Урок русского языка в 1 классе

«Текст. Оформление предложений в тексте»

Цель: закрепление правил написания предложений в тексте

Задачи :

  1. Наблюдение за связью по смыслу предложений в тексте как одной из его особенностей.

  2. Способствовать приобретению учащимися умения делить текст на предложения, работать с деформированным текстом.

  3. Применять дифференцированное обучение при работе над одним и тем же текстом.

  4. Стимулировать учащихся для развития умения следить за работой класса, выработки единого темпа работы.

  5. Создать условия для работы самостоятельно и развития у учеников уверенности в свои силах.

  6. Способствовать воспитанию любви к родной природе, воспитанию усидчивости, самостоятельности и аккуратности при работе в тетрадях.

Оборудование : листы размером половины листа А4 с текстом, листы для письма ( половина тетрадного листа) , имеющие форму паруса , где учащиеся выполняют работу. На доске большой фрегат

ФРЕГАТ

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

Сегодня мы отправимся в путешествие. В путешествие по морю наших знаний. Отгадайте , на чём мы отправляемся?

От ветра он не прячется,

А, грудь подставив, катится.

(парусник)

На паруснике мы и отправимся.

Наши паруса- это листочки, на которых вы будете работать, потом мы проверим ваши работы, если будут ошибки, я их буду прокалывать иголочкой, то есть на наших парусах появятся дырочки. И в конце урока мы посмотрим, сможем ли мы с вами передвигаться дальше по морю наших знаний или же дырочки в парусах будут говорить о том, что мы не готовы плыть дальше и нам стоит остановиться на теме, которую сегодня закрепляем. ( У детей листочки с разлиновкой в форме парусов для фрегата, и печатные листы, где записаны задания).

Эти паруса мы прикрепим на наш фрегат ( фрегат на доске).

  1. Постановка учебной проблемы.

У .Над чем же мы будем работать?

На доске у меня написаны слова, какое задание вам надо выполнить?

Д. Надо вставить букву, которая пропущена и объяснить их написание.

Слова:

Уч.ник м.дведь т.кст п.нал

Д. Надо вставить гласный звук Е

Орфограмма- безударные гласные, которые надо запомнить.

У. А какое слово тут можно считать лишним и почему?

Д.

— Лишнее слово текст, потому что, слова ученик, медведь и пенал –это словарные слова.

У. Тогда прописываем у себя в листочках эти слова, выделяя орфограммы.

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Посмотрите на своё «лишнее» слово. И еще посмотрите на задание на ваших парусах. Есть ли что -то связывающее их?

Д. могут сделать вывод, что ничего общего нет. Тогда пока оставляем тему в покое и пытаемся вывести цели ( хотя у меня на уроке 5 учащихся ответили так: лишнее слово «текст» и на парусах у нас тоже текст, значит, тема нашего урока- текст. Только на листочках в тексте есть неточности и ошибки, их надо исправить и будет правильный текст. Так как не у всех могут так ответить дети, поэтому пытаюсь в конспекте объяснить , как действовать дальше, если такового ответа не последовало).
Поиск совместного решения проблем.

У. Давайте посмотрим свои паруса. Что там надо сделать?

Можем ли мы назвать то, что перед вами лежит текстом? Почему?

Д.

Нет, назвать текстом мы это не можем, потому что тут нет предложений, а текст- это несколько предложений, связанных по смыслу.

У. Значит, какую цель урока мы может перед собой поставить? Что нам надо сделать, чтобы получился текст?

Д.

Надо найти границы предложений. Значит, цели урока— это работа с текстом, научиться находить границ текста, повторить правила написания предложений и текста.

У. Я буду читать вам текст, а вы, если считаете нужным поставить тут точку, то хлопаете в ладошки.

Я читаю текст, вместе с детьми обсуждаем, где надо ставить точку, почему они так считают (смысл сказанного закончился, значит и предложение закончилось) и как надо писать следующую букву (то есть как писать начало предложения).

У учащихся с уровнем развития выше среднего пропущены буквы, с орфограммами- жи, ши, ча,ща,чу,щу.

Стоит сильная жара в саду поспели душ.стые ягоды мама в большом тазу варит на плите варенье пуш.стй рыж.й котёнок васька спит у двери.

У учащихся с уровнем развития высокий пропущены орфограммы написания безударных гласных в корне слова и написание парных согласных на конце.

Ст.ит сильная жара в с.ду поспели душ.стые ягоды мама в б.льшом т.зу варит на пл.те варенье пуш.стый рыж.й к.тёнок васька спит у дв.ри.

У учащихся со средним уровнем и уровнем ниже среднего развития нет пропущенных букв. Их задача- расставить точки и списать текст, соблюдая правила написания предложений.

Стоит сильная жара в саду поспели душистые ягоды мама в большом тазу варит на плите варенье пушистый котёнок васька спит у двери.

Посмотрите на своё «лишнее» слово. И еще посмотрите на задание на ваших парусах. А теперь есть ли что -то связывающее их? А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Д. Лишнее слово «текст» и на парусах у нас тоже текст, значит, тема нашего урока- текст.

У. Вы видите, что у кого- то пропущены буквы.

Давайте посмотрим и объясним, какие буквы надо вставить и какие орфограммы мы встречаем?

Дети называют свои орфограммы и правила написания слов.

  1. Физкультминутка.

  2. Нахождение окончательного решения.

У. А что нам еще осталось сделать? Что не хватает нашему тексту?

Д. Надо озаглавить текст.

У. А какое название вы бы дали этому тексту?

Д. Предлагают свои варианты

лето.

душистые ягоды.

Выбираем один из вариантов и записываем название.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Я прохожу и помогаю ребятам, у которых возникли затруднения.

  1. Итог урока.

Я проверяю работы учащихся, если есть ошибки во вставленных буквах, булавкой прокалываю место ошибки и ВСЕ паруса на доске вывешиваем ( они размером небольшие, поэтому умещаются все).

Мы с ребятами смотрим, много ли мы допустили ошибок, много ли проколов в наших парусах ( на данном уроке в моем классе было очень мало ошибок) и делаем вывод, сможем ли мы продолжать плыть по морю наших знаний, или нам стоит остановиться еще на изучении данной темы ( в нашем случае оказалось, что тему усвоили мы хорошо и посвящать еще урок изучению данной темы не стоит).

Выяснили, что у нас не получилось, почему, где возникли затруднения, что КАЖДОМУ необходимо повторить и выучить для выхода из данных затруднений, нужна ли помощь учителя, чья помощь еще может понадобиться?

И учащиеся сделали вывод, что мы может плыть по морю знаний дальше, получать новые знания, углубляться в изучении русского языка.

Мною было предусмотрен и другой сценарий развития. Если бы учащиеся допустили много ошибок ( то есть на работах-парусах оказалось бы очень много проколов) и сказали, что тему они не усвоили ( если в парусах фрегата много проколов, то плыть дальше очень затруднительно, сначала надо «залатать» все дырки, чтобы плыть быстрее), если бы сказали, что возникли большие затруднения, тогда вывод был бы другим ( и в этом мне бы опять помогли учащиеся с высоким уровнем развития): нам необходимо остановиться на теме « Текст», дальше плыть по морю знаний не стоит, потому что есть пробелы в знаниях и усвоить следующую тему нам будет сложно. ( За данный период обучения учащиеся с высоким уровнем развития научились делать грамотные выводы, оперировать понятиями и научными терминами).

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here