1. Ляпина Ольга Юрьевна

  2. МБОУ СОШ № 52 г. Архангельск

  3. Учитель начальных классов

Урок русского языка в 4 классе (образовательная программа «Школа 2100)

Что мы знаем о глаголе

Цель:

Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе.

Задачи:

Образовательные:

-Выявить степень усвоения учебного материала и проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся;

-Формировать умение находить глагол в предложении;

-Закрепить знания о правописании частицы НЕ с глаголами;

-Закрепить знания о глаголах неопределённой формы;

-Закрепить знания о роли глагола в предложении, в тексте.

Развивающие:

-Развивать орфографическую зоркость;

-Развивать и обогащать устную и письменную речь;

-Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память)

Воспитательные:

-Воспитывать умение работать в коллективе;

-Способствовать созданию положительного настроя на уроке;

-Прививать интерес к русскому языку как к предмету и средству общения.

Оборудование:

-учебник по русскому языку 4 класс;

-индивидуальные карточки с загадками;

-таблица «Не с глаголами»;

-карточка со стихотворением «Не с глаголами»;

-карточка с фразеологизмами;

-смайлики.

Тип урока: обобщение знаний

Основной метод: деятельностный

Этапы урока

Учитель

Учащиеся

1.Орг.момент

Все тихонько сядьте на свои места.

Сегодня у нас много гостей, и как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

-Спасибо! Будем надеяться, что наши гости с удовольствием порадуются нашим успехам.

Итак, начинаем урок русского языка.

Откройте тетради, подпишите число. Сегодня 25 февраля.

В новой строке пишем – классная работа (один ученик объясняет орфограммы в словах)

Выступление детей.

1.Мы рады приветствовать

В классе Вас нашем,

2.Возможно есть классы

И лучше, и краше

3.Но пусть в нашем классе

Вам будет светло.

Пусть будет уютно

И очень легко.

2. Языковая разминка.

В начале урока проведем языковую разминку. Послушайте меня внимательно.

Дуся ходила по полу, кричала, вызывала к себе утят.

— Что за высказывание я прочитала?

-Докажите.

— Как называется произведение, кто автор?

-Запишем это предложение в тетради, но сначала проведем гимнастику для пальчиков.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепче кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем разгибать.

(вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать)

Объясните постановку знаков препинания.

— Какую роль играют запятые в этом предложении?

-Дайте характеристику предложения.

-Предложение.

— Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

-«Изобретатель» М.Пришвин

(Запись предложения на доске учеником)

-Для того, чтобы объяснить постановку знаков препинания, надо разобрать предложение по членам.

-Разделяют однородные члены предложения.

-По цели высказывания…, по интонации …, простое, распр., с однородными сказуемыми.

3. Актуализация изученного.

-Какие действия, описанные в предложении, выполняла Дуся?

— На какие вопросы отвечают эти слова?

— Что они обозначают?

— Как называется часть речи, которая отвечает на такие вопросы и обозначает действие предмета?

-Ходила, кричала, вызывала.

— Глагол.

4. Сообщение темы урока.

-Сформулируйте тему урока.

-Является ли эта тема для вас новой?

-Почему?

-Сформулируйте цель урока.

-Часть речи «Глагол».

-Нет.

-Мы с глаголом знакомы с третьего класса.

-Повторим всё, что знаем о части речи – глагол.

5.Повторение изученного материала.

5.1.Работа с планом.

5.2. Выступление ученика по теме исследования.

5.3. Физ/мин

-Будем работать по следующему плану

Надо ответить на предложенные вопросы:

1.Что такое глагол?

2.Что обозначает?

3.На какие вопросы отвечает?

4.Каким членом предложения является?

5.какую роль играют глаголы в тексте?

6.Как пишутся глаголы с частицей не?

7.Что такое неопределенная форма глагола?

-Предлагаю вам поработать в парах и ответить на эти вопросы.

-Некоторые вопросы у вас вызвали затруднение, ответы на них мы найдем в течение урока.

(ученики обсуждают ответы на вопросы, затем коллективная проверка)

5.2. Выступление ученика по теме исследования.

-К сегодняшнему уроку я попросила Румянцеву Дарью провести небольшое исследование по вопросу происхождения и значения слова «глагол». Давайте послушаем её сообщение.

-В современном русском языке есть слово «разглагольствовать»

-Что оно означает?

-Найдите в толковом словаре на стр.119 значение этого слова.

(выступление ученицы)

(ученики читают о значении слова)

5.3. Физ/мин

-Мы знаем, что глагол – самостоятельная часть речи.

-О каких других самостоятельных частях речи мы говорили на прошлых уроках.

-Существительное – сесть.

Прилагательное – встать.

Глагол – прыгнуть.

Стол, синий, уехала, большие, кровать, сильная, нарисовать, лампа, пишет, скользим, солнечная, пальто, грязный, искра, заболели.

-Существительное, прилагательное.

(ученики выполняют движения)

5.4.Работа с учебником.

-Откройте учебники на с.54, упр.231.

-Прочитайте текст и скажите, из какого произведения этот отрывок.

-К какому жанру отнесём произведение А.П. Чехова?

-Почему?

-Это текст-описание или текст-повествование?

-А.П.Чехов «Мальчики»

-Рассказ.

(ответы учеников)

5.5. Роль глагола в речи.

-Прочитайте этот отрывок без глаголов.

-Что заметили?

-Какую роль играют глаголы в тексте.

-По частоте употребления глаголы занимают 2 место после имени существительного. Роль глаголов состоит в том, что глагол придаёт движение всей фразе, а также оживляет предметы.

Итак, мы ответили на пятый вопрос плана.

(самостоятельная работа учеников, затем взаимопроверка)

-Текст непонятен.

-Делают текст понятным, передают события последовательно от действия к действию.

5.6. Частица не с глаголами.

-Обратимся к шестому вопросу плана.

-Прочитайте его.

-Посмотрите на плакат и сформулируйте правило, приводя свои примеры.

— У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых написаны загадки. У 1 варианта – 2 загадки и у 2 варианта – 2 загадки. ( Приложение 1)

— Выпишите в столбик глаголы с частицей не, раскрывая скобки.

-Как пишется частица не с глаголами?

-Какую роль она играет в речи?

-Не с глаголами пишется раздельно.

(чтение и отгадывание загадок детьми)

(два человека работают у доски)

(ответы учеников)

5.7. Физ/мин

— Я буду называть глаголы с частицей не, а вы должны выполнять действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь, не прыгайте, не тянитесь, не моргайте, не шепчите, не приседайте.

— Вывод сделаем, прочитав стихотворение.

На доске запись.

(чтение хором)

Не выучил, не делай.

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

5.8. Неопределённая форма глагола

— Мы ответили на шестой вопрос плана, прочитайте седьмой вопрос.

-Расскажите, что вы знаете о глаголах неопределённой формы?

-Обратимся к глаголам, которые вы выписали из загадок.(запись осталась на доске)

— Прочитайте их про себя.

-Образуйте от этих слов глаголы в неопределенной форме с частицей не.

-Разберем на примере: не играет – не играть

(Дети записывают в тетради, два человека работают у доски. После выполнения работы — взаимопроверка)

5.9. Игра «Замени выражение глаголом»

-Фразеологический оборот надо заменить близким по значению глаголом неопределенной формы и записать эти слова в тетради самостоятельно.

Водить за нос, зарубить на носу, чесать языки, надуть губы, бить баклуши, дать стрекоча.

-В полученных глаголах выделить приставку, если она есть.

(у детей в тетради)

Обманывать, запомнить, болтать, обидеться, бездельничать, убегать.

6. Д/з

Упр. 235(устно). Повторить по учебнику 3 класса об изменении глаголов по временам.

7. Итог урока

-Назовите тему урока.

-Какую цель мы поставили в начале урока?

-Продолжите предложения.

Я знаю, что …

Я умею …

Приложение 1.

1 вариант

1)Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит,

(Не)лает, (не)кусает, а в дом (не)пускает.

2)Всех я вовремя бужу,

Хоть часов (не)завожу.

2 вариант

1)Без языка живёт, (не)ест, (не)пьёт,

А говорит поёт.

2) Ни в огне (не)горит,

Ни в воде (не)тонет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here