МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое объединение учителей начальных классов
Разработка урока русского языка на тему:
« Правописание приставок и предлогов».
Выполнила:
Емельянова Е.Н.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Проверил:
Павлова Т.Е.
руководитель ШМО
учителей начальных классов
2013
-
Мотивация к учебной деятельности
Уч. Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста. Пусть это утро действительно будет для вас сегодня добрым. И разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга, узнавать новое.
СЛАЙД 3
в, по, у, за, до, под, с, от
-Как вы думаете, что записано? (Приставки. Предлоги)
-Так что же это приставки или предлоги?
-Почему у нас возникло затруднение?
(Есть такие приставки. Есть такие предлоги. Произносятся и пишутся одинаково).
-Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?
(Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом.)
СЛАЙД 4
-Исходя из поставленных задач, попробуйте сформулировать тему урока.
(Правописание приставок и предлогов).
-
Актуализация знаний
СЛАЙД 5
(до)ехал (до)берёзы
(по)бежал (по)деревне
(про)читал (про)город
-Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Слова с приставками и слова с предлогами)
-Давайте воспользуемся своей памятью и вспомним, что мы знаем о приставке.
-Что такое приставка?
(Приставка — часть слова, стоит перед корнем, пишется со словом слитно, служит для образования новых слов).
-Как найти приставку в слове?
(Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).
— С какой частью речи дружит приставка? ( С глаголом)
-С какой целью мы всё вспомнили о приставке?
(Чтобы найти слова с приставкой).
-Назовите слова с приставкой.
— В какую группу отнесём все остальные слова?
( Слова с предлогами).
-Что такое предлог?
(Это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно).
-Для чего служит предлог?
(Для связи слов в предложении).
III. Открытие нового знания.
-Молодцы. Но как же нам доказать, что это предлоги, ведь стоят скобки? Как нам их отделить от слова?
-Предлагаю вам побывать в роли исследователей.
-Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать.
(Если не знаете, попробуйте между предлогом и словом поставить ? или другое слово).
(Работа на доске со вторым столбиком слов)
до (чего?) берёзы, по (большой) деревне, прочитал про (что?) город
— Какой вывод мы можем сделать? ( Между предлогом и словом можно поставить? или другое слово).
-А между приставкой и словом можно вставить? или другое слово? (Нет, приставка — часть слова)
-И, действительно, ребята, в переводе с греческого языка слово «предлог» означает «калька»- т.е. стоящий «перед словом». Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления.
-При выполнении задания встретился ли вам хоть один предлог с глаголом? (Нет)
-Какой из этого можно сделать вывод? (Предлог с глаголом не употребляется).
-Вы уже самостоятельно сделали два вывода.
— Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?
(К учебнику. Стр. 132-133)
-Прочитайте 2 правила про себя.
-Вслух.
-Правы ли вы были?
-Чтобы лучше запомнить, расскажите правила друг другу.
(Работа в парах).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД 6
-Предлагаю вам сначала немного отдохнуть, а потом послушать радиоспектакль.
(Распределяются роли: Предлог и Приставка)
Предлог: -О! Привет, Приставка-тёзка!
Приставка: -И тебе привет, Предлог!
Расскажи, зачем пожаловал
Ты к ребятам на урок?
Предлог: -Знаешь, очень огорчает,
Что нас путают с тобой.
Я-часть речи, понимаешь?
Слово-я! Горжусь собой!
Приставка:- Я, конечно, не часть речи,
А всего лишь слова часть.
Но со мной любое слово
Можешь точно ты назвать:
СЛАЙД 7
Ты приходишь, или входишь,
Или речку переходишь.
Я- часть слова, посмотри!
Меня в помощники бери.
Я дружна со словом очень,
Вместе пишут нас всегда.
Предлог: А Предлог раздельно пишут,
И это, право, не беда!
Между словом и предлогом
Можем ставить мы вопрос:
На (какой?) на снежной горке
Отморозил Коля нос!
-Скажите, чем был огорчён предлог?
(Тем, что его путают с приставкой)
-А вы теперь сможете отличить приставку от предлога?
-Ребята, сейчас зима. Вы наслаждаетесь зимними забавами, будьте осторожны, не перемерзайте, не отморозьте, как Коля нос.
А если всё же отморозили, не трите варежкой и снегом, а бегите домой и приложите что-нибудь тёплое.
— Какие задачи мы с вами решили?
IV. Первичное закрепление нового знания.
-Где можем применить полученные знания?
(На практике )
(Упр. 259 стр.132 )
Предлагаю вам составить алгоритм ваших действий. Помогайте.
(Алгоритм выстраивается на доске)
-С кем дружит приставка? (С глаголом).
-А предлог? (Нет)
-Значит, если слово глагол, значит, будем писать….Что? (Приставку)
-Если слово не глагол, а другая часть речи, что пробуем делать? (Ставить между предлогом и словом ? или другое слово, если вставляется-значит предлог и пишем раздельно).
— Стр.132 №259
-Предлагаю вам распределить слова в два столбика. Приставка и Предлог.
(По одному предложению возле доски. Первое предложение по членам предложения устно).
-Как вы считаете, вы научились различать на письме приставку и предлог? Вы запомнили алгоритм действий?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
-Поднимите руки, кто из вас готов поработать самостоятельно.
-Кто сомневается, я помогу. Обращайтесь за помощью к товарищу.
СЛАЙД 8
-Но прежде, чем вы приступите к самостоятельной работе, прочитайте на доске фразеологизм.
Оставляет жЕлать лучшего.
-Когда так говорят? ( Когда что- то плохо получилось и надо сделать лучше).
-Но у нас с вами всё получается. Вы молодцы!
-Как вы думаете, почему слово желать с выделенной орфограммой? (Это словарное слово)
-Прочитайте орфоэпически, теперь орфографически.
-Назовите орфограмму.
-Чтобы вам лучше запомнить это слово, предлагаю придумать ассоциацию, т.е любое слово которое связано со словом желать, оно вам поможет. Но в этом слове Е –должна быть под ударением).
-Когда хотят, чтобы у человека что-то хорошо получилось или сбылось, что ему желают?
(Ему желают удачи)
-Что ещё можно желать? Удачи- синоним успЕха)
жЕлать-успЕха всё получится и будет вЕсело
СЛАЙД 9
Прочитайте стихотворение, обратите внимание, как много в нём слов помощников.
УспЕха всЕм жЕлаем-
Пусть вЕет тёплый вЕтер!
Пусть дружат и смЕются
ВсЕ дЕти на планЕте!
-Я тоже вам желаю успеха при выполнении самостоятельной работы. Моё пожелание с вашим самим себе совпадает?
V. Вторичное закрепление нового знания.
(Печатная тетрадь стр.73 Упр.179),
Не забудьте воспользоваться алгоритмом.
( Взаимопроверка по слайду )
СЛАЙД 10
-Поднимите смайлики (Кто как справился).
-Ваше пожелание исполнилось?
-Ребята, как звучала тема нашего урока?
-Какие вы ставили перед собой задачи?
-Мы их все решили? (Да)
-Вспомните, что я желала вам в начале урока?
СЛАЙД 11
-Давайте проверим, какие новые знания вы приобрели и запомнили
-Где вам пригодятся полученные знания?
-Но, чтобы вы это никогда не забыли, что предстоит вам выполнить дома? (Домашнее задание)
СЛАЙД 12
-Предложите. (Выучить правила), а я вам предложу ещё и упражнение. (1 уровень с.133, упр.260;
2 уровень с.133 упр.261 з.1-2, з.3 устно
1-2 все задания;
3 уровень упр.261, 1 и 2 задания
— Прочитайте. Прочитайте каждый своё задание. Есть вопросы?
-После чего приступите к выполнению упражнения?
(После того, как выучим правила).
-У кого вопросы?
-Комфортно ли вам было на уроке?
-С каким настроением вы уходите?
СЛАЙД 13
-Подарите мне свои улыбки, как в стихотворении, которое мы читали.
-И я вам тоже улыбаюсь и говорю спасибо за урок.
-Какой вывод можно сделать?