МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32
МБОУ СОШ № 32
ст. Новоминская Краснодарский край
Конспект урока по русскому языку для 2 класса
«Имя прилагательное»
подготовила учитель начальных классов
Монастырская Наталья Викторовна
ст. Новоминская
2011
Слайд 1
ТЕМА: Имя прилагательное.
Цель: — познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи:
1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;
— формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
— совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;
стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Тип урока. Изучение нового материала.
Ход урока
I.Организационный момент:
Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний урок принесёт
Всем радость общения друг с другом.
II. Минутка чистописания.
На доске запись
Слайд 2
ду. ястре. медве.. ланды.
ЦП 3 ?
— Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?
— Какую букву вы будете писать сегодня?
(Дуб — это дерево, поэтому под ним стоит буква Д, ястреб — это птица, внизу стоит буква П, медведь — зверь, поэтому внизу 3, ландыш — это цветок, нужно написать букву Ц.)
Ццб Ццд Ццш
— Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Заглавная и строчная буквы Ц чередуются с орфограммами в словах.)
II. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.
Слайд 3
— Посмотрите на экран.
— Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
— Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
— Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
— А как вы думаете почему? (Нет признаков)
— Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
— Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.
— Вы должны, вставить пропущенные слова.
— Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.
— Прочитайте, что же у вас получилось?
— А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
— А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Слайд 4
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
— Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
— Какой частью речи они являются?
— Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Слайд 5
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
III. Создание проблемной ситуации.
— Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)
Слайд 6
— Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,
Какую роль играют в речи имена прилагательные?
Слайд 7
IV. Исследование данной проблемы.
Работа по теме
— Посмотрите на экран, перед вами текст.
Слайд 8
— Прочитайте его.
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
— О чем этот текст? (О весне)
— А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.
— А этот текст о чём? (О весне)
— Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
— Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
(Наличие прилагательных)
— А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
Слайд 9
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.
— А теперь обратите внимание на вторе предложение.
Слайд 10
— Назовите прилагательное, которое там используется?
Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
— Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?
— Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.
Например, прилагательное серебристый.
— А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?
— Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
— Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Слайд 11
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
— Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
— Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?
V. Физкультминутка.
«Стрельба глазами» (служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
Слайд 13-14
VI. Игра. Отгадай кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
Белый, пушистый. Снег
Круглое, сладкое, сочное. Яблоко
— А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Работа по карточке задание № 2
Широкая, глубокая …… Река
Зелёный, сладкий, сахарный ……. Арбуз
Кудрявая, белоствольная …… Берёза
— Давайте проверим, что же у вас получилось?
— Как вы думаете слова, какой части речи уточняют имена прилагательные?
(имена существительные)
VII. Итог урока.
— Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?
Слайд 15
— Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?
— Понравился ли вам наш урок? Чем?
— А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?
— А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.
— Послушайте, и скажите о чём идёт речь?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
И на прощанье мне хотелось бы вам подарить вот эти флажки.
Слайд 16
Список использованной литературы
-
С.В.Иванов «Методические рекомендации по русскому языку для 2 класса». Москва «Вентано-Граф» 2010 г.
-
Учебник С.В.Иванов «Русский язык» 2 класс. Москва «Вентано-Граф» 2010 г.
-
Г.Н. Сычёва «Сборник упражнений по русскому языку для начальной школы». Ростов — на Дону «БАРО- ПРЕСС» 2004г.