Конспект урока +презентация по русскому языку в 4 классе.
Е.В.Ширдина учитель начальных классов МБОУ Красноватрасская СОШ
Тема: Закрепление знаний о глаголе как части речи.
Цели урока:
-
Закрепить умение грамотно писать личные окончания глаголов, определять спряжение, время глаголов, умение спрягать глаголы;
-
Закрепить умение определять грамматические признаки глаголов;
-
Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление;
-
Воспитывать патриотизм, прививать любовь к родному краю;
-
Расширять кругозор и знания по краеведению.
Ход урока:
1. Оргмомент. Слайд 1
-О чем идет речь? (загадка о глаголе) Слайд 2
2. Сообщение темы и целей урока.
— Мы заканчиваем работать с глаголами.
— Какие задачи мы поставим к уроку-обобщению?
— Главными задачами нашего урока: закрепить умение грамотно писать личные
окончания глаголов, закрепить умение определять время, лицо, число и спряжение глаголов. Слайд 3
-Наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами совершим
небольшую экскурсию по нашему селу не выходя из класса. Слайд 4
-Как называется наше село?
-Сначала мы заглянем в историю села, узнаем, что такое ремесло, поговорим о природе нашего края, традициях и достопримечательностях нашего села. Слайд 5
-
Орфографическая пятиминутка.
А) Немного истории. Слайд 6
-В старинных летописях упоминание о Ватрасе начинаются с 1670 г. Слайд 7
-Знаете ли вы, что название вашего села произошло от марийского слова «ват», а чтобы узнать, что оно означает нужно отгадать загадку: Слайд 8
Без чего не может (1) мама
Ни готовить (2), ни стирать (1),
Без чего, мы скажем (1) прямо,
Человеку умирать? (1)
Чтоб струился (2) дождик с неба,
Чтоб росли (1) колосья хлеба,
Чтобы плыли (1) корабли,
Чтоб варились (2) кисели,
Чтобы не было (1) беды-
Быть (1) нельзя нам без……(воды)
-Правильно. С марийского языка слово «ват» означает вода. Слайд 8
-Скажите, что нужно сделать, чтобы определить спряжение глагола?
Задание: выпишите глаголы по вариантам. 1 вариант- 1 спр, 2 вариант-2 спр.
ВЗАИМОПРОВЕРКА Слайд 9.
— Назовите глаголы прошедшего времени. Чем они отличаются от других форм глагола?
Рубрика «А знаете ли вы? Первоначально село называлось Монастырский Ватрас, после 1917 года его переименовали в Красный Ватрас. В те далекие времена жители села занимались разными ремеслами. Слайд 10
-
Работа с текстом.
Б) Ремесла села. Слайд 11
— Что такое ремесло? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова?
-С 1820 года в Монастырском Ватрасе жители стали заниматься выделкой шкур коров и лошадей. А наибольшее распространение получила обработка овечьих мехов-овчин, из которых шились полушубки. Слайд 12.
-Поработаем с текстом. Задание: 1.Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста. Назовите все глаголы из текста. Что обозначают глаголы? В какой форме употреблены глаголы в тексте? Проспрягайте письменно один из этих глаголов в форме будущего времени, выделите личные окончания. Какой вывод можно сделать? Назовите спряжение своего глагола.
Выделка кож.
Технология обработки кож была очень сложная и трудоемкая. Сначала кожи очень долго отмачивали, затем чистили. После этого снова промывали. Затем отмачивали в теплом растворе овсяной муки. Следующие три месяца вымачивали с дубовой корой. В результате кожа становилась гибкой и водонепроницаемой.
После сушки кожу смазывали тюленьим салом и разглаживали. Только после этого их сбрызгивали конопляным маслом и растягивали на специальных пялках.
— Скажите, в чем заключалась сложность выделки кож?
-Как вы думаете, сколько времени занимала выделка одной партии кож?
— Ребята, кто из ваших родственников занимался кожевенным делом?
-
Работа с тетрадью.
В) Природа края Слайд 13.
— Пришло время поговорить о природе края.
-Какое время года сейчас? Что мы наблюдаем весной в природе? Слайд 14
-Открываем рабочие тетради, находим упр. 102 на стр. 42 Слайд 15
— Городским ребятам, чтоб посмотреть на эту красоту приходится выезжать за город, А мы с вами любуемся этим каждый день.
Задание: Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов. Укажите спряжение глаголов.
РАБОТА В ГРУППАХ: 1спр.- 1 группа, 2спр.- 2 группа.
-
Физминутка.
7. Работа по развитию речи
Г) Традиции села. Слайд 16.
— Ребята, а вы знаете, что такое традиция? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? Слайд 17.
-Какие традиции есть в нашем селе?
— Несколько лет назад появилась новая традиция: 9 мая в центре села проводить торжественную линейку, посвященную дню Победы нашей армии над фашистскими захватчиками. Это событие отразилось и в народном творчестве. О доблести русских солдат много сложено пословиц. Давайте прочитаем и объясним пословицы. Слайд 18.
— Вы заметили, что в некоторых глаголах пропущена гласная в окончании. Что нужно знать, чтобы правильно ее вставить?
Устно вставьте пропущенные орфограммы и назовите форму глагола.
Д) Достопримечательности села. Слайд 19.
— Какие достопримечательности есть в нашем селе? Слайд 20.
Рубрика «А знаете ли вы? Слайд 21. В Красном Ватрасе стоит копия настоящего памятника. Его установили в 1971 году. Его своими руками сделал дедушка Коли Тюрина – Тюрин Петр Федорович. А настоящий памятник находится в Берлине. Считается, что прототипом для скульптуры послужил советский солдат,
спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Слайд 22.
-
Дифференцированная работа с текстом. Слайд 23.
1 уровень.
ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы в тексте, пользуясь словами для справок. Выделить грамматическую основу в этих предложениях.
Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.
Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он ______________________ маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад.
Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.
Слова для справок: усиливает, настаёт, доносится, думает, бросается, ползёт, видит, прижимает, ползёт.
2 уровень.
ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы, поставив их в нужную форму. Выделить грамматическую основу в этих предложениях.
Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.
Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он ______________________ маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад.
Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.
Слова для справок: усиливать, наставать, доноситься, думать, бросаться, ползти, видеть, прижимать, ползти.
3 уровень.
ЗАДАНИЕ: Вставить, выбрав подходящие по смыслу глаголы в нужной форме.
Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.
Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он видит маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад.
Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.
Слова для справок: начать, усиливать, наставать, наступать, доноситься, долетать, думать, знать, предполагать, спешить, бросаться, кидаться, ползти, идти, бежать, нестись, прижимать, хватать.
— О чем вы узнали из текста? Как звали солдата? Какой подвиг он совершил?
-
Обобщение по уроку.
— Чем мы занимались на протяжении всего урока?
-Ребята, как вы считаете? Справились вы с задачами урока? Слайд 24. -Что вам было трудно выполнять? Что вам больше всего запомнилось? Узнали ли вы что — то новое о своем селе?
10. Домашнее задание.
-Посмотрите на схему, выберите для себя то, что понравилось больше всего. Нарисуйте рисунок и составьте к нему несколько предложений. Слайд 25.
Слайд 26.
Литература.
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2DVD) 2007.
-
Даль В.И. Большой иллюстративный толковый словарь русского языка
(современное написание).- М.: Астрель, 2006.
-
Канакина В.П. Дидактический материал к урокам русского языка для
начальных классов: загадки, пословицы, поговорки русского народа.-
Владимир.: Владимирская школа, 1995.
-
Ледров С.М. Малая родина — Спасский край (исторические очерки).-
Нижний Новгород: Литера, 1999.
-
Ледров С.М. История Спасского района Нижегородской области в
XIV— начале XX века (сборник документов и материалов).-
Спасское: Спасский краеведческий музей, 1992.
-
Ледров С.М. Два села.- Нижний Новгород: Нижегородский
гуманитарный центр, 2002.
-
Нижегородский край: Факты, события, люди.- Нижний Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
-
Шамшурин В. Наш край — Нижний Новгород.- Нижний Новгород:
Книги, 2008.