Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Никольское»
Енотаевского района Астраханской области.
Урок русского языка
2 класс
«Понятие о корне слова».
подготовила
Попова Людмила Владимировна,
учитель начальных классов
с. Никольское 2012г.
Урок по теме: Понятие о корне слова.
Цели: формировать умение определять в слове корень; повторить основные правила правописания орфограмм в корнях; развивать речевую деятельность; обогащать словарный запас школьников.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Руки – на месте;
Ноги – на месте;
Локти – у края;
Спинка – прямая.
-
Сообщение темы урока.
У. Тема нашего урока – «Родственные слова.»
Откройте тетрадь. Запишите число. Классная работа.
У. сегодня на уроке мы выделим 1. признаки родственных слов;
Ответим на вопросы : 1. что такое корень?
2.как иначе называются родственные слова?
Будем учится сравнивать слова и выделять родственные.
-
Изучение нового материала.
У. Посмотрите , кто пришел к нам на урок.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
— Здравствуй , я корень, а ты кто?
— Я тоже корень.
— Я в земле живу. А ты где живешь?
— А я в словах живу.
— Ну какой же корень может в словах жить? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?
— Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я , тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:
( прочитать слова, которые прикреплены к дереву)
ЛЁТ , ЛЕТАТЬ , ЛЁТНЫЙ , ПОЛЁТ , САМОЛЕТ , ЛЕТО
— Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные ягоды и фрукты, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
-А без слов , которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод ,
ни фруктов даже назвать- то нельзя!
У. – Не спорьте , друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Вывод : Как и у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
Это первый признак родственных слов
— Какой же корень у этих слов?
— Что же такое корень слова?
— Посмотрите, тут ещё одно слово спряталось – ЛЕТО .
— Чем оно похоже на данные слова?
— Будет ли это слово родственным? Почему?
( Лето – время года, летать- передвигаться по воздуху.)
— Какой ещё признак есть у родственных слов?
— Какие слова называются родственными?
— Спишите только родственные слова.
Физминутка.
Мы работали отлично. Мы попрыгаем как зайки,
Отдохнуть не прочь сейчас сразу станем всех бодрей!
И зарядка нам привычно потянулись и вздохнули
На урок приходит в класс. Отдохнули?
Выше руки, выше пятки, Отдохнули!
Улыбнулись веселей!
4.Работа по учебнику.
— Давайте прочитаем, как об этом пишется в учебнике «Д. м.» на стр.106.
— Что новое узнали?
— С чем вы уже были знакомы?
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть
Выясни умело линию родства
Однокоренные подбери слова.
— Сейчас мы будем учиться находить корень в однокоренных словах.
«Д.м.» стр.107 упр. 2
— Сейчас поиграем в игру «Где слова родные, однокоренные?»
— Вычеркните из каждой строчки «лишнее» слово. У однокоренных слов выделите корень.
2 вариант.
Пёс, песочный, песок. Моряки, морской, моржи Семя, семечко, семья. | |
|
-Проверка. Какие слова были «лишние».Какого признака не хватает «лишнему» слову?
— По каким признакам можем распознавать родственные (однокоренные) слова?
— Объясните значение слов ГОРА , ГОРЕЛКА.
ГОРА – значительная возвышенность, ГОРЕЛКА – приспособление, в котором происходит горение.
— записать слова в 2 столбика: Горка, горение, горный, горит, гористый, горняк. Проверка.
-
Итог урока.
— Какие слова называются однокоренными?
— Что такое корень слова?
— Как иначе называются однокоренные слова?
Заполнение листа самооценки.
Фамилия Имя | ||
Я знаю | Да | Нет |
Что такое корень |
|
|
Что такое однокоренные слова |
|
|
Я умею |
|
|
Находить корень слова в группе однокоренных слов |
|
|
Домашнее задание стр. 61 упр 3
Оценки за урок.
— Понравился ли вам урок? Прикрепите яблочки к яблоне.
Урок окончен.
Используемая литература
-
Русский язык Л. М. Зеленина Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение» 2006г.
-
Русский язык .Дидактический материал Л. М. Зеленина Т.Е. Хохлова Москва « Просвещение» 2008г.
-
Поурочные разработки по русскому языку О.Е. Жиренко Л.А. Обухова
Москва «ВАКО» 2007
4. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка 1 – 4 кл. Н. М. Бетенькова Д. С. Фонин М., 2003