ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Гребенькова Наталья Валерьевна

3 класс

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока: Имя существительное

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?

А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?

Чего вы ждете от этого урока?

Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»

Кто такие исследователи?

Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы

Для того, чтобы получать новые знания.

Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…

Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.

С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

Дети повторяют.

Дети работают с толковыми словарями.

Находят значение слова «исследователь»

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)

Цель: Актуализировать представление об имени существительном

1.Что вы любите делать больше всего?

Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка».

Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

В слове обязательно должен быть суффикс?

В слове вьюга пишется Ъ знак?

Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?

В слове яблоко первый звук [й]?

Слова глупый и умный – антонимы?

В слове пошел приставка па-?

Приставка стоит перед корнем?

Подлежащее может быть только существительным?

Мы с вами уже все знаем об имени существительном?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности

Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?

Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.

Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.

(Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака)

А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.

Почему же вы допустили ошибки?

Как вы думаете, в чем трудность?

Играть.

Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»

Да.

Нет.

Нет.

Да.

Да.

Да.

Нет.

Да.

Нет. Да.

Конечно, хотим. А как?

Дети выписывают слова.

Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

Предметные:

называть предметы и их действия;

знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

определять общие для всех правила поведения.

Постановка проблемы (2-3 мин)

Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока.

Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока.

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

1.Находить имена существительные среди других слов

2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.

3.Узнавать значение имен существительных.

4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

Предметные: определять части слова; находить нужные буквы.

Метапредметные (УУД)

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

Проектирование и фиксация нового знания (10 мин)

Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков

1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике.

Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем.

2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)

Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:

а) выпиши только имена существительные.

б) докажи, что они являются именами существительными:

на какой вопрос отвечает слово?

что обозначает слово?

в) сделайте вывод

Давайте сформулируем общее правило.

Молодцы!!!

Оцените свою работу в группах.

1.Слушать друг друга

2.уметь уступать

3.Уметь договариваться

4.Распределять роли в группе

Дети вспоминают правило

Затем дети формируют группы, выбирают лидера.

Дети работают

Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить

Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул.

Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка

Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что?

Обозначают предмет

Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Физминутка (3 мин)

Мы немного устали. Подвижная физминутка

Дети выполняют подвижную физминутку.

Первичное закрепление нового материала (7-8 мин)

Цель: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные.

Работа в парах над рубрикой

«Давай подумаем»

Ребята, как вы думаете, что же такое предмет?

Что понимают под этим словом?

Верны ли наши предположения?

Прочитаем об этом в рубрике

«Обрати внимание»

Теперь применим полученные знания и выполним упражнение.

Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях.

Нужно разделить слова на два столбика:

1-слова, которые отвечают на вопрос КТО?

2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Комментируем свой выбор.

Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе.

— Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.

ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но

Какие слова составили?

Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.

Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.

Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия

Дети работают в группах.

Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила)

Ответы детей.

Личностные УУД:

определять общие для всех правила поведения;

определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин)

Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой

Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.

Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.

Проверка со слайда.

Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности.

Хотим.

Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.

Затем проверяют работу по эталону

Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче.

Метапредметные (УУД)

регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оцените свою работу и работу товарищей.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.

Самооценка деятельности

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Подведение итога урока (2-3 мин)

Цель: подвести итог работы на уроке.

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

Работали над темой имя существительное.

Дети еще раз повторяют правило.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание (2-3 мин)

Комментируется дом. задание.

Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Все слова обозначают предмет

познавательные:

осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here