Лазарева Надежда Андреевна
Преподаватель русского языка
МБОУ ЛСТУ №2
Урок русского языка
«Слитное и раздельное написание не с причастиями» (7 класс)
Образовательная цель: создать условия для формирования языковой, коммуникативной компетенции через освоение знаний о правописании частицы не с причастиями, приобщение к нормам речевого этикета
Воспитательная цель: воспитывать осознанное, уважительное отношение к родному языку.
Развивающая цель: развивать наблюдательность, логику, кругозор, речь, общую культуру учащихся.
Задачи: изучить правила слитного и раздельного написания частицы не с причастиями, повторить правописание суффиксов причастий, знаки препинания при причастном обороте, правописание частицы не с различными частями речи.
Оборудование: учебник русского языка для 7 класса под редакцией Н.М. Шанского, нетбук, проектор, экран, карточки для работы в группах.
Методы и приёмы: беседа, частично-поисковый, создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, составление таблицы, фронтальный опрос, составление таблицы, морфологический разбор, конструирование, создание сочинения-миниатюры по ситуации.
Ход урока
1.Организационный момент (2мин.)
Цель преподавателя: создать положительный настрой на учебную деятельность
Учебная цель: подготовиться к работе на уроке
Методы и приёмы организации: создание занимательной ситуации
Деятельность преподавателя | |
Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения. Речевой этикет – культура общения. В широком смысле это правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего. В узком смысле – речевые правила, закреплённые за распространёнными ситуациями общения. Проводят целеполагание. Записывают число и тему урока в тетрадь.
| Беседа: -Умеем ли мы общаться друг с другом? Почему культура общения приобретает всё большее значение сегодня? Умение общаться необходимо не только в профессиональной деятельности, но и повседневной жизни. Знания о речевом этикете помогают нам строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Как вы думаете, что означает термин речевой этикет? Проведение организационно-деловой игры: — Представьте себя редактором в книжном издательстве, которому требуется выпустить брошюру о правилах общения. Какие рекомендации вы дадите читателям? -Какие части речи будут наиболее употребительными? -Составляя кодекс вежливости, мы будем употреблять глаголы и причастия с частицей не. Для правильного составления брошюры нам пригодятся знания о правописании частицы не с причастиями. -Как бы вы определили тему и цель нашего занятия? |
2 Актуализация знаний учеников. (8 мин.)
Цель преподавателя: актуализировать знания, связанные с изучаемой темой.
Учебная цель: повторить сведения о правописании частицы не с разными частями речи.
Методы и приёмы достижения цели: наблюдение над языковым материалом, создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, составление таблицы.
Критерии достижения цели: качественное выполнение заданий.
Действия в случае, если не удаётся достигнуть цели: задавать наводящие вопросы, приводить примеры, активизирующие память учеников.
Методы и приёмы мотивирования учебной активности: создание проблемной ситуации.
Критерии оценивания: правильность, точность, объём выполненного задания.
Деятельность преподавателя | |
Предлагают ответы на вопрос. Выполнение задания по вариантам. | — С какого раздела начинается большинство книг и брошюр? -Предлагаем вам возможный текст введения из книги Людмилы Васильевой-Гангнус «Правила этикета». Задание: Внимательно прочитайте текст. Вспомните орфограммы, связанные с правописанием не. Спишите текст, обозначив их по вариантам. 1-й вариант: Выделите приставку не. 2-й вариант Выделите частицу не. Проверка по вариантам. Фронтальный опрос: — Назовите слова, с которыми употребляются отрицательные частицы. Определите часть речи. |
Правила общения
Знать правила общения – (не) обходимое требование к образованному человеку. Умение общаться проявляется в беседе. При разговоре лучше (не) нарушать дистанцию между собеседниками. Оптимальное расстояние для совсем (не) знакомых людей и деловых партнеров — две вытянутые руки. Нет ничего лучше хорошей темы для (не) принуждённой беседы. В обществе (не) востребованы долгие монологи, продолжительные воспоминания, рассказы о своих личных делах, детях, заботах, снах, вкусах и привычках. Если же общество вам (не) знакомо, то разговор о присутствующих — признак (не) воспитанности. Вы можете попасть в (не) ловкую ситуацию. Этикет требует избегать разговоров, которые явно (не) приятны собеседнику. Если затронули (не) приязненную тему, кратко извинитесь и переведите беседу в нейтральную плоскость.
— Обобщим правила правописания частицы не с различными частями речи в форме таблицы. Назовите правила раздельного и слитного написания частицы не, подберите примеры. Запишите таблицу в справочник.
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Слитно | |
1 В предложениях с противопоставлением (есть союз а): Беседа была не продолжительной, а краткой. | 1 Слово не употребляется без не: Недоумевать Невежда Нелепый |
2 При наличии пояснительных слов (вовсе не, совсем не, отнюдь не, никогда не): Никогда не поздно сказать слова благодарности. | 2 Слово можно заменить синонимом без не: негромкий (тихий), несложный (простой) |
3 С краткими прилагательными в роли сказуемого: не рад, не склонен.
| 3 В неопределённых и отрицательных местоимениях без предлога: некто, некогда, некуда |
4 При отрицательных местоимениях: не о чем, не к чему |
|
Изучение нового материала (10 мин.)
Цель преподавателя – создать условия для деятельного изучения правил правописания частицы не с причастиями.
Учебная цель – познакомиться с правилами правописания частицы не с причастиями.
Формы и методы изложения нового материала: метод наблюдения над языковым материалом, чтение учебника, беседа, составление схемы
Критерии уровня внимания к новому материалу: качество выполнения заданий
Методы мотивирования учеников при освоении нового материала:
Наблюдение над языковым материалом
На доске даны примеры для анализа:
(не) общительный человек (не) общительный, а замкнутый человек
(не) понимающий человек (не) проявленный, а скрытый мотив
Деятельность преподавателя | |
Приводят ответы на вопросы. Выдвигают варианты формулировки правила. Читают правило в учебнике на странице 67. Записывают алгоритм определения слитного и раздельного написания не с причастиями. | Беседа: -Сравните 2 столбца. В каком столбце частица не пишется раздельно? В каком — слитно? По каким признакам вы определили вариант написания? — Как бы вы сформулировали правило написания частицы не с причастиями? -Сравним ваши гипотезы с правилом в учебнике. Прочитаем правило. -Задание: Составим алгоритм определения слитного и раздельного написания не с причастиями. Запишем его в тетрадь. |
Схема «Правописание частицы не с причастиями»
Причастие имеет краткую или полную форму?
краткая полная
пишем раздельно 1 Есть ли противопоставление?
(не привито, не пройдено)
да нет
Пишем раздельно
2 Есть ли зависимые слова?
да нет
Пишем раздельно Пишем слитно
(ещё не прочитанная книга) (непрочитанная книга )
Закрепление изученного материала (15 мин)
Цель – создать условия для того, чтобы ученики закрепили изученный материал.
Учебная цель — закрепить новый учебный материал.
Методы и приёмы достижения цели: составление таблицы, морфологический разбор, конструирование, создание сочинения-миниатюры по ситуации.
Критерии определения уровня усвоения материала: качество выполнения практических заданий.
Деятельность преподавателя | |
Работают в группах, письменно выполняя задание на карточках. | Объясняет выполнение практического задания №1. -Создать основательную брошюру вам помогут опорные слова и словосочетания. Каждая группа получает карточку с заданием, на выполнение которого вам даётся 5 минут. Команда, наиболее качественно справившаяся с заданием, получает 5 баллов. Команда, допустившая 2-3 орфографические ошибки, получает 4 балла. Команда, сделавшая 4 и более ошибок, — 3 балла. Проверка по группам. Ключ к заданию высвечивается на экране. |
Задание: Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Определите слитное и раздельное написание частицы не с причастиями. Выделите суффиксы причастий. Заполните таблицу.
Карточка №1
(Не) принима…щий любезность, (не) выкрикива…щий, а тактичный человек, (не) выполн…вший просьбу, (не) объяснимый никем случай, (не) привлека…щий внимания, приветствие (не) услыша(н,нн)о, совсем (не) задева…щий прохожих, (не) сдер-
жа(н,нн)ая улыбка, (не) обходимые джентльмену мелочи, поведение (не) продума(н,нн)о, (не) завис…щие от нас обстоятельства, (не) замече(н,нн)ый кивок, (не) чая(н,нн)ый жест, (не) расположен к беседе, (не) уважа…щий себя человек, (не) выполнимые требования.
не является приставкой
| частица не пишется со словом раздельно | |
|
|
|
Деятельность преподавателя | |
Слушают объяснение преподавателя. Задают интересующие вопросы. Выполняют задание в группах. | Объясняет задание №3. -Наша брошюра будет заканчиваться послесловием с мудрыми жизненными правилами. Познакомиться с ними нам поможет учебник. Откройте страницу 68. Внимательно прочитайте задание к упражнению № 134: Спишите, расставляя пропущенные запятые и раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Вставьте на месте пропусков зависимые от причастий слова. Обозначьте причастные обороты. Выполните морфологический разбор причастия. Время выполнения задания – 3 минуты. Проверка по карточкам каждой группы. |
Текст упражнения
-
Н…чего не стоят (не) подкреплё…ые __________слова.
-
Ученик (не) ув…жающий ____________сам не заслуж…вает уважения.
-
(Не) пр…ученному ___________ребёнку будет очень трудно в жизни.
-
Пустой тратой врем…ни надо считать выступление (не) содержащее _________.
-
Ученик (не) выполнивший3 ______________ не сможет как следует понять об…яснение нового материала.
-
На каком основани… человек (не) помогавший________________претендует на помощь друзей.
Деятельность преподавателя | |
Создают сочинения-миниатюры по ситуации в группах. Читают сочинения. | Объясняет практическое задание №3. -Познакомившись с общими правилами этикета и житейской мудростью, мы можем сами составить статьи для брошюры о хороших манерах. Каждая группа получит карточку с рисунком, на котором представлена ситуация общения: «Правила поведения в магазине», «Как вести себя в транспорте?», «Правила хорошего тона при общении со старшими», «Домашний этикет», «Поведение в театре». Задание: Напишите 5-7 рекомендаций о поведении в той или иной ситуации, употребляя причастия с частицей не. Расположите советы по этикету, в логическом порядке, не допуская орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Распределите обязанности в группе, назначив руководителя, консультанта, отвечающего. Время выполнения задания – 7 минут. Критерии оценки: последовательность, связность, точность текста, количество орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. Проверка по цепочке. Оценивание сочинений в соответствии с требованиями программы по русскому языку. |
Карточки с ситуациями
Карточка 1-ой группы Карточка 2-ой группы
Карточка 3-ей группы Карточка 4-ой группы
Домашнее задание (5 мин.):
Цель преподавателя – объяснить технологию качественного выполнения домашнего задания.
Учебная цель – применить полученные знания на практике, учиться логично, ёмко, точно, грамотно и выразительно выражать свои мысли, редактировать написанное.
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержания домашнего сочинения требованиям программы, свободное владение материалом параграфа в процессе пересказа.
Деятельность преподавателя | |
Записывают домашнее задание. Прослушивают рекомендации преподавателя по выполнению домашнего задания.
| Объясняет технологию выполнения домашнего задания. Задание: Выучить правило на странице 67. Напишите статью «Как вести себя с родителями», которая представит 7-8 правил хорошего тона. В статье должно быть 3-4 причастия с частицей не. Технология выполнения домашнего задания: 1 Работа над правилом: -прочитайте правило несколько раз; -перескажите его; -подберите соответствующие примеры. 2 Написание сочинения: -познакомьтесь с содержанием статей какой-либо книги об этикете; -продумайте содержание и главную мысль своей статьи; -составьте план; -выполните сочинение на черновике; -ознакомьтесь с рекомендациями о том, как совершенствовать написанное, в учебнике на странице 210. Придерживайтесь этих рекомендаций при редактировании сочинения; -проверьте статью на наличие орфографических, пунктуационных, речевых ошибок; -аккуратно перепишите сочинение в тетрадь. |
Итоги урока (5 мин.)
Деятельность преподавателя | |
Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на занятии. | Проводит беседу: -С каким правилом мы познакомились на уроке? -С какими частями речи сходно причастие по правописанию частицы не? -Каковы пути разграничения слитного и раздельного написания частицы не с причастием? — Какие умения и навыки мы освоили на уроке? — Проведите анализ своей работы на занятии. Какие задания вызвали наибольшие затруднения? В каких задания вы проявили самостоятельность и творческие способности? Насколько вы были активны сегодня? Выставление оценок.
|
Литература:
1 Аасамаа И. Как себя вести. – Таллин: «Валгус», 1976. – 206с.
2 Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / [Т.Ф. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова] – 34-е изд. М.: Просвещение, 2007. – 317с.
3 Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе / Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 221с.