Сергеева Татьяна Геннадьевна

МБОУ «СОШ 132» г.Казань

Учитель начальных классов

Конспект урока по русскому языку 3 класс

«Система Занкова»

Тема: Закрепление морфемного состава

сложных слов.

ЦЕЛЬ:

Образовательная: Закрепление представления о способах образования сложных слов

Развивающая: Развивать коммуникативно-речевые навыки, развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость на основе наблюдения языкового материала. Развивать умение образовывать сложные слова.

Воспитательная: Формировать опыт познавательной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к знаниям.

ХОД УРОКА:

Слайды «осень» под музыку. (1)

Идет последняя неделя осени. Сегодня поговорим об этом замечательном времени года. На уроке русского языка мы заканчиваем тему: сложные слова и их образование.

Чистописание: Тт та то ту ат тл

Листья по ветру летят

Листьев танец листопад

— Подчеркните все орфограммы. Объясните.

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капель,

лес из деревьев.

— Из чего состоит наша речь?

— Из чего состоят предложения?

Слова сделаны из своего строительного материала.

— Какая самая главная часть в слове?

— Что такое корень?

— При помощи каких частей слова образуются новые слова?

— Для чего служит окончание?

— Что такое основа?

— В тексте чистописания назовите формы одного и того же слова. Почему?

— Найдите сложное слово.

— Какие слова называются сложными?

— Как образуются сложные слова?

— Как вы думаете, какую роль играют сложные слова в русском языке?

2) Осень не только восхитительно красивое время года, но и богатое. Одаряет нас своим урожаем.

Слайд (2,3).

Инсценировка стихотворения «Спор овощей»

Словарная работа:

— Догадайтесь о каком овоще идет речь? Слайд (4,5,6).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручка… (горох).

— Запишите, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

— Запишите рядом однокоренное прилагательное , выделите части слова.

Сообщение ученика о горохе.

Слайд (7,8.9).

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки,

И крупной соли полмешка… (капуста).

Сообщение ученика о капусте.

Слайд (10,11,12).

Что копали из земли,

Жарили, варили

Что в золе мы испекли

Ели , да хвалили? (картофель).

Сообщение ученика о картофеле.

Слайд (13,14,15).

Красная девица росла в темнице

Люди в руки брали, косы срывали? (морковь)

Сообщение ученика о моркови.

— Запишите однокоренное прилагательное, разберите по составу.

Слайд (16,17,18).

Лежит меж грядок,

Зелен и сладок? (огурец).

Сообщение ученика об огурце.

Слайд (19,20,21).

Он круглый и красный

Как глаз светофора

Среди овощей нет вкусней… (помидора).

Сообщение ученика о помидоре.

Слайд (22,23,24).

— Дополните предложение, вставьте пропущенное слово.

Каждому …………. (овощу) свое время.

— Образуйте от слова овощи сложное слово (овощерезка).

— Какую соединительную гласную будем писать ( о или е).

— На какие две группы можно разделить овощи? (корнеплоды).

— От какого овоща можно образовать сложное слово?

(Картофелеуборка, картофелечистка, картофелепосадочный).

  1. Найдите четвертое лишнее исходя из состава слова.

Слайд (25)

скороговорка водопровод

поговорка путепровод

чистоговорка проводник

громкоговоритель газопровод

4) Разделите слова на три группы по способу образования сложных слов:

Слайд (26).

Землекоп, лесоруб, мореплаватель, стенгазета, танцплощадка, самосвал.

Слайд (27).

— Запишите в каждый столбик по два слова.

5) Слайд (с 28 по 35).

Какими только красками не пылает осенний лес. Но осень бывает разная: веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождями и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками.

Работа с учебником (стр. 97. упр. 186).

Слайд (с 36 по 40).

— Составьте предложения из слов.

— Запишите в таком порядке, чтобы получился рассказ об осени.

— Озаглавьте текст.

— Подчеркните соединительные гласные в сложных словах.

— Разберите третье предложение по членам предложения.

6) Итог.

Игра «Доскажи словечко»

— Слова, у которых две основы называются ………(сложными).

— В сложных словах основы соединяются с помощью соединительных гласных

( о, е).

— После твердых согласных пишется соединительная гласная (о).

— После мягких согласных (е).

7) Прощай осенняя пора, до будущей осени.

Слайды «осень» под музыку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here