МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32
МБОУ СОШ № 32
ст. Новоминская Краснодарский край

Конспект урока по русскому языку для 2 класса

«Имя прилагательное»

подготовила учитель начальных классов

Монастырская Наталья Викторовна

ст. Новоминская

2011

Слайд 1

ТЕМА: Имя прилагательное.

Цель: — познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи:

1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;

— формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;

— совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;

стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока. Изучение нового материала.

Ход урока

I.Организационный момент:

Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть сегодняшний урок принесёт

Всем радость общения друг с другом.

II. Минутка чистописания.

На доске запись

Слайд 2

ду. ястре. медве.. ланды.
ЦП 3 ?

— Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?

— Какую букву вы будете писать сегодня?

(Дуб — это дерево, поэтому под ним стоит буква Д, ястреб — это птица, внизу стоит буква П, медведь — зверь, поэтому внизу 3, ландыш — это цветок, нужно написать букву Ц.)

Ццб Ццд Ццш

— Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Заглавная и строчная буквы Ц чередуются с орфограммами в словах.)

II. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.


Слайд 3

— Посмотрите на экран.

— Прочитайте предложение.

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

— Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

— Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

— А как вы думаете почему? (Нет признаков)

— Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

— Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

— Вы должны, вставить пропущенные слова.

— Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

— Прочитайте, что же у вас получилось?

— А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

— А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

Слайд 4

Какие? Острые

Какое? Тоненькое

Какие? Чуткие

Какая? Рыжая

Какой? Пушистый

— Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)

— Какой частью речи они являются?

— Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Слайд 5

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

III. Создание проблемной ситуации.

— Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)

Слайд 6

— Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

Какую роль играют в речи имена прилагательные?

Слайд 7

IV. Исследование данной проблемы.

Работа по теме

— Посмотрите на экран, перед вами текст.

Слайд 8

— Прочитайте его.

Наступила весна. Наступила ранняя весна.

Тает снег. Тает последний снег.

Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце. Светит ласковое солнце.

Летят птицы. Летят голосистые птицы.

— О чем этот текст? (О весне)

— А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

— А этот текст о чём? (О весне)

— Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

— Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

(Наличие прилагательных)

— А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Слайд 9

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

— А теперь обратите внимание на вторе предложение.

Слайд 10

— Назовите прилагательное, которое там используется?

Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.

— Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?

— Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.

Например, прилагательное серебристый.

— А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

— Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

— Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Слайд 11

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

— Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

— Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

V. Физкультминутка.

«Стрельба глазами» (служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

Слайд 13-14

VI. Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

— А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

Работа по карточке задание № 2

Широкая, глубокая …… Река

Зелёный, сладкий, сахарный ……. Арбуз

Кудрявая, белоствольная …… Берёза

— Давайте проверим, что же у вас получилось?

— Как вы думаете слова, какой части речи уточняют имена прилагательные?

(имена существительные)

VII. Итог урока.

— Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?

Слайд 15

— Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?

— Понравился ли вам наш урок? Чем?

— А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?

— А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.

— Послушайте, и скажите о чём идёт речь?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

И на прощанье мне хотелось бы вам подарить вот эти флажки.

Слайд 16

Список использованной литературы

  1. С.В.Иванов «Методические рекомендации по русскому языку для 2 класса». Москва «Вентано-Граф» 2010 г.

  2. Учебник С.В.Иванов «Русский язык» 2 класс. Москва «Вентано-Граф» 2010 г.

  3. Г.Н. Сычёва «Сборник упражнений по русскому языку для начальной школы». Ростов — на Дону «БАРО- ПРЕСС» 2004г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here