Шипкова Татьяна Федоровна

МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамск Пермского края

Учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе

Тема. Число имен существительных.

Цели: создание оптимальных условий для усвоения учащимися категории числа имен существительных.

Задачи:

актуализировать знания о значении, одушевленности/ неодушевленности, роде, имен существительных;

— сформировать понятие о числе как непостоянном признаке данной части речи,

— формировать УУД.

УУД. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, самооценка.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, структурирование знания, смысловое чтение, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем, анализ объектов, обобщение, доказательство.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, эл. презентация «Мой город», печатная продукция (карточки со словами – признаками имени существительного, раздаточный материал).

Ход урока.

1. Мотивация к деятельности.

Звучит музыка на тему весны.

— Какое настроение сейчас в природе?

— А у нас какое настроение?

2. Целеполагание.

Минутка чистописания.

— Буква, которую мы будем сегодня писать, есть в корне каждого из слов.

Изморозь, пирожок, адресочек.

— Пропишите эти буквы в тетради.

Оцените себя на «шкале успеха». (Учащиеся на полях тетради чертят луч, на котором в течение урока оценивают себя, расставляя пометки)

— Что объединяет эти слова?

— С какой частью речи будем работать на уроке?

— Какие задачи перед собой поставим?

(Вспомним о признаках, будем определять признаки, употреблять в речи)

— Продолжим открывать секреты имени существительного.

3. Актуализация знаний. Словарная работа.

— В словарной работе мы поговорим о слове «родина».

1)Найдите это слово в словаре.

2) Прочитайте орфографически.

3) Запишите это слово в тетради.

-4)Проведем исследование данного слова по нашему плану: (на доске)

  • Значение слова

  • Фонетический анализ

  • Родственные слова

  • Морфемный анализ

  • Грамматические признаки

  • Синонимы, антонимы

5) Работа с текстом. (Работа в парах) Приложение 1.

— У вас на партах текст Юрия Яковлева «О нашей Родине». Какие значения имеет слово «родина»?

— Оцените себя на шкале успеха.

— Что значит, малая родина?

Презентация «Мой город». (Демонстрируются фотографии нашего города в период ранней весны)

4. Новый материал.

— Запишите на листочках имена существительные на тему «Мой город весной». (Учащиеся маркерами пишут слова на листах формата А4, выходят к доске и крепят листы на магнитную доску. Написали слова: дома, деревья, улица, школа, ненастье и т.д.)

— На какие группы можно разделить эти имена существительные?

(одуш. / неодуш., по роду, собств., нариц.)

-Назовите одушевленные / неодушевленные имена существительные, существительные женского, мужского, среднего рода.

— Оцените себя.

— А еще на какие группы можно разделить эти существительные?

( Если дети не предлагают поделить по форме числа, учитель выбирает слова в форме ед. числа и вывешивает на другую доску)

— Что обозначают эти существительные? (один предмет)

— Значит, это форма какого числа? Табличка: ед. число.

— Что обозначают эти имена существительные? (несколько предметов) Табличка: мн. число.

— Какой секрет имени существительного мы открыли?

— Запишите эти слова в тетрадь столбиком.

— Изменим форму слова.

— Число – это постоянный признак существительного?

— Давайте обобщим в схему.

5. Закрепление.

— В среду на уроке технологии мы будем делать такое панно.

Приложение 2.

Напишите в тетради, какие инструменты и материалы вам нужно принести на урок.

— Прочитайте свои слова.

(Картон, клей, бумага, ножницы и т.д.)

— К какой части речи относятся эти слова?

— Назовите существительные в форме единственного числа.

— Образуйте форму множественного числа.

— Назовите существительные в форме множественного числа.

— Образуйте форму единственного числа.

— Какой вывод можно сделать?

(Некоторые существительные не изменяются по числу: ножницы, картон и т. д.)

— Для таких существительных число – это постоянный признак.

— Давайте вспомним, какие существительные вы писали в начале урока.

— Есть ли среди них существительные, которые имеют форму только ед. или мн. числа?

Творческое задание. Работа в группах.

-Составьте в группах небольшой текст на тему «Мой город весной».

Чтение текстов.

Оцените себя.

6. Рефлексия.

— У кого из вас есть точки на шкале ниже середины? Почему?

— У кого есть точки выше середины? Почему?

— А теперь давайте подведем итог.

— Все ли задачи мы выполнили?

7. Дом. задание.

Заполнить таблицу. Приложение 3.

Приложение 1.

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Приложение 2.

Конспект урока по русскому языку "Число имен существительных" 3 класс

Приложение 3.

Существительные, имеющие только форму ед. числа

Существительные, имеющие только форму мн. числа

Источники:

1. Текст Ю. Яковлева « О нашей Родине»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/razrabotka-uroka-literaturnogo-chteniya

2. Схема сборки подснежников

http://stranamasterov.ru/node/7591

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here