Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Никольское»

Енотаевского района Астраханской области.

Урок русского языка

2 класс

«Понятие о корне слова».

подготовила

Попова Людмила Владимировна,

учитель начальных классов

с. Никольское 2012г.

Урок по теме: Понятие о корне слова.

Цели: формировать умение определять в слове корень; повторить основные правила правописания орфограмм в корнях; развивать речевую деятельность; обогащать словарный запас школьников.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Руки – на месте;

Ноги – на месте;

Локти – у края;

Спинка – прямая.

  1. Сообщение темы урока.

У. Тема нашего урока – «Родственные слова.»

Откройте тетрадь. Запишите число. Классная работа.

У. сегодня на уроке мы выделим 1. признаки родственных слов;

Ответим на вопросы : 1. что такое корень?

2.как иначе называются родственные слова?

Будем учится сравнивать слова и выделять родственные.

  1. Изучение нового материала.

У. Посмотрите , кто пришел к нам на урок.

Встретились однажды корень куста и корень слова.

— Здравствуй , я корень, а ты кто?

— Я тоже корень.

— Я в земле живу. А ты где живешь?

— А я в словах живу.

— Ну какой же корень может в словах жить? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

— Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я , тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:

( прочитать слова, которые прикреплены к дереву)

ЛЁТ , ЛЕТАТЬ , ЛЁТНЫЙ , ПОЛЁТ , САМОЛЕТ , ЛЕТО

— Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные ягоды и фрукты, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

-А без слов , которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод ,

ни фруктов даже назвать- то нельзя!

У. – Не спорьте , друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Вывод : Как и у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

Это первый признак родственных слов

— Какой же корень у этих слов?

— Что же такое корень слова?

— Посмотрите, тут ещё одно слово спряталось – ЛЕТО .

— Чем оно похоже на данные слова?

— Будет ли это слово родственным? Почему?

( Лето – время года, летать- передвигаться по воздуху.)

— Какой ещё признак есть у родственных слов?

— Какие слова называются родственными?

— Спишите только родственные слова.

Физминутка.

Мы работали отлично. Мы попрыгаем как зайки,

Отдохнуть не прочь сейчас сразу станем всех бодрей!

И зарядка нам привычно потянулись и вздохнули

На урок приходит в класс. Отдохнули?

Выше руки, выше пятки, Отдохнули!

Улыбнулись веселей!

4.Работа по учебнику.

— Давайте прочитаем, как об этом пишется в учебнике «Д. м.» на стр.106.

— Что новое узнали?

— С чем вы уже были знакомы?

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными держит власть

Выясни умело линию родства

Однокоренные подбери слова.

— Сейчас мы будем учиться находить корень в однокоренных словах.

«Д.м.» стр.107 упр. 2

— Сейчас поиграем в игру «Где слова родные, однокоренные?»

— Вычеркните из каждой строчки «лишнее» слово. У однокоренных слов выделите корень.

1 вариант.

Белка, беленький, белить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

2 вариант.

Пёс, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи

Семя, семечко, семья.

-Проверка. Какие слова были «лишние».Какого признака не хватает «лишнему» слову?

— По каким признакам можем распознавать родственные (однокоренные) слова?

— Объясните значение слов ГОРА , ГОРЕЛКА.

ГОРА – значительная возвышенность, ГОРЕЛКА – приспособление, в котором происходит горение.

— записать слова в 2 столбика: Горка, горение, горный, горит, гористый, горняк. Проверка.

  1. Итог урока.

— Какие слова называются однокоренными?

— Что такое корень слова?

— Как иначе называются однокоренные слова?

Заполнение листа самооценки.

Тема урока « Корень слова»

Фамилия Имя

Я знаю

Да

Нет

Что такое корень

Что такое однокоренные слова

Я умею

Находить корень слова в группе однокоренных слов

Домашнее задание стр. 61 упр 3

Оценки за урок.

— Понравился ли вам урок? Прикрепите яблочки к яблоне.

Урок окончен.

Используемая литература

  1. Русский язык Л. М. Зеленина Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение» 2006г.

  2. Русский язык .Дидактический материал Л. М. Зеленина Т.Е. Хохлова Москва « Просвещение» 2008г.

  3. Поурочные разработки по русскому языку О.Е. Жиренко Л.А. Обухова

Москва «ВАКО» 2007

4. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка 1 – 4 кл. Н. М. Бетенькова Д. С. Фонин М., 2003

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here