Лазарева Надежда Андреевна

Преподаватель русского языка

МБОУ ЛСТУ №2

Урок русского языка

«Слитное и раздельное написание не с причастиями» (7 класс)

Образовательная цель: создать условия для формирования языковой, коммуникативной компетенции через освоение знаний о правописании частицы не с причастиями, приобщение к нормам речевого этикета

Воспитательная цель: воспитывать осознанное, уважительное отношение к родному языку.

Развивающая цель: развивать наблюдательность, логику, кругозор, речь, общую культуру учащихся.

Задачи: изучить правила слитного и раздельного написания частицы не с причастиями, повторить правописание суффиксов причастий, знаки препинания при причастном обороте, правописание частицы не с различными частями речи.

Оборудование: учебник русского языка для 7 класса под редакцией Н.М. Шанского, нетбук, проектор, экран, карточки для работы в группах.

Методы и приёмы: беседа, частично-поисковый, создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, составление таблицы, фронтальный опрос, составление таблицы, морфологический разбор, конструирование, создание сочинения-миниатюры по ситуации.

Ход урока

1.Организационный момент (2мин.)

Цель преподавателя: создать положительный настрой на учебную деятельность

Учебная цель: подготовиться к работе на уроке

Методы и приёмы организации: создание занимательной ситуации

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения.

Речевой этикет – культура общения. В широком смысле это правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего. В узком смысле – речевые правила, закреплённые за распространёнными ситуациями общения.

Проводят целеполагание.

Записывают число и тему урока в тетрадь.

Беседа:

-Умеем ли мы общаться друг с другом? Почему культура общения приобретает всё большее значение сегодня?

Умение общаться необходимо не только в профессиональной деятельности, но и повседневной жизни. Знания о речевом этикете помогают нам строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Как вы думаете, что означает термин речевой этикет?

Проведение организационно-деловой игры:

— Представьте себя редактором в книжном издательстве, которому требуется выпустить брошюру о правилах общения. Какие рекомендации вы дадите читателям?

-Какие части речи будут наиболее употребительными?

-Составляя кодекс вежливости, мы будем употреблять глаголы и причастия с частицей не. Для правильного составления брошюры нам пригодятся знания о правописании частицы не с причастиями.

-Как бы вы определили тему и цель нашего занятия?

2 Актуализация знаний учеников. (8 мин.)

Цель преподавателя: актуализировать знания, связанные с изучаемой темой.

Учебная цель: повторить сведения о правописании частицы не с разными частями речи.

Методы и приёмы достижения цели: наблюдение над языковым материалом, создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, составление таблицы.

Критерии достижения цели: качественное выполнение заданий.

Действия в случае, если не удаётся достигнуть цели: задавать наводящие вопросы, приводить примеры, активизирующие память учеников.

Методы и приёмы мотивирования учебной активности: создание проблемной ситуации.

Критерии оценивания: правильность, точность, объём выполненного задания.

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Предлагают ответы на вопрос. Выполнение задания по вариантам.

— С какого раздела начинается большинство книг и брошюр?

-Предлагаем вам возможный текст введения из книги Людмилы Васильевой-Гангнус «Правила этикета».

Задание: Внимательно прочитайте текст. Вспомните орфограммы, связанные с правописанием не. Спишите текст, обозначив их по вариантам.

1-й вариант:

Выделите приставку не.

2-й вариант

Выделите частицу не.

Проверка по вариантам.

Фронтальный опрос:

Назовите слова, с которыми употребляются отрицательные частицы. Определите часть речи.

Правила общения

Знать правила общения – (не) обходимое требование к образованному человеку. Умение общаться проявляется в беседе. При разговоре лучше (не) нарушать дистанцию между собеседниками. Оптимальное расстояние для совсем (не) знакомых людей и деловых партнеров — две вытянутые руки. Нет ничего лучше хорошей темы для (не) принуждённой беседы. В обществе (не) востребованы долгие монологи, продолжительные воспоминания, рассказы о своих личных делах, детях, заботах, снах, вкусах и привычках. Если же общество вам (не) знакомо, то разговор о присутствующих — признак (не) воспитанности. Вы можете попасть в (не) ловкую ситуацию. Этикет требует избегать разговоров, которые явно (не) приятны собеседнику. Если затронули (не) приязненную тему, кратко извинитесь и переведите беседу в нейтральную плоскость.

— Обобщим правила правописания частицы не с различными частями речи в форме таблицы. Назовите правила раздельного и слитного написания частицы не, подберите примеры. Запишите таблицу в справочник.

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Раздельно

Слитно

1 В предложениях с противопоставлением (есть союз а):

Беседа была не продолжительной, а краткой.

1 Слово не употребляется без не:

Недоумевать

Невежда Нелепый

2 При наличии пояснительных слов

(вовсе не, совсем не, отнюдь не, никогда не):

Никогда не поздно сказать слова благодарности.

2 Слово можно заменить синонимом без не: негромкий (тихий),

несложный (простой)

3 С краткими прилагательными в роли

сказуемого: не рад, не склонен.

3 В неопределённых и отрицательных местоимениях без предлога: некто, некогда, некуда

4 При отрицательных местоимениях:

не о чем, не к чему

Изучение нового материала (10 мин.)

Цель преподавателя – создать условия для деятельного изучения правил правописания частицы не с причастиями.

Учебная цель – познакомиться с правилами правописания частицы не с причастиями.

Формы и методы изложения нового материала: метод наблюдения над языковым материалом, чтение учебника, беседа, составление схемы

Критерии уровня внимания к новому материалу: качество выполнения заданий

Методы мотивирования учеников при освоении нового материала:

Наблюдение над языковым материалом

На доске даны примеры для анализа:

(не) общительный человек (не) общительный, а замкнутый человек

(не) понимающий человек (не) проявленный, а скрытый мотив

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Приводят ответы на вопросы. Выдвигают варианты формулировки правила. Читают правило в учебнике на странице

67. Записывают алгоритм определения слитного и раздельного написания не с причастиями.

Беседа:

-Сравните 2 столбца. В каком столбце частица не пишется раздельно? В каком — слитно? По каким признакам вы определили вариант написания?

— Как бы вы сформулировали правило написания частицы не с причастиями?

-Сравним ваши гипотезы с правилом в учебнике. Прочитаем правило.

-Задание: Составим алгоритм определения слитного и раздельного написания не с причастиями. Запишем его в тетрадь.

Схема «Правописание частицы не с причастиями»

Причастие имеет краткую или полную форму?

краткая полная

пишем раздельно 1 Есть ли противопоставление?

(не привито, не пройдено)

да нет

Пишем раздельно

2 Есть ли зависимые слова?

да нет

Пишем раздельно Пишем слитно

(ещё не прочитанная книга) (непрочитанная книга )

Закрепление изученного материала (15 мин)

Цель – создать условия для того, чтобы ученики закрепили изученный материал.

Учебная цель — закрепить новый учебный материал.

Методы и приёмы достижения цели: составление таблицы, морфологический разбор, конструирование, создание сочинения-миниатюры по ситуации.

Критерии определения уровня усвоения материала: качество выполнения практических заданий.

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Работают в группах, письменно выполняя задание на карточках.

Объясняет выполнение практического задания №1.

-Создать основательную брошюру вам помогут опорные слова и словосочетания. Каждая группа получает карточку с заданием, на выполнение которого вам даётся 5 минут. Команда, наиболее качественно справившаяся с заданием, получает 5 баллов. Команда, допустившая 2-3 орфографические ошибки, получает 4 балла. Команда, сделавшая 4 и более ошибок, — 3 балла.

Проверка по группам. Ключ к заданию высвечивается на экране.

Задание: Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Определите слитное и раздельное написание частицы не с причастиями. Выделите суффиксы причастий. Заполните таблицу.

Карточка №1

(Не) принима…щий любезность, (не) выкрикива…щий, а тактичный человек, (не) выполн…вший просьбу, (не) объяснимый никем случай, (не) привлека…щий внимания, приветствие (не) услыша(н,нн)о, совсем (не) задева…щий прохожих, (не) сдер-

жа(н,нн)ая улыбка, (не) обходимые джентльмену мелочи, поведение (не) продума(н,нн)о, (не) завис…щие от нас обстоятельства, (не) замече(н,нн)ый кивок, (не) чая(н,нн)ый жест, (не) расположен к беседе, (не) уважа…щий себя человек, (не) выполнимые требования.

не является частью

корня

не является

приставкой

частица не пишется

со словом раздельно

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Слушают объяснение преподавателя. Задают интересующие вопросы. Выполняют задание в группах.

Объясняет задание №3.

-Наша брошюра будет заканчиваться послесловием с мудрыми жизненными правилами. Познакомиться с ними нам поможет учебник. Откройте страницу 68. Внимательно прочитайте задание к упражнению № 134:

Спишите, расставляя пропущенные запятые и раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Вставьте на месте пропусков зависимые от причастий слова. Обозначьте причастные обороты. Выполните морфологический разбор причастия. Время выполнения задания – 3 минуты.

Проверка по карточкам каждой группы.

Текст упражнения

  1. Н…чего не стоят (не) подкреплё…ые __________слова.

  2. Ученик (не) ув…жающий ____________сам не заслуж…вает уважения.

  3. (Не) пр…ученному ___________ребёнку будет очень трудно в жизни.

  4. Пустой тратой врем…ни надо считать выступление (не) содержащее _________.

  5. Ученик (не) выполнивший3 ______________ не сможет как следует понять об…яснение нового материала.

  6. На каком основани… человек (не) помогавший________________претендует на помощь друзей.

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Создают сочинения-миниатюры по ситуации в группах. Читают сочинения.

Объясняет практическое задание №3.

-Познакомившись с общими правилами этикета и житейской мудростью, мы можем сами составить статьи для брошюры о хороших манерах. Каждая группа получит карточку с рисунком, на котором представлена ситуация общения: «Правила поведения в магазине», «Как вести себя в транспорте?», «Правила хорошего тона при общении со старшими», «Домашний этикет», «Поведение в театре».

Задание: Напишите 5-7 рекомендаций о поведении в той или иной ситуации, употребляя причастия с частицей не. Расположите советы по этикету, в логическом порядке, не допуская орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

Распределите обязанности в группе, назначив руководителя, консультанта, отвечающего.

Время выполнения задания – 7 минут.

Критерии оценки: последовательность, связность, точность текста, количество орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Проверка по цепочке.

Оценивание сочинений в соответствии с требованиями программы по русскому языку.

Карточки с ситуациями

Карточка 1-ой группы Карточка 2-ой группы

Карточка 3-ей группы Карточка 4-ой группы

Домашнее задание (5 мин.):

Цель преподавателя – объяснить технологию качественного выполнения домашнего задания.

Учебная цель – применить полученные знания на практике, учиться логично, ёмко, точно, грамотно и выразительно выражать свои мысли, редактировать написанное.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержания домашнего сочинения требованиям программы, свободное владение материалом параграфа в процессе пересказа.

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Записывают домашнее задание. Прослушивают рекомендации преподавателя по выполнению домашнего задания.

Объясняет технологию выполнения домашнего задания.

Задание: Выучить правило на странице 67. Напишите статью «Как вести себя с родителями», которая представит 7-8 правил хорошего тона. В статье должно быть 3-4 причастия с частицей не.

Технология выполнения домашнего задания:

1 Работа над правилом:

-прочитайте правило несколько раз;

-перескажите его;

-подберите соответствующие примеры.

2 Написание сочинения:

-познакомьтесь с содержанием статей какой-либо книги об этикете;

-продумайте содержание и главную мысль своей статьи;

-составьте план;

-выполните сочинение на черновике;

-ознакомьтесь с рекомендациями о том, как совершенствовать написанное, в учебнике на странице 210. Придерживайтесь этих рекомендаций при редактировании сочинения;

-проверьте статью на наличие орфографических, пунктуационных, речевых ошибок;

-аккуратно перепишите сочинение в тетрадь.

Итоги урока (5 мин.)

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на занятии.

Проводит беседу:

-С каким правилом мы познакомились на уроке?

-С какими частями речи сходно причастие по правописанию частицы не?

-Каковы пути разграничения слитного и раздельного написания частицы не с причастием?

— Какие умения и навыки мы освоили на уроке?

— Проведите анализ своей работы на занятии. Какие задания вызвали наибольшие затруднения? В каких задания вы проявили самостоятельность и творческие способности? Насколько вы были активны сегодня?

Выставление оценок.

Литература:

1 Аасамаа И. Как себя вести. – Таллин: «Валгус», 1976. – 206с.

2 Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / [Т.Ф. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова] – 34-е изд. М.: Просвещение, 2007. – 317с.

3 Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе / Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 221с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here