Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края
Конспект урока по развитию устной речи
для 2 класса:
«Сезонные изменения в природе в весенние месяцы: потепление, таяние снега, прилет птиц»
подготовила
учитель начальных классов
Мария Яковлевна Попович
с. Ванновское
2012г
Цель урока:
— показать пробуждение природы, выделить признаки весны, дать представление учащимся об изменениях в жизни растений, животных,
человека весной;
— развивать речь, внимание, память;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: индивидуальные карточки для самостоятельной работы, картинки с изображением весенних месяцев, птиц, первоцветов, рабочие тетради.
Ход урока:
I.Организационный момент
— Ребята, а какой у нас сейчас урок? А что значит «развитие устной речи»?
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
— Прежде чем объявить тему урока, я хотела бы вам загадать загадку. Вы её внимательно послушайте и дадите мне ответ.
Клёнам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку – подругу! /весна/
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/
— Скажите, какое сейчас время года?/весна/
— А какое время года она сменяет? /зиму/
— Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./
— А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./
— Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
— А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.
— МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по – тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
— АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
— МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.
— Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.
— А вы когда–нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно?
Физкультминутка
1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я быстрей бегу, лютики, ромашки, жёлтенькие кашки, собирает первый класс, вот такой букет у нас!
III. Совместное открытие новых знаний
— Мы с вами говорили о весенних признаках.
— А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке из прочитанных мною стихотворений о весне.
1. «Всё ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце жёлтыми кругами
В лесу деревья обвело».
/Солнышко стало ярче пригревать, дни стали длиннее/
2. «А рядом у проталинки в траве, между корней
Бежит, струится маленький, серебряный ручей»
— Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега./появились проталины, ручьи/
3. «Ручьи, журча, и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину шумную спешат. /появились ручьи, лужи/
4. «А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала светлей.
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей». /начался ледоход на реке/
IV. Первичное закрепление
— А сейчас обратите внимание на картину. /на доске картинка весны /Грачи прилетели/
— Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Назовите эти признаки?
— Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/
Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
Картина так и называется «Грачи прилетели».
— А сейчас рассмотрите птиц и их гнёзда /на доске картинка с изображением птиц и их домиков/.
— Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?/синица зимует, а так как грачи открывают весну, то следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка/.
— Какие гнёзда построили сами птицы, где им люди помогли? /построили кормушки, скворечники/.
— Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.
— А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/
— В апреле фестиваль цветов открывает мать-и-мачеха. Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.
— Ребята, многие цветы взяты под охрану. Одним из таких цветов является сон-трава. Как вы думаете, почему это происходит?
— Скажите, повлияла ли весна на жизнь зверей? А как?
/ весной после спячки пробуждаются медведи, зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей/
— Весной охота на зверей строго запрещена. Почему?
— Почему нельзя ловить пчёл, шмелей, бабочек?
/они опыляют растения. Там, где нет шмелей, клевер не приносит семена, пчела мёд готовит, цветы опыляет/.
— А сейчас мы поддержим бабочек физкультминуткой.
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела, полетела…
V. Самостоятельная работа
— А как с приходом весны меняется жизнь людей?
— какие работы ведут весной люди на полях, в садах и огородах?
— Как вы помогаете старшим весной в саду, огороде?
— У вас на столе лежат карточки.
— Сейчас вы подчеркнёте правильные ответы на вопрос: «Как меняется природа весной?»
Стало холоднее Стало теплее
Снег тает Земля покрыта снегом
Река замерзает Лёд на реке сходит
Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга
VI. Самопроверка
Стало теплее, Снег тает, лёд на реке сходит, птицы улетают с юга.
VII. Итог урока
— По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./
— Какова главная причина весенних явлений? (потепление)
— Что нового узнали на уроке?
— У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листочки и снежинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите зелёный листочек, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинку.
-На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.
Домашнее задание:
-Нарисуйте в тетрадях первые весенние цветы и подпишите их названия.
Литература:
-
Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М., 1991.
-
Окружающий мир. 1 класс. Часть1/1. Часть ½ / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – М.: Инпро –Рес, 1995.
-
Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.
-
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией: доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2006.
-
Развитие речи 2 класс: конспекты уроков/авт.-сост. Е. М. Матвееева.-Волгоград: Учитель, 2010.