МБОУ «Шегарская СОШ «№2»
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Глагол. Его роль в предложении.»
Разработала:
Чекинева Мария
Александровна,
учитель начальных классов
Цель урока:
Формировать стойкое понятие о глаголе, учить выделять слова, являющиеся глаголами, среди других слов.
Задачи:
Образоват. – закрепить правописание словарных слов и умение
определять в предложении главные члены, дать по
нятие о глаголе, дать понятие о роли слов, обозна
чающих действие в русской речи.
Развивающ. – развивать мышление, внимание, наблюдатель
ность, расширять словарный запас учащихся.
Воспитат. — воспитывать самостоятельность, ответственность;
любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, карточки со словарными словами, изображения лошади, собаки, парусника, вертолета, сюжетная картинка.
Ход урока | Примечание | |
Орг. момент | — Здравствуйте! Меня зовут Мария Александровна, и урок русского языка у вас сегодня проведу я. Надеюсь, что вы мне поможете и будете активно со мной работать. А сейчас проверь, дружок, |
|
Минутка красивого письма | -А теперь давайте приступим к работе. Откройте свои тетради и запишите число. А начнем мы наш урок с минутки красивого письма. Ребята, посмотрите, на доске написаны сочетания оро и оло. Их мы сегодня и будем прописывать. Ну сначала обратите внимание на эти сочетания. |
|
Словарная работа | -Ребята, помогите мне пожалуйста. Печатая к уроку словарные слова, я отвлеклась, и у меня получилась какая-то непонятная абракадабра. Может быть, вы сможете прочитать эти слова? -Тот, кто первый отгадает слово, пойдет к доске и запишет это слово. Ставим ударение, подчеркиваем безударную гласную.(магазин, вокруг, спасибо, яблоко) -Кто готов руку на локоть, чтобы я видела, что вы готовы работать дальше. Составьте предложение, используя одно из этих слов. Запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения. | Показываю карточки со словарными словами |
Изучение нового материала | — Что изображено на этих рисунках? (лошадь, собака, парусник, вертолет) -Что делает лошадь? (скачет) -Правильно! Молодцы! А что делает собака? (бежит) -Правильно! Что делает парусник? (плывет) -Молодцы! А что делает вертолет? (летит) — Правильно! На какой вопрос отвечают слова в левом столбике? (кто?что?) — Что называют эти слова? (животных, предметы) — Как называются слова, которые обозначают предметы, животных, людей и отвечают на вопросы кто?что? (имена существительные) — Кто был внимательным? На какой вопрос отвечают слова в правом столбике? (что делает?) -Молодцы! Что называют эти слова? (действия) — Правильно! Слова, которые обозначают действия, называют глаголами. Глагол – это тема нашего сегодняшнего урока. | Показываю рисунки Записываю ответы на доске в два столбика
Записываю на доске вопрос «что делает?» |
Работа по учебнику | — Откройте учебник на странице 69. Прочитайте правило. На какие еще вопросы отвечает глагол? Что он обозначает? -Молодцы! А сейчас послушайте сказку о глаголе. Жил-был глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит имя Существительное на камушке сидит и плачет. -Что ты так пригорюнилось? – спрашивает глагол. — Да вот живу-живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу. -Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде. Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. -Что ты кручинишься, Прилагательное? -Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где. – отвечает Прилагательное. -Пойдем с нами счастье искать! Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложение. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают? Существительное служит подлежащим, а прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет. с тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
|
|
Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
|
Наблюдение над ролью глаголов в речи | — Ребята, а зачем нам нужны в нашем языке глаголы? Может быть, можно обойтись без них? Проведем эксперимент. Посмотрите на картинки, лежащие на ваших партах. Попробуйте рассказать, что изображено на рисунке, не используя глаголов. Что у вас получилось? (получились мало понятные наборы слов, без глаголов не удалось составить связный рассказ) -А сейчас составьте по два предложения к рисунку, используя глаголы. Что у вас получилось? — Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной. — Запишите предложения в тетради. |
|
Закрепление изученного | — Теперь давайте с вами выполним упражнение 521 на станице 68. Прочитайте задание. Приступайте выполнять задание. Если у кого – то возникли вопросы, задавайте. |
|
Домашнее задание | -Выучить правило на странице 69. Упражнение 523. Прочитайте задание. Всем ли все понятно? |
|
Подведение итогов | Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет. Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам …(глагол). -Ребята, а какие слова называются глаголами? — Как вы узнаете, является ли слово глаголом или нет? -Молодцы! Все спасибо за работу. Все свободны! |
|