Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Общеобразовательная гимназия №24»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
(Образовательная система «Школа 2100»)
Поршнева Наталья Альбертовна,
учитель начальных классов
2012
Архангельск
Тема: ГЛАГОЛ
(Образовательная система «Школа 2100» в 3классе).
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе.
Задачи:
Образовательные: обобщить и закрепить знания, умения и навыки при определении времени глагола, его числа, лица или рода, употреблять глаголы в речи, повторить знания о правописании изученных орфограмм;
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, память, внимание, сообразительность; формировать умения работать в группе;
Воспитательные: воспитывать учебную активность, интерес к родному языку, умение проводить самоанализ и самооценивание своей деятельности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для алгоритма.
Ход урока:
-
Актуализация знаний
Прозвенел уже звонок,
В школе начался урок.
Тихо стало в коридоре,
Ведь со звонком никто не спорит.
Мы начнем сейчас урок
И закончим его в срок.
а) Чистописание. Слайд 2
— ть чь ти
ешь ут ем
— Что напоминают эти буквосочетания? (суффиксы и окончания глаголов)
— Что могут рассказать нам эти окончания и суффиксы? Приведите примеры. (1 стр. – суффиксы глаголов начальной формы,
ешь – глаголы 2 лица ед.ч..
ем – глаголы 1 лица мн.ч.,
ут – глаголы 3 лица мн.ч.)
— Запишите узоры красиво в тетрадь.
б) Словарная работа Слайд 2
— Что можете сказать о записи?
-Назовите лишнее слово. (Обед – 4 буквы, черный – прилагательное, 1 слог ударный)
. бед, ч . рный, б . седа, п . беда. св . бода.
— Предлагаю воспользоваться волшебной палочкой (ручкой) и превратить эти слова в неопределенную форму глагола. ( /Примечание — треугольник обозначает «островок», т.е. дополнительное задание/ м . чта, м . роз)
— Ведет (комментирует) тот, кто называет глагол.
-Докажите, что это глаголы начальной формы. (вопрос, суффикс -ТЬ)
— Назовите лишнее слово (победить – совершенный вид).
— Кто заглянул на «островок» (доп. задание)?
2. Повторение изученного материала.
а) Сообщение темы урока. Слайд 3
— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
— Задача?
-Будем наблюдать, замечать, размышлять, делать выводы. Это поможет нам найти клад. Вы готовы его отыскать?
б) Работа в группах.
— Чтобы легче было работать дальше, давайте вспомним некоторые признаки глагола. (Детям выданы листочки с вопросами, они обсуждают вопросы в группах)
-
Что такое глагол?
-
Назовите непостоянные признаки глагола.
-
Как отличить глагол прошедшего времени?
-
Как изменяется глагол прошедшего времени?
-
Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
в) Образование временных форм от глаголов начальной формы
— Мы с вами много раз убеждались в могуществе русского языка. Это язык наций, язык предков, который связывает человека с его народом.
Русский язык бесконечно богат,
Меткий, могучий, волшебный, как клад.
В нем много крылатых выражений, которые называют… (фразеологизмами). Слайд 4
— Попробуем их вспомнить и записать, заменив глаголом начальной формы.
-
клевать носом – спать
-
зарубить на носу – запомнить
-
унести ноги – убежать
-
чесать языки – болтать
-
ломать голову – думать
-
водить за нос — обманывать
— На какие группы можно разбить эти слова?
— Назовите 1 глагол – совершенного вида, и 1 глагол – несовершенного вида. (Например, убежать – сов.в., думать – несов.в.)
— Давайте попутешествуем во времени. Образуйте от этих глаголов все возможные временные формы.
(У доски — 2 человека).
— Что важно помнить при выполнении задания?
3. Физкультминутка.
4. Повторение изученного материала.
1. Работа с текстом. Слайд 5
— Прочитайте запись. Что это?
— Нравится текст? Что не так?
По двору важно (ходить) петух. Теплое солнышко (согреть) двор. С листочков (скатываться) капельки росы. Цветы (поднять) головки. На крыльцо (выйти) кот Васька. Петух (закукарекать).
— Запишите текст, поставив глаголы в прошедшее время.
— Найдите грамматическую основу в 4, 5, 6 предложениях.
— (Взаимопроверка) Прочитайте текст. Какие замечания?
— Можно ли этот текст записать в настоящем времени?
2. Определение числа глаголов (работа в парах).
— В начале урока мы обмолвились о том, что глаголы изменяются по числам. Составьте алгоритм, который поможет нам определить число у глагола. (на магнитной доске – карточки со словами алгоритма)
Начало
Задай вопрос к глаголу
гл.н.ф.?
да нет
число
гл.обозначает дейтвие 1пр.?
не определяется
нет да
глагол мн.числа глагол ед.числа
-Используя алгоритм, определите число у глаголов.
Рисует, мечтать, приехали. — Кричу, пела, жить.
5. Итог урока.
— Какова тема урока?
— Какую задачу мы поставили на урок?
— Удалось ее решить?
— Назовите ключевые слова урока.
— Хотите узнать, какой клад нас ожидал? (Знания) Слайд 6
— Этот клад гораздо ценнее. Он не будет пополняться ежедневно новыми знаниями.
Рефлексия. Слайд 7
— урок был полезен, вы сможете поделиться с другими детьми своими знаниями.
– было все понятно, но научить друга пока не могу.
6. Домашнее задание. Выписать из книги по литературному чтению 3 предложения (в 1 пр. – гл. наст. вр., 2 пр. – буд.вр., 3 пр. – пр.вр.)