Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме «Перенос слов».

Класс: 1. 

Форма организации: фронтальная и групповая.

Цели: 1. учить детей решать учебные проблемы по переносу слов с буквой й, ь, ъ;

2.развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, умение переносить слова;

3.воспитывать любовь к умственному труду.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
: ученик

-осознает роль языка в речи и жизни людей;

-высказывает свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты. Формирование УДД.

Регулятивные УДД: ученик

— определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— учится работать по предложенному учителем плану;
-проговаривает последовательность действий на уроке.

Познавательные УДД: ученик

делает выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-ориентируется в учебнике;

-составляет алгоритм под руководством учителя.
Коммуникативные УДД: ученик

-оформляет свои мысли в устной речи;

— слушает и понимает речь других;

-учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

— договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты: ученик

-делит слова на части для переноса по   алгоритму;

-списывает с печатного образца слова, используя правильные начертания букв, соединений;
-проверять написанное, сравнивая с образцом.

Демонстрационный и раздаточный материал:

1.презентация;

2.рисунок шмеля;

Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме «Перенос слов»

3.карточки;

Можно

Нельзя

пись-мо

пис-ьмо

отъ-ехал

от-ъехал

май-ка

ма-йка

Знай-ка

Зна-йка

4.карточки, где записано стихотворение о Сороке;

5.карточки-цветы со словами.

Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме «Перенос слов»Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме «Перенос слов»Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме «Перенос слов» Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме «Перенос слов»

Ход урока:

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.  

Улыбнулись друг другу.

-Жил-был Шмель. Был он ужасным модником. Думал только о нарядах, а учиться не хотел.

Слайд 2.

Однажды Шмель полетел на луг, чтобы поесть пыльцу и похвастаться своими нарядами. Но на лугу все цветы поникли. Оказывается, Шмель, когда переносил слова по русскому языку, сделал много ошибок. А писал он на лепестках цветов. Сможем ли мы с вами помочь цветам? Что мы скажем Шмелю и себе?

— Проверим готовность. По каким критериям?   

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

-У нас всё получится!

Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.

Выражают эмоции. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»   

1.Минутка чистописания. Учительница показывает с объяснением, как пишутся буквы й, ь, ъ.

Затем предлагает детям прописать эти буквы ещё несколько раз с буквами, при письме которых они испытывают трудности.

-Самое лучшее соединение подчеркните.

Слайд 3.

2. Перенос слов.

Даны слова: кар-андаш

л-ев

ка-сса

я-ма

-Посмотрите, как Шмель перенёс слова. Правильно ли он это сделал?

Анализ поэлементного состава букв.

Дети пишут с учителем.

К доске можно пригласить 2-3 учеников. Они показывают Шмелю, как нужно правильно соединять буквы.

Сравнение написания с образцом.

Дети выходят к доске и с объяснением правильно переносят.

Н-р: -слова надо переносить по слогам (ка-ран-даш)

-нельзя оставлять на строке одну букву (яма) и т.д.

Сравнивают, используя правильные начертания букв, соединений.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
Оформляют свои мысли в устной речи.

Слушают и понимают речь других.

III. Постановка учебной задачи. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого  

1.Постановка проблемы.

-Что я выбрала для повторения?

-Почему?

-Я предлагаю для вас задание, которое содержит для вас новое.

Слайд 4.

На каждой парте лежат красный и зеленый цветки. (На красном цветке написано: чай-ка, конь-ки, подъ-ехал. На зеленом: ча-йка, кон-ьки, под-ъехал).

-Что здесь для вас нового?

-Поднимите правильный вариант.

-Докажите.

-В чём ваша проблема?

-Что надо сделать, если у вас трудности?

-Если узнаете правило, сможете ли сразу переносить слова? -Какой порядок действий мы с вами составим?

2.Сообщение темы и целей урока.

-Какая тема урока?

Открывается на доске тема: «Перенос слов с буквами й, ь, ъ».

-Какие цели стоят перед нами?

3.Открытие нового знания.

3.1.Детям по группам раздаются карточки.

Можно

Нельзя

пись-мо

отъ-ехал

май-ка

Знай-ка

пис-ьмо

от-ъехал

ма-йка

Зна-йка

-Откройте правила переноса слов с буквами й, ь, ъ.

3.2.Затем учитель открывает на доске запись: « Нельзя начинать строку с буквы й!»

-Значит, вы ошиблись?

3.3.Прочитаем правило в учебнике. –Цветок какого цвета мы должны были поднять?

-Перенос слов.

-Будем продолжать учиться переносить слова.

Участие в учебном диалоге.

-Мы никогда не переносили слова с буквами й, ь, ъ.

(Дети поднимают разные цветы).

(Доказать не могут или испытывают трудности).

-Не умеем переносить слова с буквами й, ь, ъ.

(Подумать, узнать правило и т.д.)

-Нет, нужно потренироваться.

Составляют алгоритм действий.

( Узнать новый способ, потренироваться, дополнить знания и т.д..)

Работа в группах. Открытие «нового» знания

Открывают правила переноса.

Группы высказывают своё мнение. Обычно такое: буквы й, ь, ъ не переносится на другую строчку.

-Нет, можно сказать по- разному.

Чтение правила в учебнике.

Дети еще раз поднимают цветы.

Учатся работать в паре.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

 

Учатся высказывать свое предположение.

Составляют алгоритм под руководством учителя:

1.Подумать.

2.Узнать правило.

3.Потренироваться.

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учатся работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Ориентируются в учебнике.

IV. Первичное закрепление нового способа действия с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: зафиксировать во внешней речи новое учебное действие

  1. Постановка цели.

-Мы поставили несколько целей. Достигли ли все?

Что будем делать сейчас?

Слайд 5.

2.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

а) Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

(К. Чуковский «Федорино горе».)

б) Самый бойкий я рабочий в мастерской,

Колочу я что есть мочи день-деньской.

в) Мы ехали, ехали,

К горке подъехали.

-Выпишите слова, где мы можем применить правило: «Перенос слов с буквами й, ь, ъ.»

3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На карточках у каждого ребёнка:

-Огорченная Сорока

Возвращалась ведь с урока.

Весь урок болтала с сойкой.

И домой вернулась с двойкой.

-Выпишите слова, где мы можем применить правило: «Перенос слов с буквами й, ь, ъ».

Проверка по эталону. ( На доске: с сой-кой, с двой-кой.)

-Почему Сорока вернулась огорченная?

-Как мы ей можем помочь?

4. Самостоятельная работа по «шагам». Работа по учебнику.

Стр.20 упр.20

— Нет, нужно ещё потренироваться.

— Тренироваться в переносе слов.

Дети пишут в тетради и на доске с проговариванием: чай-ник, ко-фей-ник, бой-кий, день-ской, подъ-ехали.

Проверка по эталону. Если ребёнок выполнил правильно: на полях пишет +, если ошибка-?

Дети, у кого есть ?, пытаются объяснить причину ошибки и исправляют ее.

-Нужно научить ее переносить слова.

Взаимопроверка. Когда проверяют друг у друга, проговаривают эти слова с правилом.

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учатся работать по предложенному учителем плану.
Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Делят слова на части для переноса по   алгоритму.

Проверяют написанное, сравнивая с образцом.

Высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Учатся работать в паре.

слушают и понимают речь других; ориентируются в учебнике.

V.Итог урока Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Слайд 6.

1.Рефлексия. Исправление ошибок. Игра «Помоги шмелю».

-Снова шмель вернулся в класс.

Он надеется на нас:

«Друг мой — первоклашка,

Ты — всезнайка,

Вот мой перенос — прочитай-ка: Зай-ка, ле-йка, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, лин-ька,

Овц-ы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

В первый класс я не ходил,

Правил дома не учил.

Где ошибки? Вот вопрос!

Ты исправь мой перенос».

(Слова, которые перенёс шмель, записаны на доске).

2.Итог урока.

— Что нового сегодня узнали?

-Удалось ли вам преодолеть трудности?

-Что помогло вам преодолеть трудности?

-Всё ли получилось?

-Чем же завтра будем заниматься? Или мы сегодня всему научились?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

-Вам было легко или были трудности?

Учащиеся берут сигналы + и ?. Показывают при помощи этих сигналов, где правильный и неправильный перенос. Неправильный перенос проговаривают правильно.

Проговаривают способы «открытия» нового знания и уже известных способов.

Дают словесную оценку.    Соотносят цель и результаты действия.

Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя, оформляют свои мысли в устной речи, слушают и понимают речь других.

Технические средства обучения: компьютер, проектор. 
Методическая литература: 1.Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100». Москва, «БАЛАСС», 2011 год; 

2. Русский язык. 1-2 класс. Методические рекомендации. Е.В. Бунеева, М.А.Яковлева. Москва, «БАЛАСС», 2004 год; 

3.Как построить урок в соответствии с ФГОС. Миронов. Учитель, 2014.
Интернет-ресурсы:

1. http://nsportal .ru;

2. http://www .zavuch .info.ru;

3. http://www.prodlenka

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here