ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Гребенькова Наталья Валерьевна
3 класс
Предмет: русский язык
УМК «Школа России»
Тема урока: Имя существительное
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)
Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.
Планируемые результаты
Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи — наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Характеристика этапов урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения | |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
— А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
—Чего вы ждете от этого урока?
— Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?
— Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания» Кто такие исследователи? Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы | — Для того, чтобы получать новые знания. — Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными… — Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. — С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. Дети повторяют. Дети работают с толковыми словарями. Находят значение слова «исследователь» | Метапредметные (УУД) регулятивные: —осуществлять самоконтроль; — овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин) Цель: Актуализировать представление об имени существительном |
1. —Что вы любите делать больше всего? — Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка». — Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? — В слове обязательно должен быть суффикс? — В слове вьюга пишется Ъ знак? — Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? —В слове яблоко первый звук [й]? — Слова глупый и умный – антонимы? — В слове пошел приставка па-? — Приставка стоит перед корнем? — Подлежащее может быть только существительным? — Мы с вами уже все знаем об имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности — Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради. (Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака) — А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. — Почему же вы допустили ошибки? —Как вы думаете, в чем трудность? | Играть. Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»
Да.
Нет.
Нет. Да.
Да. Да. Нет. Да.
Нет. Да. Конечно, хотим. А как?
Дети выписывают слова.
—Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.
| Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); — определять общие для всех правила поведения. |
Постановка проблемы (2-3 мин)
Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока. |
Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока. О чем мы будем говорить на уроке? Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
|
1.Находить имена существительные среди других слов 2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3.Узнавать значение имен существительных. 4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу. | Предметные: определять части слова; находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. |
Проектирование и фиксация нового знания (10 мин) Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков | 1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем. 2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а) выпиши только имена существительные. б) докажи, что они являются именами существительными: —на какой вопрос отвечает слово? —что обозначает слово? в) сделайте вывод
Давайте сформулируем общее правило.
Молодцы!!!
Оцените свою работу в группах. | 1.Слушать друг друга 2.уметь уступать 3.Уметь договариваться 4.Распределять роли в группе
Дети вспоминают правило
Затем дети формируют группы, выбирают лидера.
Дети работают
Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул. Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что? Обозначают предмет
Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
Физминутка (3 мин) | —Мы немного устали. Подвижная физминутка | Дети выполняют подвижную физминутку. |
|
Первичное закрепление нового материала (7-8 мин) Цель: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные. | Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем» Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание»
Теперь применим полученные знания и выполним упражнение.
Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях.
Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова, которые отвечают на вопрос КТО? 2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор.
Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе. — Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты. ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
— Какие слова составили? | Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.
Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.
Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия
Дети работают в группах.
Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила) Ответы детей. | Личностные УУД: — определять общие для всех правила поведения; — определять правила работы в парах; — оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин)
Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой | —Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Красная – высокий уровень, зеленая – низкий уровень, желтая – средний уровень. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения. Проверка со слайда. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? В чем испытывали трудности. | Хотим. Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу. Затем проверяют работу по эталону Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче. | Метапредметные (УУД) регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Оцените свою работу и работу товарищей. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. | Самооценка деятельности Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился… | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
Подведение итога урока (2-3 мин) Цель: подвести итог работы на уроке. | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания?
| Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило.
| Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание (2-3 мин) | Комментируется дом. задание. Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что? Все слова обозначают предмет
|
| познавательные: осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь других.
|