Воронежская область
Таловский район
МКОУ Александровская СОШ
Урок русского языка.
УМК « Гармония»
Тема урока: « Дополнение памятки анализа имени
существительного как части речи сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении».
Тип урока: комбинированный, ( дополнение новых знаний на основе ранее изученного)( Блоковое изучение темы)
4 класс
Урок разработан учителем начальных классов
Кострыкиной Галиной Алексеевной
Программа для общеобразовательных учреждений , одобрена
Министерством образования и науки Российской Федерации
В работе используется УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.
Комплект рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Разделы учебника представлены в виде блочно – модульного изучения. Урок – обобщения и систематизация на основе ранее изученного, и
изучение нового материала.
На данном уроке задействованы межпредметные связи между биологией, естествознанием, литературой (поэтический компонент), русским языком.
Данный урок разрабатывался для учащихся 4 класса общеобразовательной школы. Психолого –педагогические характеристики данного класса таковы: всего учащихся по списку 17 человек, проживают на территории Александровского сельского поселения 10 человек, 7 человек находятся на подвозе из соседних сел. Обучаются дети разной возрастной группы от 9до 13 лет. Из 17 человек 4 из неполной семьи, 4 из семей с измененной структурой, 5 из многодетных семей, 1 ученик находится на опеке. Результата проводимых тестов показали уровень умственного потенциала выше среднего. Данный подбор отличается хорошо развитым интеллектом и сообразительностью. Отличников в классе 2 человека, хорошистов – 7человек, 2 человека имеют по одной тройке по английскому языку. По типу темперамента большая часть детей сангвинико – холерического типа. Все дети гипер активные требуют повышенного внимания, постоянной нагрузки в учебной деятельности. У всех учащихся присутствует положительная мотивация в обучении.
Урок русского языка по УМК « Гармония» — 4 класс
Тема урока : « Дополнение памятки анализа имени существительного как части речи сведениями о склонении и роли части речи в предложении».
Тип урока : комбинированный ( дополнение новых знаний на основе ранее изученного) блочное изучение материала.
Цели урока : образовательная – научить более детально делать разбор имени существительного, как части речи, закрепить , систематизировать знания об имени существительном, учить самоконтролю и самооценке ;
развивающая — развивать зрительную память, орфографическую зоркость, способность к анализу планированию учебных действий ;
воспитательная – воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, родному языку, уважение к себе, как носителю русского языка.
Оборудование : учебник, тетради на печатной основе, мультимедиа проектор, карточки, иллюстрации.
Методы управления учебной деятельностью восприятия информации:
-
По источнику передачи и восприятия информации – словесные ,наглядные, практические.
-
По логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные.
-
По степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно – поисковые.
-
По степени управления учебной деятельностью – организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность учащихся, работа с учебником, тетрадью на печатной основе.
Методы стимулирования:
-
Интерактивные методы – работа в группах , индивидуальная деятельность.
Методы контроля и самооценки:
-
Самоконтроль.
-
Фронтальный опрос,
ФОПД: фронтальные ( учитель – класс), индивидуальные ( учитель – ученик), групповые ( ученик – ученик, ученик – группа)
Ход урока :
-
Орг. Момент. Психологический настрой на успешность урока.
Кто с учебой дружен
Нам сегодня нужен?
— Нужен !
С орфографией кто дружен
Нам сегодня нужен?
— Нужен!
Кто любит родной язык,
Кто трудиться привык
Таким ребятам хвала и честь!
Такие ребята в классе есть?
— Есть!
— присаживайтесь на свои места, начинаем наш урок русского языка.
2. Мотивация .
— Почему каждому человеку нужно научиться писать правильно и без ошибок?
(ответы учеников)
Вывод : стыдно на родном языке писать неграмотно, с ошибками.
( надпись на доске – « Не испорти слова ошибками»)
3. Систематизация знаний.
— Над какой частью речи мы с вами работаем на протяжении уже нескольких уроков? (им. Сущ. )
-Давайте вспомним характеристику этой части речи.
— Что мы уже знаем об этой части речи?
— самостоятельная часть речи
— отвечает на вопрос Кто? Что?
— обозначает предмет
— имеет постоянный признак – род
— изменяется по числам, падежам.
— выделяется три склонения,
-в предложении может быть главным и второстепенным членом
— командует им. Прилагательным.
— в косвенном падеже подчиняется глаголу.
— Что из перечисленного мы изучили совсем недавно? ( склонение)
4. Сообщение темы и целей урока.
— Ребята, мы с вами не случайно вспомнили все признаки имени существительного. Как Вы думаете чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
( анализу им.сущ. –как части речи)
5.Словарная работа. Повторение ранее изученного. (Слайд1)
— Итак, словарно – орфографическая работа. Вставить пропущенные буквы, объяснить выбор, назвать орфограмму.
На п. лянке еще недавн. я гри. нашел. А теперь она вся бел.. . Б. льшой пень кто – то накрыл бел .. скатертью. А красная рябина м . р . зом напудрилась.
— Назовите основу каждого предложения. Подчеркните.
— Есть ли предложение , где имя существительное входит в основу. Назовите . каким членом предложения является сущ.?
— Какими членами предложения являются другие им.сущ.
— Обобщите какими членами предложения могут быть им.сущ.?
— Разберите любое существительное из первого предложения как часть речи.
( на полянке)
— Какие новые характеристики добавились в наш анализ? ( склонение и член предложения)
4. ФИЗМИНУТКА.
5. Работа по учебнику. Знакомство с новым материалом.
С. 84 упр. № 192 ( тетрадь на печатной основе)
С. 84 упр. № 194 ( знакомство с образцом письменного анализа имени существительного)
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
8. Оценка психологической комфортности на уроке, усвоения материала.
Самоанализ урока русского языка
по УМК « Гармония» , 4 класс
Тема урока : « Дополнение памятки анализа имени существительного как части речи сведениями о склонении и роли части речи в предложении».
Тип урока : комбинированный ( дополнение новых знаний на основе ранее изученного) блочное изучение материала.
Цели урока : образовательная – научить более детально делать разбор имени существительного, как части речи, закрепить , систематизировать знания об имени существительном, учить самоконтролю и самооценке ;
развивающая — развивать зрительную память, орфографическую зоркость, способность к анализу планированию учебных действий ;
воспитательная – воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, родному языку, уважение к себе, как носителю русского языка.
Оборудование : учебник, тетради на печатной основе, мультимедиа проектор, карточки, иллюстрации.
Методы управления учебной деятельностью восприятия информации:
-
По источнику передачи и восприятия информации – словесные ,наглядные, практические.
-
По логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные.
-
По степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно – поисковые.
-
По степени управления учебной деятельностью – организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность учащихся, работа с учебником, тетрадью на печатной основе.
Методы стимулирования:
-
Интерактивные методы , работа в группах , индивидуальная деятельность.
Методы контроля и самооценки:
-
Самоконтроль.
-
Фронтальный опрос,
ФОПД: фронтальные ( учитель – класс), индивидуальные ( учитель – ученик), групповые ( ученик – ученик, ученик – группа)
Урок начался тренинговым упражнением дающим установку на работоспособность, психологическую комфортность, обязательную успешность.
Входе урока учащиеся повторили материал прошлых уроков « Что мы знаем об имени существительном.» Самостоятельно при направляющей деятельности учителя сформулировали круг знаний , умений и навыков , изучаемый на сегодняшнем уроке. Положительной мотивацией выступил девиз урока «Не испорти слова ошибками». На протяжении всего урока учащиеся добывали и закрепляли новые знания, опираясь на ранее изученный материал.
На уроке царила атмосфера сотрудничества , товарищеской поддержки. Дети не боялись высказывать свое мнение и правильно аргументировали свои ответы. Чувствовали себя комфортно и свободно, чувство тревожности устранялось дополнительной помощью со стороны одноклассников и учителя.
Четко соблюдались здоровье сберегающие технологии ( физминутки)
Запланированный материал на уроке реализован полностью . Урок достиг поставленных целей ученики научились анализировать имя существительное, расширили свои знания по данной теме.
В конце урока каждый ученик для себя определил как он усвоил материал, нужна ли ему дополнительная помощь.