Урок по теме
« Что такое имя существительное ?» ( 2 класс)
УМК « Школа России» ФГОС
Цели урока:
1. Учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока.
2. Дать представление об имени существительном как части речи.
3. Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.
4. Развивать и корректировать память, воображение, сообразительность, устную речь, обогащать словарь учащихся.
5. Воспитывать умение слушать того, кто комментирует.
6. Развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
6. Соблюдать здоровьесберегающие технологии.
Ход урока:
-
Орг. момент. Прозвенел уже звонок-
время начинать урок!
У нас сегодня гости, обернитесь – поздоровайтесь с гостями.
(психологическая минутка)
У вас на столе лежат солнышко и тучка, посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение в данный момент? Выберите ее и покажите.
Все ваше настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.
Я думаю, что у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
А для начала улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному.
-
Самоопределение к деятельности
— Вспомните, пожалуйста, что мы изучали вчера? ( ответы детей)
— На карточках слова,- прочитайте, все ли предложенные слова являются именами существительными, докажите правильность выбор , используя специальные термины из прошлого урока. Выберите их.
Завод, заводить, заводской, задача, учить, горный, юг
Определите тему урока. Над чем мы будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока.
( ответы детей)
« Что такое имя существительное ?» (слайд 1)
Будем учиться определять имена существительные.
-
Минутка чистописания. Правила посадки.
Оформление тетради. Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
На 1 – строчке пропишем буквосочетания, повторим правильное написание соединения букв.
На 2 – строчке пропишем слова – существительные.( с маленькой буквы, не через запятую)
Выполнение задания.
4.Орфографический цифровой диктант. ( Повторение)
Предложите к данным словам задание ?
— На какие группы мы разделим слова?
Какие ещё орфограммы заметили? Парная согласная на конце слова
( Обобщить правилом ). (слайд 2)
Зашифруем с помощью цифр
-
— « с » , 2 – «з »
Плюс, глаз, железка, абрикос, груз, голос, алмаз, сказка, колбаска
1,2, 2,1,2, 1, 2, 2,1 ( обменяйтесь тетрадями ) (щелчок)
Взаимопроверка по слайду. Оценивание « ! » — ни одной ошибки
« +» — 1-2 ошибки
« — » -от 3 ошибок
-
Работа по теме урока.
Откройте учебники стр. 44
Рассматривание рисунков.( слайд 3)
Обсуждение: « Как одним словом назвать то, что изображено на рисунках?»
Поставьте вопрос и назовите каждый предмет словом.
К какой части речи относятся названные слова?
Сформулируйте правило « Что такое имя существительное?»
( ответы детей)
Чтение правила от тётушки Совы ( стр. 45)
Теперь вы с любым заданием справитесь, давайте проверим себя.
-
Первичное закрепление.
Упр.75. стр. 45
По колонкам.
1 представитель – у доски.
Коллективная проверка.
Проблемная ситуация
Почему к некоторым предметам поставлен вопрос кто?, а к другим что?
Физминутка.( слайд 4)
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(вращения головой)
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, сможем.
( повороты вправо, влево)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны
Прогнулись
(Потягивания вверх и в стороны)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
-
Словарная работа. (слайд 5)
Дополните предложение:
Декабрь, ….., …….. — зимние месяцы.
Названий каких месяцев здесь не хватает?
( запись в словарь)
Выяснение происхождения слов .
В древности месяц январь называли «сеченъ», так как он как бы рассекал зиму на две половинки, а февраль называли «лютый», так как в этом месяце стояли лютые морозы.
Древние римляне эти месяцы назвали в честь богов: январь — в честь Януса, бога солнца и света, а февраль — в честь Фебруса, покровителя стад.)
Обсуждение: «К какой части речи относятся данные слова?» Обобщение: названия месяцев года, времён года — это тоже имена существительные.
-
Вторичное закрепление. Работа в парах. Карточки.
Теперь и я уверенна в ваших силах. А можно ли попросить помощи, если не можешь выполнить задание? А у кого?
1 группа. Обвести в кружок только имена существительные, и только отвечающие на вопрос « Кто?»
-
группа. Обвести в кружок только имена существительные, и только отвечающие на вопрос « Что?».
Мороз, лесовик, библиотекарь, дружба, ручка, жираф, город, сапожник, молоко, пингвин.
О завершении работы — просигналить.
( зачитывает группа, первая, выполнившая задание.)
-
Рефлексия. ( 4 вопроса)
Выполнение теста. ( слайд 6 -9). В тетради проставляют правильный выбор.
Самооценка с помощью солнышка и тучки.
-
Подведение итогов.
— Какую часть речи научились распознавать?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Какое задание вызвало затруднения?
— В начале урока мы обозначили наше настроение. А в конце урока оно изменилось?
— Покажите ту карточку, которая теперь отражает ваше настроение. ( с доски убрать тучку)
Пусть всегда в нашем классе будет только солнце!
11. Домашнее задание. ( слайд 10).
Стр.45. упр.76, правило выучить.
.
Мороз, лесовик, библиотекарь, дружба, ручка, жираф, город, сапожник, молоко, пингвин.
Мороз, лесовик, библиотекарь, дружба, ручка, жираф, город, сапожник, молоко, пингвин.
Мороз, лесовик, библиотекарь, дружба, ручка, жираф, город, сапожник, молоко, пингвин.
Мороз, лесовик, библиотекарь, дружба, ручка, жираф, город, сапожник, молоко, пингвин.