеленой ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

Обойти луга с гребенкой,

Птиц вернуть издалека.

Точно к сроку, но не на спех

Выбрать музыку для птиц,

И поднять лентяев на смех,

Нахватавших единиц.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра,

И тепло в лесные норки

Принести давно пора!

Подсластить цветы для пчелки,

Вовремя полить сады,

Наточить ежу иголки,

Вставить кисточки в плоды,

Чтобы слива стала сливой…

Будь и ты трудолюбивой.

Франтишек Галас

— Сколько дел у весны вы услышали в стихотворении? (5)

— А что посоветовал автор стихотворения вам, ученикам? (быть трудолюбивыми)

— Так давайте же трудиться. Сегодня на уроке вы познакомитесь с интересными растениями, узнаете, почему они называются раннецветущими. Тема нашего урока — «Раннецветущие растения»

II. Изучение нового материала

Беседа.

— Что вы видите сейчас за окном? (Травку, почки, цветы, птиц)- Верно, мы видим набухшие почки на деревьях и кустарниках, зеленую траву, цветы. Сегодня вы познакомитесь с двумя раннецветущими растениями — медуницей и мать -и мачехой, научитесь их сравнивать.

В конце урока вы узнаете, почему эти растения называются раннецветущими.

Рассматривание предметных картинок, знакомство с цветами.

— Посмотрите на этот прекрасный цветок – мать-и-мачеху.

— Назовите части растения (Листья, стебель, цветок)

— Какие листья у мать-и-мачехи? 9Сверху гладкие, снизу пушистые)

— Какой стебель? (Невысокий)

— Какие цветки у растения? (Желтого цвета)

Рассказ учителя.

— Пригрело солнышко весеннее, и рассыпались на проталинах круглые золотые монетки. Весну цветов открывает сверхранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой цветочек растет на солнечных склонах и распускается раньше всех трав. У мать-и-мачехи невысокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Настоящие же листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти круглые, темно-зеленые.

— Кто из вас знает, почему цветок получил название «мать-и-мачеха»? (Предположения детей)

— Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладить ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая мамочка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи. Цветы мать-и-мачехи собранны в круглое соцветие-корзинку. Каждый же цветок в отдельности очень мал, и чтобы насекомые их заметили, они собранны в яркое золотое соцветие. Недавно проснувшиеся после долгой зимы пчелы и шмели летят к цветам мать-и-мачехи за медом и, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Когда цветок мать-и-мачехи отцветет, он превратится в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземлится, парашютик отпадает. Если у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого нектара.

-Когда расцветает мать-и-мачеха? Почему цветок получил такое название? Как выглядит цветок?

— Давайте познакомимся со следующим цветком, который называется медуница.

— Назовите части этого растения. (Стебель, листики, цветки) На что похожи цветки медуницы? (На маленькие колокольчики)

— Какого они цвета? (Сиреневые, синие и розовые)

— Какие листики? (Похожи на треугольники)

— А стебель? (Тоненький)

Рассказ учителя.

— Ранняя весна. В лесу, еще не украшенном свежей молодой листвой, светло, просторно, солнечно. В сухой прошлогодней листве под деревьями и кустами вспыхнули сиреневые, ярко-синие и розовые цветы медуницы. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие — сиреневые, третьи – ярко-синие. Почему? Розовую окраску имеют нераскрывшиеся бутоны и более молодые цветки, сиреневую — зрелые, а синюю — уже отцветающие. Каждый цветок медуницы на протяжении своей жизни меняет цвет, ведь разноцветные соцветия ярче выделяются на сером ковре листьев и насекомые быстрее из замечают. Кроме того по окраске цветка пчелы сразу определяют есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Пчела не подлетает к синим и розовым, а, не тратя времени даром, садится сразу на сиреневые цветы. Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветы этого растения наполнены сладким, душистым нектаром. Медуница очень любит яркий солнечный свет. Поэтому и расцветает она, когда деревья еще не оделись листвой. А вот тепла этому цветку много не надо, даже холодные ночи его не пугают. Медуница цветет всего две-три недели. Затем вместо цветков на стебле медуницы появляются плоды с семенами. Потом листья и стебельки желтеют и полегают на землю, а затем и вовсе засыхают. Но медуница не погибает! В земле сохраняются корневища с запасом питательных веществ, которые пригодятся растению следующей весной.

-Как выглядит медуница?

— Почему на стебельке медуницы цветки разного цвета?

— Почему цветок получил такое название?

-Когда расцветает медуница?

Физминутка.

Наши нежные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

III. Закрепление

— С какими цветами мы сегодня познакомились?

— Что общего есть у этих растений?

— Когда зацветают эти растения?

— Верно, это раннецветущие растения. Есть ли на деревьях листва, когда появляются эти растения?

— Значит, они цветут какими? (Первыми) да, это первоцветы. Итак, почему эти цветы называются раннецветущими первоцветами?

IV. Итог урока

Домашнее задание:

— Зарисуйте цветы в тетрадь. Подпишите части растений.

Оценки.

Литература:

  1. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М., 1991.

  2. Окружающий мир. 1 класс. Часть1/1. Часть ½ / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – М.: Инпро –Рес, 1995.

  3. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.

  4. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией: доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2006.

  5. Развитие речи 2 класс: конспекты уроков/авт.-сост. Е. М. Матвееева.-Волгоград: Учитель, 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here