Мозжегорова Стелла Александровна
МАОУ СОШ№4,г.Новый Уренгой
Учитель начальных классов
Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса.
Тема урока: «Составление слого-звуковых схем»
Цель: Формирование звукового анализа и синтеза с целью овладения письмом. Задачи:
-
Образовательные: формировать понятия «символ»; расширять словарь учащихся через специальные учебные задания.
-
Коррекционно – развивающие: развивать зрительный анализ и синтез; пространственные представления; ассоциативное мышление; навыки письма через специальную организацию урока.
-
Воспитательные: воспитывать аккуратность; учебную дисциплину; чувство ответственности.
Оборудование: карточки символы частей тела, кассы букв и слогов, картинка с ёжиками для тренировки глаз, разрезные картинки гласных букв, тетради, ручки.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | |
Организационный момент. | Здравствуйте ребята! — Какое сейчас время года? — Какой сегодня день недели? — Какой сейчас урок? — Что нам надо приготовить для урока? -Садитесь.
| Здороваются.
Дети отвечают на вопросы и садятся на места. |
|
Пальчиковая гимнастика.
| -Приготовьте ваши ручки. -Делаем колечки каждым пальчиком. -Называем пальчики. -Делаем цепочки. -Упражнение « цветок». -Погреем ручки. -Остудим ручки. |
Повторяют за учителем.
|
|
Объяснение материала.
Физминутка
| -Ребята что такое символ?
-Что обозначает символ? Учитель выставляет на доске символы (голова, глаза, рот, уши). — Егор выходи к доске и разложи символы, а ребята будут тебе помогать с места. — Ребята правильно Егор разложил символы? -Зачем нам нужна голова? -Зачем нужны глаза? -Зачем нужен рот и уши? -Пригодится ли нам это всё на уроке? — Что ещё нам необходимо, чтобы красиво писать? -Ребята к нам пришёл ёжик и привёл с собой друзей, давайте их посчитаем. Учитель выставляет картинку. — Но чтобы посчитать, сколько ёжиков, их надо найти. (упр. на внимание) -Молодцы! — А сейчас возьмите свои кассы букв и слогов, мы с вами будем составлять схемы слов. -Слово ДОМ. — Что мы определяем первое? -Сколько слогов в слове? -Какой звук первый? -Какой звук второй? -Какой звук третий? -Как мы обозначаем твердость и мягкость звуков? -Следующее слово КИТ ( работа проходит по той же схеме). — Ребята вспомните правило, как определить, сколько слогов в слове? — Давайте разберём слово РУКА -Какой первый звук? -Каков второй звук, третий и четвёртый? -Сколько гласных в слове? -Сколько слогов? -Какое слияние у слога — РУ -Какое слияние у слога – КА — Разберём слово ПИЛА (работа проходит, как и со словом РУКА)
-Устали? Давайте отдохнём. Вытяните правую ручку вверх, вниз ладошкой опустите, вытяните левую ручку вверх, вниз ладошкой опустите. Присядьте, потянитесь. Садимся на места. | -Символ это рисунок. -Рисунок обозначает действие или предмет. Ученик раскладывает символы.
-Да. Ученики отвечают на вопросы и объясняют, зачем нужны данные символы. -Руки и пальцы.
Находят ёжиков глазами и считают.
Один ученик работает, у доски остальные собирают, схемы на своих местах.
-Сколько гласных, столько и слогов.
Один ученик работает с одним словом у доски, остальные работают на местах.
Повторяют за учителем. |
|
Работа в тетрадях. | — Садимся за столы и открываем тетради. — У вас в тетрадях недописанные элементы букв вам надо их дописать. -Тот, кто уже закончил писать закрывает тетрадь.
|
Ученики работают самостоятельно. |
|
Заключительная часть. | -Ребята выполним ещё одно задание, у вас на столах лежат части картинки, вам надо собрать их в единое целое и посмотрим, что за картинки у вас получатся. -Кто составил, поднимаем руки. — Какие звуки обозначают эти буквы. _Чем отличаются звуки от букв?
| Ученики составляют картинки гласных букв (А,Е,О,У,И,Я) в парах.
Называют звуки. -Звуки мы слышим и говорим, буквы видим и читаем. |
|
Подведение итогов. | — Чем мы сегодня занимались? — Что вам понравилось на уроке? Молодцы! Вы все сегодня хорошо потрудились.
| Отвечают по теме урока. |
|