Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Характеристика деятельности учащихся:
-
формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных
-
побуждение к активному включению в различные виды деятельности
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
-
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
-
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
-
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
-
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
-
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
-
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
-
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
-
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов
Задачи:—
— определять грамматические признаки имени существительного
— учить работать в учебном диалоге
— работать над грамотной развернутой речи
Ход урока:
1 Организационный момент (психологический настрой).
Здравствуйте, ребята.
— Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания.
-Тихо садимся, проверяем свою посадку.
Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы:
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом
Вас ждёт великая награда,
И та награда — в нём самом.
-Как понимаете смысл четверостишия?
-О какой награде говорит автор? ( О знание русского языка)
-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык?
-Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой.
С чего начнём работу? ( С минутки чистописания)
-С какой целью её проводим? (тренируемся писать правильно, красиво.)
— Откройте свои тетради, запишите число, «Классная работа».
1) Чистописание (1 слайд)
На доске слова: шу..ка, л..ства, ч..рвяк, з..п..хи
Прочитайте записанные слова.
Какое слово лишнее?
-
Шубка, в нем орфограмма парная согласная б в корне, проверочное слово – шуба. Во всех остальных словах безударные гласные в корне: листва – лист, червяк- червь, запахи – пахнет
-
Лишнее слово- червяк, отвечает на вопрос кто? Остальные слова отвечают на вопрос что?
-
Лишнее слово— запахи, стоит во множественном числе. Остальные слова- в единственном числе, в этом слове две орфограммы: безударная гласная а в приставке которую нужно запомнить и безударная гласная а в корне.
Какое слово вы не исключили? ( Слово листва)
Из согласных букв этого слова составим цепочки.
лств влст твлс …..
Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. ( Последняя буква в каждой цепочке становится на место первой)
3. Актуализация знаний
Запись под диктовку.( 1 ученик у доски)
Коза, домик, ( домика), мягкий, тяжелый, льют, самовар, объехали, тетрадь, воробьи, известный ( известие, весть)
Найдем и обозначим орфограммы в каждом слове
ИЛИ
Словарная работа .Запись под диктовку.( 1 ученик у доски)
Берёза, ветер, ворона, карандаш, лягушка, лопата, обезьяна, корова, самолёт, заяц, ученик, рисунок.
—Какие слова мы записали?(словарные слова)
-Что их объединят? (это имена существительные )
-Докажите (отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предмет
4. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал
— Разделите их на две группы и запишите их в тетрадь.
— По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?(Одушевлённые имена существительные.)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос что?(Неодушевлённые имена существительные.)
-
— Кто может сформулировать тему нашего урока?
(Одушевленные и неодушевленные имена существительные)
-Какую цель вы поставите перед собой? (различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
5. Работа по теме урока.
— Вот сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Я приготовила для вас задания, которые помогут совершенствовать ваши умения.
-
В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в группах.
Гусеница, гроза, пень, мышка, моряк, роза, дельфин, окунь, вертолёт, дым, кит, тюльпан.
— Оцените свою работу в группах. Как работала ваша группа, а ваша?
-
— А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась одна ученица 3класса.
Слайд 4.
одушевленные неодушевленные
гусеница гусеница
роза роза
мышка мышка
моряк гроза
дельфин пень
окунь вертолёт
кит дым
тюльпан
— Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка и роза записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)
— Давайте решать эту проблему.
Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 5.
мышка гусеница роза
животное компьютерная насекомое танка имя цветок
Теперь разберем слово – гусеница, а потом — роза.
— От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)
— Как называются такие слова? (многозначные)
— А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
(киви — птица и фрукт, класс — помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)
Итак, на какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса?
( Одушевлённые и неодушевлённые)
— Что относится к одушевлённым именам существительным?
( люди, животные)
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)
— Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.
— Проверим себя, прочитайте самостоятельно правило в учебнике на стр.12
— Какие имена существительные называются одушевлёнными…неодушевлёнными?
— По каким признакам вы можете определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных?
( по вопросу и по лексическому значению слова)
-
— Составьте предложения, в которых слова мышка, гусеница, роза будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь. Работа проводится по рядам.
1 ряд – мышка – одушевленное
2 ряд – мышка – неодушевленное
3 ряд – гусеница – одушевленное
4 ряд – гусеница – неодушевленное
5 ряд – роза – одушевленное
6 ряд – роза – неодушевленное
— Проверим несколько предложений (сначала – взаимопроверка, а потом – вместе). Оцените свою работу на полях
Физминутка для глаз
-
Работа по учебнику.
— Выполним упр.15 на стр.12
Прочитайте задание.
-Читаем слова, ставим вопрос к каждому слову и называем пропущенные буквы.
— Почему к одним из них поставили вопрос кто?, а к другим – что?
— Как называется пропущенная орфограмма в словах? (Слова с непроверяемыми гласными )
— Как проверить написание этих слов? ( Запомнить их правописание, по словарю)
Выполните письменное задание к упражнению
— Работать будем у доски и в тетрадях. Два ученика работают одновременно у доски. Один записывает в 1 столбик одушевленные имена сущ., другой – неодушевленные имена сущ. в другой столбик.
7. Закрепление изученного материала
— Отгадайте загадки. Запишите в два столбика. В первый столбик одушевленные имена сущ., а во второй неодушевленные имена сущ.
1.Сидит баба, в сто шуб одета. Кто ее раздевает, тот слезы проливает.(Лук)
2.Что за птица людей боится. Не летает высоко, а поет «ко-ко-ко»?(курица)
3.Снег идет, и ветер свищет.
А малютка пищу ищет.
Ты всегда его жалей –
Это серый…(воробей)
4. Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
А мороз щипает,
Когда это бывает?(зима)
5. Гладит всё, чего коснешся, а дотронься – кусанется.(утюг)
6. Белый камушек похудал сильно, а следы на доске видно.(мел)
7. Теремок ползет.
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Рогатая.(улитка)
-Какие слова вы записали?
VIII. Рефлексия
— Замените одним словом, запишите.
• Промежуток времени, равный 60 минутам (час).
• Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).
• Лесной доктор (дятел).
• Модель земного шара (глобус).
— Какие из этих слов отвечают на вопрос кто ?, а какие — на вопрос что? Почему?
— Что обозначают одушевлённые имена существительные?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
— Что такое устаревшие слова?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Записать пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существительных.