Конспект урока русского языка во 2 классе 


Пояснительная записка.

Тема урока: «Что такое тема и главная мысль текста». 

Класс: 2 (4 учащихся: 2ученика учатся хорошо, 2 ученика — удовлетворительно;

Программа: Школа России.

Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2012.

Количество часов: в год – 170., в неделю – 5ч.

Тип урока: урок введения новых знаний. 

Дата проведения: 7 сентября 2012 года.

Цель: научить определять тему и главную мысль текста. 

Планируемые результаты: 

Познавательные: 
— умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 

Регулятивные: 
— умение прогнозировать предстоящую работу; 
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Коммуникативные: 
— умение слушать и понимать других;
 
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 
— умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 

Предметные: 
— выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста. 

Используемое оборудование: 
— рабочая тетрадь, 
— учебник В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2012. – (Школа России). – 170ч. в год. – 5ч. в неделю.

Ход урока 


I. Организационный момент. 

Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению и предстоящему занятию.

— Прозвенел звонок и смолк, 
Нам пора начать урок. 

— Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

— Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

— Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

— Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?

— Я желаю всем маленьких удач на уроке.

II. Актуализация знаний. 


1. Минутка чистописания.
Цель данного этапа – тренировка навыка письма; формирование самоанализа и самоконтроля.

Дети читают запись на доске:

Грамоте учиться — вперед пригодится.

— Объясните смысл пословицы.

— А теперь выберете для себя буквы и буквосочетания, написание которых требует отработки.

Но чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Здравствуй, пальчик – дедушка, 

Здравствуй, пальчик – бабушка, 
Здравствуй, пальчик – папа, 
Здравствуй, пальчик – мама, 
Здравствуй, пальчик – Я. 
Здравствуй, вся моя семья! (Дети массируют поочередно каждый пальчик) 
(Дети прописывают выбранные буквы)

2. Мозговой штурм.

— Что можно составить из слов? (Предложения). 
-Что вы знаете о предложении? (Ответы детей). 
-Что можно составить из предложений? (Текст) 
-Что вы знаете о тексте? (Ответы детей) 
— Сейчас вы разделитесь на две группы. У каждой группы 2 конверта. 
— Возьмите конверт №1.Откройте. Что вы там увидели? 
— Нужно из слов составить предложение. Как только будете готовы, один ученик выходит и показывает предложения, которые получились (на выполнение работы 3 минуты.) 
— Что объединяет все предложения? 
— Из них можно составить текст? Почему? (Ответы детей). 
-Давайте составим текст. Для этого вам нужно объединиться в одну группу.
-Возьмите конверт №2 и составьте текст (на выполнение работы 2 минуты) 
-Как только группа будет готова, один ученик выходит и читает текст, который получился. 
Наступила долгожданная красавица осень. Деревья сменили зелёный наряд на золотой. На огородах люди собирают огурцы, помидоры, морковь. В садах созрели груши и яблоки. Люди делают запасы на зиму. Осень — прекрасное время года! 

III. Работа по теме урока.

Цель — актуализировать знания учащихся по теме, закрепить знания, умения и навыки учащихся по определению темы и главной мысли текста, а также повысить уровень осмысления материала.

1. Постановка проблемы урока.

-Чего не хватает в тексте? 
-На прошлом уроке мы говорили, зачем нужно заглавие к тексту. 
-Так зачем же? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? 
-Сегодня мы узнаем, что ещё может «скрывать» в себе заглавие. 
— Что вы хотели бы узнать на уроке, согласно нашей теме?
1. Какие признаки есть у текста? 
2. Чем текст отличается от группы предложений? 
3. Что можно узнать из заглавия?

2. Введение нового материала. 

-О чём текст, который вы составили? 
-Что именно говорится об осени, что о ней сообщается? 
-Что именно сообщается в тексте, что самое важное в нём, что составляет смысл текста, его основную и главную мысль. Найдите эту основную мысль в тексте. 
-Обратите внимание: основная мысль выражена кратко и точно. 
-Можно ли главную мысль вынести в заглавие? Докажите.
— Спишите предложение, в котором выражена главная мысль. (Дети списывают последнее предложение). – Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)
IV. Физминутка. 
Говорю я всем: «Зимой Закаляйтесь все со мной. 
Утром бег и душ бодрящий, 
Как для взрослых, настоящий! 
На ночь окна открывать, 
Свежим воздухом дышать. 
Ноги мыть водой холодной, 
И тогда микроб голодный 
Вас не сможет одолеть». 

V. Закрепление изученного материала.

1. Развитие умений – применение знаний. 

— Выберите подходящее заглавие к тексту. ( Осень. Долгожданная осень. Золотая осень. Осень – кормилица.) 
— Что отражает выбранное вами заглавие – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно, чувства, которые передаёт автор)? 
— А что отражало бы заглавие «Золотая осень»? 
— О чём можно было бы рассказать в тексте с заглавием «Золотая осень»? 
— Запишите получившийся текст с заглавием. 

2. Работа с учебником. Упр. 17, стр. 19.

— Прочитайте задание. – Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение). – Спишите и проверьте написанное. – На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали. – Прочитайте задания для устной работы. – Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сентябре созревают овощи и фрукты) — Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а тут только одно предложение.) — Составьте устно текст, включив в него данное слово (отвечают 1-2 ученика.)

VI. Словарная работа.

— Какое сейчас время года?

— Назовите все осенние месяца.

— Написание какого слова мы должны запомнить?

— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.

— Дайте определение, что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц)

VII. Рефлексия. 
Цель — формирование умений рефлексировать пройденный материал.

Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и подчеркните предложение, в котором заключена главная мысль текста. (Дети подчеркивают последнее предложение)

VIII. Итог урока. 

Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний.

-Какие секреты может заключать в себе заглавие? (Отражать тему и главную мысль текста) 
— Что такое главная мысль? — Может ли быть текст без главной мысли?

— Запишите ключевые слова, связанные с главной мыслью текста. (Самое важное, основное, главное, хорошо, плохо). 

— А теперь настал момент оценить себя и свою работу на уроке. (Дети поднимают соответствующую картинку).

Домашнее задание. 
Написать текст из трёх-четырёх предложений по теме «Сентябрь».

Учитель: — Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята, за урок!

САМОАНАЛИЗ

урока русского языка во 2 классе по теме

«Что такое тема и главная мысль текста?»

Форма обучения — урок.

Тип урока – урок введения новых знаний.

Тема урока: «Что такое тема и главная мысль текста»

Цель: научить определять тему и главную мысль текста. 

Планируемые результаты: 

Познавательные: 
— умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 

Регулятивные: 
— умение прогнозировать предстоящую работу; 
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Коммуникативные: 
— умение слушать и понимать других;
 
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 
— умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 

Предметные: 
— выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста. 

Исходя из этого, мною была выбрана следующая структура урока:

  1. Организационный момент.

Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка.

2. Актуализация знаний.

На этом этапе была проведена «Минутка чистописания» – тренировка навыка письма, формирование самоанализа и самописьма. Здесь каждый учащийся из слов выбирал те буквы и буквосочетания, которые он считает необходимым отработать. И так же «Мозговой штурм» — проверка умения составлять предложение из слов и текст из предложений.

  1. Работа по теме.

Цель — актуализировать знания учащихся по теме, закрепить знания, умения и навыки учащихся по определению темы и главной мысли текста, а также повысить уровень осмысления материала.

На этом этапе ребята ставили перед собой цель и задавали себе вопросы по теме урока, ответы на которые должны будут найти в течение урока.

  1. Физминутка.

5. Закрепление изученного материала.

На уроке для проверки усвоения материала дети работали с текстом, применяли полученные знания, подбирали заголовок в соответствием темы текста. Для перехода к следующему этапу выполнили упражнение 17 учебника.

6. Словарная работа.

Была проведена работа с словарным словом сентябрь.

7 . Рефлексия.

Цель — формирование умений рефлексировать пройденный материал.

8. Итог урока.

Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний.

В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:

  • репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;

  • стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;

  • метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, беседа);

       Выбор данных методов способствует вооружению школьников прочными знаниями, умениям и навыками, а также умению переносить их в новые ситуации, обеспечивает связь с жизненным опытом учащихся, создаёт условия для активной мыслительной деятельности. Во время урока требовала точных и полных ответов на поставленные вопросы. Старалась создать на уроке условия для культуры общения, для потребности в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий: эмоциональный настрой, пальчиковая гимнастика, физкультминутка. Считаю, что перегрузок и переутомлений на уроке не наблюдалось.

              На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как: коллективная (фронтальная), индивидуальная.

           Кабинет был подготовлен к уроку. Доска оформлена в соответствии с планом урока: написана тема, задание для каллиграфической минутки, задания для словарно- орфографической работы, проверки самостоятельной работы, домашнее задание. На мой взгляд выбор наглядности был оптимален. Цели урока достигнуты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here