Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края

Конспект урока по развитию устной речи

для 2 класса:

«Сезонные изменения в природе в весенние месяцы: потепление, таяние снега, прилет птиц»

подготовила

учитель начальных классов

Мария Яковлевна Попович

с. Ванновское

2012г

Цель урока:

— показать пробуждение природы, выделить признаки весны, дать представление учащимся об изменениях в жизни растений, животных,

человека весной;

— развивать речь, внимание, память;

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: индивидуальные карточки для самостоятельной работы, картинки с изображением весенних месяцев, птиц, первоцветов, рабочие тетради.

Ход урока:

I.Организационный момент

— Ребята, а какой у нас сейчас урок? А что значит «развитие устной речи»?

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

— Прежде чем объявить тему урока, я хотела бы вам загадать загадку. Вы её внимательно послушайте и дадите мне ответ.

Клёнам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга

И на север провожаю

Зимушку – подругу! /весна/

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/

— Скажите, какое сейчас время года?/весна/

— А какое время года она сменяет? /зиму/

— Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./

— А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./

— Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).

— А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.

— МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по – тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

— АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.

— МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.

— Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.

— А вы когда–нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно?

Физкультминутка

1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я быстрей бегу, лютики, ромашки, жёлтенькие кашки, собирает первый класс, вот такой букет у нас!

III. Совместное открытие новых знаний

— Мы с вами говорили о весенних признаках.

— А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке из прочитанных мною стихотворений о весне.

1. «Всё ярче, ярче дни за днями,

Уж солнце жёлтыми кругами

В лесу деревья обвело».

/Солнышко стало ярче пригревать, дни стали длиннее/

2. «А рядом у проталинки в траве, между корней

Бежит, струится маленький, серебряный ручей»

— Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега./появились проталины, ручьи/

3. «Ручьи, журча, и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину шумную спешат. /появились ручьи, лужи/

4. «А там по нивам на просторе

Река раскинулась, как море,

Стального зеркала светлей.

И речка к ней на середину

За льдиной выпускает льдину,

Как будто стаю лебедей». /начался ледоход на реке/

IV. Первичное закрепление

— А сейчас обратите внимание на картину. /на доске картинка весны /Грачи прилетели/

— Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Назовите эти признаки?

— Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/

Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.

Картина так и называется «Грачи прилетели».

— А сейчас рассмотрите птиц и их гнёзда /на доске картинка с изображением птиц и их домиков/.

— Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?/синица зимует, а так как грачи открывают весну, то следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка/.

— Какие гнёзда построили сами птицы, где им люди помогли? /построили кормушки, скворечники/.

— Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.

— А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/

— В апреле фестиваль цветов открывает мать-и-мачеха. Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.

— Ребята, многие цветы взяты под охрану. Одним из таких цветов является сон-трава. Как вы думаете, почему это происходит?

— Скажите, повлияла ли весна на жизнь зверей? А как?

/ весной после спячки пробуждаются медведи, зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей/

— Весной охота на зверей строго запрещена. Почему?

— Почему нельзя ловить пчёл, шмелей, бабочек?

/они опыляют растения. Там, где нет шмелей, клевер не приносит семена, пчела мёд готовит, цветы опыляет/.

— А сейчас мы поддержим бабочек физкультминуткой.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела, полетела…

V. Самостоятельная работа

— А как с приходом весны меняется жизнь людей?

— какие работы ведут весной люди на полях, в садах и огородах?

— Как вы помогаете старшим весной в саду, огороде?

— У вас на столе лежат карточки.

— Сейчас вы подчеркнёте правильные ответы на вопрос: «Как меняется природа весной?»

Стало холоднее Стало теплее

Снег тает Земля покрыта снегом

Река замерзает Лёд на реке сходит

Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга

VI. Самопроверка

Стало теплее, Снег тает, лёд на реке сходит, птицы улетают с юга.

VII. Итог урока

— По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./

— Какова главная причина весенних явлений? (потепление)

— Что нового узнали на уроке?

— У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листочки и снежинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите зелёный листочек, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинку.

-На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.

Домашнее задание:

-Нарисуйте в тетрадях первые весенние цветы и подпишите их названия.

Литература:

  1. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М., 1991.

  2. Окружающий мир. 1 класс. Часть1/1. Часть ½ / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – М.: Инпро –Рес, 1995.

  3. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.

  4. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией: доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2006.

  5. Развитие речи 2 класс: конспекты уроков/авт.-сост. Е. М. Матвееева.-Волгоград: Учитель, 2010.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here