-
Ляпина Ольга Юрьевна
-
МБОУ СОШ № 52 г. Архангельск
-
Учитель начальных классов
Урок русского языка в 4 классе (образовательная программа «Школа 2100)
Что мы знаем о глаголе
Цель:
Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе.
Задачи:
Образовательные:
-Выявить степень усвоения учебного материала и проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
-Формировать умение находить глагол в предложении;
-Закрепить знания о правописании частицы НЕ с глаголами;
-Закрепить знания о глаголах неопределённой формы;
-Закрепить знания о роли глагола в предложении, в тексте.
Развивающие:
-Развивать орфографическую зоркость;
-Развивать и обогащать устную и письменную речь;
-Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память)
Воспитательные:
-Воспитывать умение работать в коллективе;
-Способствовать созданию положительного настроя на уроке;
-Прививать интерес к русскому языку как к предмету и средству общения.
Оборудование:
-учебник по русскому языку 4 класс;
-индивидуальные карточки с загадками;
-таблица «Не с глаголами»;
-карточка со стихотворением «Не с глаголами»;
-карточка с фразеологизмами;
-смайлики.
Тип урока: обобщение знаний
Основной метод: деятельностный
Учитель | Учащиеся | |
1.Орг.момент | —Все тихонько сядьте на свои места. Сегодня у нас много гостей, и как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.
-Спасибо! Будем надеяться, что наши гости с удовольствием порадуются нашим успехам. Итак, начинаем урок русского языка. Откройте тетради, подпишите число. Сегодня 25 февраля. В новой строке пишем – классная работа (один ученик объясняет орфограммы в словах) | Выступление детей. 1.Мы рады приветствовать В классе Вас нашем, 2.Возможно есть классы И лучше, и краше 3.Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно И очень легко. |
2. Языковая разминка. | В начале урока проведем языковую разминку. Послушайте меня внимательно. Дуся ходила по полу, кричала, вызывала к себе утят. — Что за высказывание я прочитала? -Докажите.
— Как называется произведение, кто автор? -Запишем это предложение в тетради, но сначала проведем гимнастику для пальчиков. Дружно пальчики сгибаем, Крепче кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять- Начинаем разгибать. (вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать)
— Объясните постановку знаков препинания.
— Какую роль играют запятые в этом предложении? -Дайте характеристику предложения. |
-Предложение. — Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль. -«Изобретатель» М.Пришвин
(Запись предложения на доске учеником)
-Для того, чтобы объяснить постановку знаков препинания, надо разобрать предложение по членам. -Разделяют однородные члены предложения. -По цели высказывания…, по интонации …, простое, распр., с однородными сказуемыми. |
3. Актуализация изученного. | -Какие действия, описанные в предложении, выполняла Дуся? — На какие вопросы отвечают эти слова? — Что они обозначают? — Как называется часть речи, которая отвечает на такие вопросы и обозначает действие предмета? |
-Ходила, кричала, вызывала.
— Глагол. |
4. Сообщение темы урока. | -Сформулируйте тему урока. -Является ли эта тема для вас новой? -Почему?
-Сформулируйте цель урока. | -Часть речи «Глагол». -Нет. -Мы с глаголом знакомы с третьего класса. -Повторим всё, что знаем о части речи – глагол. |
5.Повторение изученного материала. 5.1.Работа с планом. 5.2. Выступление ученика по теме исследования.
5.3. Физ/мин
| -Будем работать по следующему плану Надо ответить на предложенные вопросы: 1.Что такое глагол? 2.Что обозначает? 3.На какие вопросы отвечает? 4.Каким членом предложения является? 5.какую роль играют глаголы в тексте? 6.Как пишутся глаголы с частицей не? 7.Что такое неопределенная форма глагола?
-Предлагаю вам поработать в парах и ответить на эти вопросы.
-Некоторые вопросы у вас вызвали затруднение, ответы на них мы найдем в течение урока. |
(ученики обсуждают ответы на вопросы, затем коллективная проверка) |
5.2. Выступление ученика по теме исследования.
| -К сегодняшнему уроку я попросила Румянцеву Дарью провести небольшое исследование по вопросу происхождения и значения слова «глагол». Давайте послушаем её сообщение.
-В современном русском языке есть слово «разглагольствовать» -Что оно означает? -Найдите в толковом словаре на стр.119 значение этого слова. | (выступление ученицы)
(ученики читают о значении слова) |
5.3. Физ/мин
| -Мы знаем, что глагол – самостоятельная часть речи. -О каких других самостоятельных частях речи мы говорили на прошлых уроках. -Существительное – сесть. Прилагательное – встать. Глагол – прыгнуть.
Стол, синий, уехала, большие, кровать, сильная, нарисовать, лампа, пишет, скользим, солнечная, пальто, грязный, искра, заболели.
|
-Существительное, прилагательное.
(ученики выполняют движения) |
5.4.Работа с учебником. | -Откройте учебники на с.54, упр.231. -Прочитайте текст и скажите, из какого произведения этот отрывок. -К какому жанру отнесём произведение А.П. Чехова? -Почему? -Это текст-описание или текст-повествование? |
-А.П.Чехов «Мальчики» -Рассказ.
(ответы учеников) |
5.5. Роль глагола в речи. | -Прочитайте этот отрывок без глаголов.
-Что заметили? -Какую роль играют глаголы в тексте.
-По частоте употребления глаголы занимают 2 место после имени существительного. Роль глаголов состоит в том, что глагол придаёт движение всей фразе, а также оживляет предметы. Итак, мы ответили на пятый вопрос плана. | (самостоятельная работа учеников, затем взаимопроверка)
-Текст непонятен. -Делают текст понятным, передают события последовательно от действия к действию.
|
5.6. Частица не с глаголами. | -Обратимся к шестому вопросу плана. -Прочитайте его. -Посмотрите на плакат и сформулируйте правило, приводя свои примеры.
— У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых написаны загадки. У 1 варианта – 2 загадки и у 2 варианта – 2 загадки. ( Приложение 1) — Выпишите в столбик глаголы с частицей не, раскрывая скобки.
-Как пишется частица не с глаголами? -Какую роль она играет в речи?
|
-Не с глаголами пишется раздельно.
(чтение и отгадывание загадок детьми)
(два человека работают у доски)
(ответы учеников)
|
5.7. Физ/мин | — Я буду называть глаголы с частицей не, а вы должны выполнять действия наоборот. —Не качайтесь, не кружитесь, не прыгайте, не тянитесь, не моргайте, не шепчите, не приседайте.
— Вывод сделаем, прочитав стихотворение.
|
На доске запись. (чтение хором) Не выучил, не делай. Не знаешь, не спеши. С глаголами отдельно Частицу НЕ пиши. |
5.8. Неопределённая форма глагола | — Мы ответили на шестой вопрос плана, прочитайте седьмой вопрос. -Расскажите, что вы знаете о глаголах неопределённой формы? -Обратимся к глаголам, которые вы выписали из загадок.(запись осталась на доске) — Прочитайте их про себя. -Образуйте от этих слов глаголы в неопределенной форме с частицей не. -Разберем на примере: не играет – не играть |
(Дети записывают в тетради, два человека работают у доски. После выполнения работы — взаимопроверка)
|
5.9. Игра «Замени выражение глаголом» | -Фразеологический оборот надо заменить близким по значению глаголом неопределенной формы и записать эти слова в тетради самостоятельно. —Водить за нос, зарубить на носу, чесать языки, надуть губы, бить баклуши, дать стрекоча.
-В полученных глаголах выделить приставку, если она есть. |
(у детей в тетради) Обманывать, запомнить, болтать, обидеться, бездельничать, убегать. |
6. Д/з | Упр. 235(устно). Повторить по учебнику 3 класса об изменении глаголов по временам. |
|
7. Итог урока | -Назовите тему урока. -Какую цель мы поставили в начале урока? -Продолжите предложения. Я знаю, что … Я умею …
|
|
Приложение 1.
1 вариант
1)Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит,
(Не)лает, (не)кусает, а в дом (не)пускает.
2)Всех я вовремя бужу,
Хоть часов (не)завожу.
2 вариант
1)Без языка живёт, (не)ест, (не)пьёт,
А говорит поёт.
2) Ни в огне (не)горит,
Ни в воде (не)тонет.