УРОК 1 РУССКОГО ЯЗЫКА УМК «Школа России 3 класс. Учебник: Зеленина, Хохлова Урок 1 по разделу «Двойные согласные в корне». Тема: Двойные согласные в корне Цель: учимся грамотно писать слова с удвоенными согласными. Задачи: • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию; • развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей; • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать). ^ Тип урока: открытие нового знания. Технология деятельностного метода. Метод: проблемно – диалогический. Оборудование: плакаты: цель урока, тема урока, удвоенные согласные сочетания согласных; таблица со словами, опора для рефлексии; кроссворды по количеству групп (формат А3,А4); 2 I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент. — Ребята, настройтесь и повторяйте за мной: Я уже много знаю. Вокруг много неизвестного. Я хочу узнать больше! Я могу узнать больше! Я готов работать! — Откройте глаза. ^ II. Актуализация знаний. Словарная работа. — Откройте тетради. Запишите число, классная работа. ^ Объясняют написание и записывают в тетрадь, выделяя орфограмму. Записывают словарные слова 1Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный … (КЛАСС) (^ Класс, орфограмма удвоенная «с», запоминаем.) 2Многим вам она знакома, В ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ВАННА) ( 3Простудился я вчера, Голова болит с утра, Я закашлялся, охрип. У меня наверно … (ГРИПП) (^ Грипп, орфограмма удвоенная согласная «п», запоминаем.) III. Постановка учебной проблемы. ^ 1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. — Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника. Выбрать из желающих. — Все продолжайте работать в тетрадях, а мои помощники будут писать на обратной стороне доски. — Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста. — Какое было задание? (^ Записать слова под диктовку.) — Проверим. Доска открывается. — Смотрим, сравниваем. Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись. — А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. — Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному? 4 — Сколько мнений в нашем классе? (Два.) — Какие? (Нужно писать 1 согласную или нужно писать2 согласных в слове.) — А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (^ Мы этого ещё не знаем.) — … , ты почему написал одну согласную … в слове … ? — У кого другое мнение? ^ Дети поднимают руки. Если нет, сама нахожу ребёнка сделавшего другую запись или предлагаю свою. — … , а ты … почему написала две согласных… в слове…? ^ IV. Постановка цели урока. — Так чего мы ещё не знаем? (Нужно писать1 или 2 согласных в слове, ) — Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать — Какова цель нашего урока? (Учиться грамотно писать слова с двойными согласными в корне слова и учиться видеть их в тексте.)
— Этому и будем сегодня учиться. V. «Открытие нового знания». Наблюдение над слова с удвоенными согласными в корне слова ^ 1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.
Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной. — Откройте учебники на странице и найдите, слова с удвоенными согласными . ^ Дети читают про себя текст в рамочке. На доску вывешивается тема урока. — Зная тему урока, дополните цель. Учимся грамотно писать какие слова? С чем? (С ДВОЙНЫМИ согласными в корне слова.) На доске цель открывается полностью.
Физ. минутка на внимание. Игра «Сделайте, пожалуйста». Дети выполняют движения по команде учителя ^ 3. Подводящая беседа к формулированию правила. — Вернёмся к нашим словам. Открывается доска. — У кого из моих помощников есть ошибки? — О чём задумались? — А можно проверить написание этих? ^ 4. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление. — Кто поможет мне сформулировать правило? Как не ошибиться в написании слова с удвоенными согласными? (^ Чтобы правильно написать слово с удвоенными согласными, надо это слово запомнить.) Дети коллективно обсуждают написания слов, находят ошибки и исправляют их. 1.Работа в парах. С.2
1. Ступеньки, ведущие вверх. 2. Мотор человеческого организма. 3. Растение произрастающее на болоте. 4. Небесное светило. 5. Вежливое слово, приветствие. Ответы: 1. Лестница. 2. Сердце. 3. Тростник. 4. Солнце. 5. Здравствуйте. 7 ^ II УРОВЕНЬ. Решают кроссворд составленный на основе знаниях о лексическом значении слова.
1. Слово, противоположное по значению слову РАНО. 2. Слово, противоположное по значению слову НЕСЧАСТНЫЙ. 3. Слово, близкое по значению словам ПЕЧАЛЬНЫЙ, НЕВЕСЁЛЫЙ. 4. Слово, противоположное по значению слову НЕИЗВЕСТНЫЙ. 5. Слово, противоположное по значению слову ЯСНЫЙ (день). Ответы: 1. Поздно. 2. Счастливый. 3. Грустный. 4. Известный. 5. Ненастный. ^ III УРОВЕНЬ. Составляют кроссворд из данных слов (можно своих), придумывая к нему задания. Слова: КАПУСТНИЦА, БУРЕВЕСТНИК, УСТНЫЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ, ПРЕЛЕСТНЫЙ. 8 ^ Учитель в это время оказывает помощь группам, если у них возникают затруднения. Если III группа не успеет справиться с заданием, можно ей предложить продолжить эту работу дома, как дополнительное задание, а на следующем уроке показать. ^ 2. Проверка кроссвордов. — Я хочу посмотреть, вы случайно написали слова или действительно со знанием дела, после того как мы с вами открыли новое правило. ^ Кроссворд вывешивается на доску, а группа его защищает, т. е. доказывает написание слов.
— Давайте подведём итоги . — Какова тема нашего урока? (Удвоенные согласные в корне слова.) — Какова цель нашего урока? (Учимся грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне слова.) Да, мы учились грамотно писать эти слова. — Как не ошибиться в написании слов с удвоенными согласными? (^ Нужно запомнить как пишется слово ) — Достигли мы цели? (Да. Нет. Не совсем.) — На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним. написание сообщений, писем, сочинений...) Домашнее задание. VIII. Рефлексия деятельности. (Рефлексия – приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе овладеть самим собой, как предметом …, способность не просто познать, а знать что знаешь.) ^ Проводится с опорой на таблицы. — Выбери ответ и обоснуй.
|