Сергеева Татьяна Геннадьевна
МБОУ «СОШ 132» г.Казань
Учитель начальных классов
Конспект урока по русскому языку 3 класс
«Система Занкова»
Тема: Закрепление морфемного состава
сложных слов.
ЦЕЛЬ:
Образовательная: Закрепление представления о способах образования сложных слов
Развивающая: Развивать коммуникативно-речевые навыки, развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость на основе наблюдения языкового материала. Развивать умение образовывать сложные слова.
Воспитательная: Формировать опыт познавательной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к знаниям.
ХОД УРОКА:
Слайды «осень» под музыку. (1)
Идет последняя неделя осени. Сегодня поговорим об этом замечательном времени года. На уроке русского языка мы заканчиваем тему: сложные слова и их образование.
Чистописание: Тт та то ту ат тл
Листья по ветру летят
Листьев танец листопад
— Подчеркните все орфограммы. Объясните.
Все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капель,
лес из деревьев.
— Из чего состоит наша речь?
— Из чего состоят предложения?
Слова сделаны из своего строительного материала.
— Какая самая главная часть в слове?
— Что такое корень?
— При помощи каких частей слова образуются новые слова?
— Для чего служит окончание?
— Что такое основа?
— В тексте чистописания назовите формы одного и того же слова. Почему?
— Найдите сложное слово.
— Какие слова называются сложными?
— Как образуются сложные слова?
— Как вы думаете, какую роль играют сложные слова в русском языке?
2) Осень не только восхитительно красивое время года, но и богатое. Одаряет нас своим урожаем.
Слайд (2,3).
Инсценировка стихотворения «Спор овощей»
Словарная работа:
— Догадайтесь о каком овоще идет речь? Слайд (4,5,6).
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручка… (горох).
— Запишите, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.
— Запишите рядом однокоренное прилагательное , выделите части слова.
Сообщение ученика о горохе.
Слайд (7,8.9).
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки,
И крупной соли полмешка… (капуста).
Сообщение ученика о капусте.
Слайд (10,11,12).
Что копали из земли,
Жарили, варили
Что в золе мы испекли
Ели , да хвалили? (картофель).
Сообщение ученика о картофеле.
Слайд (13,14,15).
Красная девица росла в темнице
Люди в руки брали, косы срывали? (морковь)
Сообщение ученика о моркови.
— Запишите однокоренное прилагательное, разберите по составу.
Слайд (16,17,18).
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок? (огурец).
Сообщение ученика об огурце.
Слайд (19,20,21).
Он круглый и красный
Как глаз светофора
Среди овощей нет вкусней… (помидора).
Сообщение ученика о помидоре.
Слайд (22,23,24).
— Дополните предложение, вставьте пропущенное слово.
Каждому …………. (овощу) свое время.
— Образуйте от слова овощи сложное слово (овощерезка).
— Какую соединительную гласную будем писать ( о или е).
— На какие две группы можно разделить овощи? (корнеплоды).
— От какого овоща можно образовать сложное слово?
(Картофелеуборка, картофелечистка, картофелепосадочный).
-
Найдите четвертое лишнее исходя из состава слова.
Слайд (25)
скороговорка водопровод
поговорка путепровод
чистоговорка проводник
громкоговоритель газопровод
4) Разделите слова на три группы по способу образования сложных слов:
Слайд (26).
Землекоп, лесоруб, мореплаватель, стенгазета, танцплощадка, самосвал.
Слайд (27).
— Запишите в каждый столбик по два слова.
5) Слайд (с 28 по 35).
Какими только красками не пылает осенний лес. Но осень бывает разная: веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождями и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками.
Работа с учебником (стр. 97. упр. 186).
Слайд (с 36 по 40).
— Составьте предложения из слов.
— Запишите в таком порядке, чтобы получился рассказ об осени.
— Озаглавьте текст.
— Подчеркните соединительные гласные в сложных словах.
— Разберите третье предложение по членам предложения.
6) Итог.
Игра «Доскажи словечко»
— Слова, у которых две основы называются ………(сложными).
— В сложных словах основы соединяются с помощью соединительных гласных
( о, е).
— После твердых согласных пишется соединительная гласная (о).
— После мягких согласных (е).
7) Прощай осенняя пора, до будущей осени.
Слайды «осень» под музыку.