Автор: Гайнуллина Альбина Шавкатовна

Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани

Должность: учителя начальных классов

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «ЧАСТИ РЕЧИ».

Класс: 3

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации знаний о частях речи

Задачи урока:

— направленные на достижение личностных результатов обучения:

   создать условия обеспечивающие воспитание интереса к родному языку,

развитие творческого отношения к учебной деятельности

  обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы

  включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками к самостоятельной учебной деятельности

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

создавать условия для развития умения различать, классифицировать части речи

  развивать  умения  слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

  обеспечить условия для развития разнообразных форм рефлексии

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  актуализировать знания детей о самостоятельных частях речи

определить известные способы действия при определении частей речи

способствовать использованию учащимися полученных знаний в практической деятельности

Ход урока.

1.Орг момент

У: Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок и отправиться в путь? Улыбнитесь, Пожелайте друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам! Урок будет особенный. Надеюсь, что вы получите удовлетворение от приобретенных знаний.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

2. Чистописание

У: На прошлом уроке мы с вами получили домашнее задание нарисовать части речи. Вы должны были придумать, как они бы выглядели, если бы являлись живыми существами. Так же мы с вами нарисовали город, который назвали МОРФОЛОГИЯ. Почему мы ее так назвали?

Д: Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи.

У: Совершенно верно. В городе Морфология как и у нас в Казани настала Весна. Что происходит в природе весной?

Д: Холода сменяются теплом. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются первые цветы — подснежники. На реках треснул лёд.

У: Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: март, апрель, май.

У: А сейчас какой месяц?

Д: Второй месяц весны — апрель

НАСТАЛ АПРЕЛЬ (НА ДОСКЕ)

У: Пропишем соединения ап,ел, пр

У: Слово «апрель» означало открывающий. В Италии с этого месяца открывалась, т.е.начиналась весна.

Пропишем с вами слово АПРЕЛЬ

В народе поговаривали:

В апреле мокро — грибное лето, гроза — к тёплому лету и урожаю орехов.

Если в апреле поверхность снега шершавая — к урожаю.

3.Сообщение темы урока

В апреле снег уже почти растаял и есть опасность, что реки выйдут из берегов и затопят некоторые поселения. Именно такое несчастье и случилось в городе Морфология. Река Ошибка вышла из берегов, затопила наш город и части речи покинули свои дома. Сильные Умники и Умницы справились с этой бедой. Части речи могут вернуться к себе, но они не могут найти свои дома. Давайте поможем.

Ребята, а как мы определяем часть речи?

Д: По вопросу.

У: Вспомним, что такое имя существительное?

Д: Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?

У: Значит, в какой дом мы поселим?

Д: домик с вопросами КТО?ЧТО?

У: Что такое имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

У: Значит, в какой дом мы поселим?

Д: Домик с вопросами Какой? Какая? Какое? Какие?

У: Что такое глагол?

Д: Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

У: Значит, в какой дом мы поселим?

Д: В домик с вопросами Что делать? Что сделать?

У: Какая часть речи у нас осталась?

Д: Местоимение.

У: А почему у него нет домика?

Д: Он живет с существительным, потому что заменяет его.

У: Кто догадался, какой будет тема нашего урока?

Д: Части речи.

У: Правильно, мы будем с вами встречать весну с частями речи. Чтобы сосредоточится и не упустить на уроке ничего важного, выполним с вами физминутку для глаз.

4. Физминутка для глаз

Под песню «Апрель» делают физминутку.

5. Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера о существительном

У: Мы немного отдохнули, а теперь принимаемся за работу.

У: Первый куплет этой песни я выписала на доску, прочитайте.

Спешит прохладная заря 
   Листки сорвать с календаря,
   И долгожданная весна
   Природу будит ото сна,
   И песню света до темноты
   Поёт она.

У: Какое слово спряталось в этом тексте?

Д: Слово Подснежник.

У: Разберите по составу слово подснежник.

Дети разбирают слово

Подснежник

У: А знаете ли вы, что ежегодно 19 апреля во многих странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний праздник — День подснежника. Свою историю он ведет из Англии, где был учрежден в 1984 году. Стоит сказать, что в Англии подснежники — это очень популярные цветы, а отношение к ним весьма трепетное. Есть мнение, что это связано со старинным английским поверьем, которое гласит, что подснежники, посаженные вокруг дома, уберегут его жителей от злых духов. Но прежде всего подснежники — это первые цветы, которые появляются после зимних холодов и соответственно символизируют начало весны, победу тепла над холодом и дарят надежду на лучшее. В разных странах этот цветок называют по-разному. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой; чехи — снежинкой; немцы — снежным колокольчиком, а мы — подснежником.

Однако, к сожалению, сегодня подснежник стал жертвой именно «любви человеческой». Эти цветы прекрасны, но только в природе, ведь сорванные цветы «живут» всего несколько дней. А по вине людей, которые варварски «собирают» подснежники, их на Земле с каждым годом становится все меньше и меньше. Чтобы его сохранить, они были занесены в Красную книгу.

У: Составьте предложение с этим словом.

В лесу появился первый подснежник (НА ДОСКЕ)

У: Подчеркните главные члены предложения.

У: Чем выражено подлежащее?

Д: Именем существительным

У: Чем выражено сказуемое?

Д: Глаголом

У: Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Давайте об этом послушаем рассказ.

На экране появляется имя существительное.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Я, имя существительное -самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи.

У: Выпиши из предложений, которые на доске, все имена существительные.

У: Как мы определяем имена существительные?

Д: По вопросу

У: Какие вопросы можно задать к имени существительному?

Д: КТО? ЧТО?

Дети выписывают существительные:

Заря, листки, с календаря, весна, природу ,ото сна, песню, света, до темноты.

У: Какие постоянные признаки существительного вы знаете?

Д: Одушевленность/неодушевленность, род

У: Чем похожи все эти слова?

Д: Они все неодушевленные, потому что отвечают на вопрос что?

У: Как изменяется имя существительное?

Д: По числам.

У: Определите род и число этих существительных.

Дети выполняют задание:

Заря, листки, с календаря, весна, природу ,ото сна, песню, света, до темноты.

. Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера о прилагательном

У: Послушаем следующего гостя.

Появляется имя прилагательное

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Родилось я с очень покладистым характером и хочу иметь новых друзей.

Сущ. С удовольствием, я буду дружить с тобой. Очень радо иметь новых друзей.

Прил. Вместе – дружба, вместе – служба.

У: Спишите все имена прилагательные в песне.

У: Как мы определяем имена прилагательные?

Д: По вопросу

У: Какие вопросы можно задать к имени прилагательному?

Д: Какой? Какая? Какое? Какие?

Дети выписывают прилагательные

Прохладная, долгожданная.

У: Допишите слово зелёненькая. И разберите слова по составу.

Прохладная, долгожданная, зелёненькая

У: Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Запиши предложения.

Пришла __________весна. Растаял _________снег. Прилетели с ­­­­____________краёв ___________птицы. Ждём_________ лета.

Пришла долгожданная весна. Растаял беленький снег. Прилетели с ­­­­тёплых краёв перелётные птицы. Ждём жаркого лета.

У: Как изменяется имя прилагательное?

Д: По числам и родам

У: Определите род и число этих прилагательных, как мы можем это сделать?

Д: По имени существительному, с которым оно связано.

Дети выполняют задание

Пришла долгожданная весна. Растаял беленький снег. Прилетели с ­­­­тёплых краёв перелётные птицы. Ждём жаркого лета.

VII. Физкультминутка

Под припев песни «Апрель» делают физминутку.

6 . Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера о местоимении

Выходит местоимение

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.

Сущ. Будьте любезны, займите на время мое место. Мне надо уйти на некоторое время.

Местоим. С удовольствием. Я поработаю за вас. Ребята, а вы мне поможете?

У: Найдите в тексте песни местоимение. Что вы о нём можете сказать?

Д: 3 лицо, ед.ч, ж.р

У: Замените в тексте часто повторяющиеся слова на местоимения.

На уроках труда ребята из бумаги сделали кораблики. Кораблики получились очень крепкими. Затем оправились к ручью. Кораблики унесло течением. Дети радовались тому, как кораблики уходят в даль.

У: Подчеркните личные местоимения и определите лицо

6 . Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера о глаголе

Выходит глагол

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб растет.

Я – настоящий богатей среди частей речи. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с существительным, местоимением и другими не изученными вами частями речи

У: Найдите глаголы в тексте песни.

У: Как мы определяем глаголы?

Д: По вопросу

У: Какие вопросы можно задать к глаголу?

Д: Что делать? Что сделать?

Дети выписывают глаголы

Спешит, сорвать, будит,  поёт

Допишите глаголы: расцвел, побегут, играют.

У: Как изменяется глагол?

Д: По временам, числам и в прошедшем времени по родам

У: Определите время, число и если возможно род этих глаголов

Спешит, сорвать, будит,  поёт, расцвел, побегут, играют.

Разберите по составу слово сорвать.

Самоконтроль.

 Игра «Да – нет».

Я произношу утверждение, вы отмечаете в листах контроля да или нет.

1.     Имя прилагательное отвечает на вопрос какое? Какая? Какой? Какие? +

2.     Местоимения называют предмет. –

3.     Глагол обозначает признак предмета. –

4.     Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. +

5.     Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает? –

6.     Слово будит является именем существительным? —

7.     Глагол в предложении является подлежащим. –

Проверка выполнения работ, корректировка

Самопроверка, самооценивание 1 – 2  ошибки – 4, 3 – 4  ошибки – 3, 5 и более ошибок – 2.

Формулирование выводов по изученному материалу

У: Ребята, по какой теме мы с вами работали?

Д: какие части речи мы повторили?

Оценка результатов урока (рефлексия)

-Что у вас получилось неплохо?

-Чему нужно уделить внимание?

-Над чем мне следует еще работать?

-Какое у меня в конце урока настроение?

Подведение итогов урока

Части речи работают в предложении, каждая выполняет свою роль. И от этого наша речь становится правильной, грамотной и красивой. Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания.

Сообщение домашнего задания

На доске предложения, которые мы составляли на уроке. Дома нужно переписать эти предложение, расставив их по порядку, чтобы получился текст. И отметить знакомые нам части речи.

Дополнительное задание:

Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера о всех частях речи.

Убери лишнее слово. Объясните, почему слово лишнее.                                                          

Ночь, ночной, ночлег, ночёвка – имена существительные,

Космический, космос, ракета, космонавт – однокоренные,

Венера, планета, Меркурий, Сатурн – собственные,

Звезда, мерцает, светит, падает – глаголы,

Кометы, планеты, звёзды,астероид —  множественное число,

Ночное, небо, звёздное, ясное – имена прилагательные,

Солнце, Марс, Плутон, Юпитер – мужской род

Литература:

http://www.openclass.ru/node/417972

http://festival.1september.ru/articles/629630/

http://www.openclass.ru/node/436177

http://www.calend.ru/holidays/0/0/3065/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here