Конспект урока +презентация по русскому языку в 4 классе.

Е.В.Ширдина учитель начальных классов МБОУ Красноватрасская СОШ

Тема: Закрепление знаний о глаголе как части речи.

Цели урока:

  • Закрепить умение грамотно писать личные окончания глаголов, определять спряжение, время глаголов, умение спрягать глаголы;

  • Закрепить умение определять грамматические признаки глаголов;

  • Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление;

  • Воспитывать патриотизм, прививать любовь к родному краю;

  • Расширять кругозор и знания по краеведению.

Ход урока:

1. Оргмомент. Слайд 1

-О чем идет речь? (загадка о глаголе) Слайд 2

2. Сообщение темы и целей урока.

— Мы заканчиваем работать с глаголами.

— Какие задачи мы поставим к уроку-обобщению?

— Главными задачами нашего урока: закрепить умение грамотно писать личные

окончания глаголов, закрепить умение определять время, лицо, число и спряжение глаголов. Слайд 3

-Наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами совершим

небольшую экскурсию по нашему селу не выходя из класса. Слайд 4

-Как называется наше село?

-Сначала мы заглянем в историю села, узнаем, что такое ремесло, поговорим о природе нашего края, традициях и достопримечательностях нашего села. Слайд 5

  1. Орфографическая пятиминутка.

А) Немного истории. Слайд 6

-В старинных летописях упоминание о Ватрасе начинаются с 1670 г. Слайд 7

-Знаете ли вы, что название вашего села произошло от марийского слова «ват», а чтобы узнать, что оно означает нужно отгадать загадку: Слайд 8

Без чего не может (1) мама

Ни готовить (2), ни стирать (1),

Без чего, мы скажем (1) прямо,

Человеку умирать? (1)

Чтоб струился (2) дождик с неба,

Чтоб росли (1) колосья хлеба,

Чтобы плыли (1) корабли,

Чтоб варились (2) кисели,

Чтобы не было (1) беды-

Быть (1) нельзя нам без……(воды)

-Правильно. С марийского языка слово «ват» означает вода. Слайд 8

-Скажите, что нужно сделать, чтобы определить спряжение глагола?

Задание: выпишите глаголы по вариантам. 1 вариант- 1 спр, 2 вариант-2 спр.

ВЗАИМОПРОВЕРКА Слайд 9.

— Назовите глаголы прошедшего времени. Чем они отличаются от других форм глагола?

Рубрика «А знаете ли вы? Первоначально село называлось Монастырский Ватрас, после 1917 года его переименовали в Красный Ватрас. В те далекие времена жители села занимались разными ремеслами. Слайд 10

  1. Работа с текстом.

Б) Ремесла села. Слайд 11

— Что такое ремесло? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова?

-С 1820 года в Монастырском Ватрасе жители стали заниматься выделкой шкур коров и лошадей. А наибольшее распространение получила обработка овечьих мехов-овчин, из которых шились полушубки. Слайд 12.

-Поработаем с текстом. Задание: 1.Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста. Назовите все глаголы из текста. Что обозначают глаголы? В какой форме употреблены глаголы в тексте? Проспрягайте письменно один из этих глаголов в форме будущего времени, выделите личные окончания. Какой вывод можно сделать? Назовите спряжение своего глагола.

Выделка кож.

Технология обработки кож была очень сложная и трудоемкая. Сначала кожи очень долго отмачивали, затем чистили. После этого снова промывали. Затем отмачивали в теплом растворе овсяной муки. Следующие три месяца вымачивали с дубовой корой. В результате кожа становилась гибкой и водонепроницаемой.

После сушки кожу смазывали тюленьим салом и разглаживали. Только после этого их сбрызгивали конопляным маслом и растягивали на специальных пялках.

— Скажите, в чем заключалась сложность выделки кож?

-Как вы думаете, сколько времени занимала выделка одной партии кож?

— Ребята, кто из ваших родственников занимался кожевенным делом?

  1. Работа с тетрадью.

В) Природа края Слайд 13.

— Пришло время поговорить о природе края.

-Какое время года сейчас? Что мы наблюдаем весной в природе? Слайд 14

-Открываем рабочие тетради, находим упр. 102 на стр. 42 Слайд 15

— Городским ребятам, чтоб посмотреть на эту красоту приходится выезжать за город, А мы с вами любуемся этим каждый день.

Задание: Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов. Укажите спряжение глаголов.

РАБОТА В ГРУППАХ: 1спр.- 1 группа, 2спр.- 2 группа.

  1. Физминутка.

7. Работа по развитию речи

Г) Традиции села. Слайд 16.

— Ребята, а вы знаете, что такое традиция? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? Слайд 17.

-Какие традиции есть в нашем селе?

— Несколько лет назад появилась новая традиция: 9 мая в центре села проводить торжественную линейку, посвященную дню Победы нашей армии над фашистскими захватчиками. Это событие отразилось и в народном творчестве. О доблести русских солдат много сложено пословиц. Давайте прочитаем и объясним пословицы. Слайд 18.

— Вы заметили, что в некоторых глаголах пропущена гласная в окончании. Что нужно знать, чтобы правильно ее вставить?

Устно вставьте пропущенные орфограммы и назовите форму глагола.

Д) Достопримечательности села. Слайд 19.

— Какие достопримечательности есть в нашем селе? Слайд 20.

Рубрика «А знаете ли вы? Слайд 21. В Красном Ватрасе стоит копия настоящего памятника. Его установили в 1971 году. Его своими руками сделал дедушка Коли Тюрина – Тюрин Петр Федорович. А настоящий памятник находится в Берлине. Считается, что прототипом для скульптуры послужил советский солдат,

спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Слайд 22.

  1. Дифференцированная работа с текстом. Слайд 23.

1 уровень.

ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы в тексте, пользуясь словами для справок. Выделить грамматическую основу в этих предложениях.

Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.

Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он ______________________ маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад.

Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.

Слова для справок: усиливает, настаёт, доносится, думает, бросается, ползёт, видит, прижимает, ползёт.

2 уровень.

ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные глаголы, поставив их в нужную форму. Выделить грамматическую основу в этих предложениях.

Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.

Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он ______________________ маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад.

Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.

Слова для справок: усиливать, наставать, доноситься, думать, бросаться, ползти, видеть, прижимать, ползти.

3 уровень.

ЗАДАНИЕ: Вставить, выбрав подходящие по смыслу глаголы в нужной форме.

Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.

Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он видит маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад.

Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.

Слова для справок: начать, усиливать, наставать, наступать, доноситься, долетать, думать, знать, предполагать, спешить, бросаться, кидаться, ползти, идти, бежать, нестись, прижимать, хватать.

— О чем вы узнали из текста? Как звали солдата? Какой подвиг он совершил?

  1. Обобщение по уроку.

— Чем мы занимались на протяжении всего урока?

-Ребята, как вы считаете? Справились вы с задачами урока? Слайд 24. -Что вам было трудно выполнять? Что вам больше всего запомнилось? Узнали ли вы что — то новое о своем селе?

10. Домашнее задание.

-Посмотрите на схему, выберите для себя то, что понравилось больше всего. Нарисуйте рисунок и составьте к нему несколько предложений. Слайд 25.

Слайд 26.

Литература.

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2DVD) 2007.

  2. Даль В.И. Большой иллюстративный толковый словарь русского языка

(современное написание).- М.: Астрель, 2006.

  1. Канакина В.П. Дидактический материал к урокам русского языка для

начальных классов: загадки, пословицы, поговорки русского народа.-

Владимир.: Владимирская школа, 1995.

  1. Ледров С.М. Малая родина — Спасский край (исторические очерки).-

Нижний Новгород: Литера, 1999.

  1. Ледров С.М. История Спасского района Нижегородской области в

XIV— начале XX века (сборник документов и материалов).-

Спасское: Спасский краеведческий музей, 1992.

  1. Ледров С.М. Два села.- Нижний Новгород: Нижегородский

гуманитарный центр, 2002.

  1. Нижегородский край: Факты, события, люди.- Нижний Новгород:

Нижегородский гуманитарный центр, 1994.

  1. Шамшурин В. Наш край — Нижний Новгород.- Нижний Новгород:

Книги, 2008.

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here