Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Общеобразовательная гимназия №24»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

(Образовательная система «Школа 2100»)

Поршнева Наталья Альбертовна,

учитель начальных классов

2012

Архангельск

Тема: ГЛАГОЛ

(Образовательная система «Школа 2100» в 3классе).

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе.

Задачи:

Образовательные:  обобщить и закрепить знания, умения и навыки при определении времени глагола, его числа, лица или рода, употреблять глаголы в речи, повторить знания о правописании изученных орфограмм;

Развивающие:  развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, память, внимание, сообразительность; формировать умения работать в группе;

Воспитательные:  воспитывать учебную активность, интерес к родному языку, умение проводить самоанализ и самооценивание своей деятельности.

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для алгоритма.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний

Прозвенел уже звонок,

В школе начался урок.

Тихо стало в коридоре,

Ведь со звонком никто не спорит.

Мы начнем сейчас урок

И закончим его в срок.

а) Чистописание. Слайд 2

ть чь ти

ешь ут ем

— Что напоминают эти буквосочетания? (суффиксы и окончания глаголов)

— Что могут рассказать нам эти окончания и суффиксы? Приведите примеры. (1 стр. – суффиксы глаголов начальной формы,

ешь – глаголы 2 лица ед.ч..

ем – глаголы 1 лица мн.ч.,

ут – глаголы 3 лица мн.ч.)

— Запишите узоры красиво в тетрадь.

б) Словарная работа Слайд 2

— Что можете сказать о записи?

-Назовите лишнее слово. (Обед – 4 буквы, черный – прилагательное, 1 слог ударный)

. бед, ч . рный, б . седа, п . беда. св . бода.

— Предлагаю воспользоваться волшебной палочкой (ручкой) и превратить эти слова в неопределенную форму глагола. ( /Примечаниетреугольник обозначает «островок», т.е. дополнительное задание/ м . чта, м . роз)

— Ведет (комментирует) тот, кто называет глагол.

-Докажите, что это глаголы начальной формы. (вопрос, суффикс -ТЬ)

— Назовите лишнее слово (победить – совершенный вид).

— Кто заглянул на «островок» (доп. задание)?

2. Повторение изученного материала.

а) Сообщение темы урока. Слайд 3

— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

— Задача?

-Будем наблюдать, замечать, размышлять, делать выводы. Это поможет нам найти клад. Вы готовы его отыскать?

б) Работа в группах.

— Чтобы легче было работать дальше, давайте вспомним некоторые признаки глагола. (Детям выданы листочки с вопросами, они обсуждают вопросы в группах)

  • Что такое глагол?

  • Назовите непостоянные признаки глагола.

  • Как отличить глагол прошедшего времени?

  • Как изменяется глагол прошедшего времени?

  • Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

в) Образование временных форм от глаголов начальной формы

— Мы с вами много раз убеждались в могуществе русского языка. Это язык наций, язык предков, который связывает человека с его народом.

Русский язык бесконечно богат,

Меткий, могучий, волшебный, как клад.

В нем много крылатых выражений, которые называют… (фразеологизмами). Слайд 4

— Попробуем их вспомнить и записать, заменив глаголом начальной формы.

  • клевать носом – спать

  • зарубить на носу – запомнить

  • унести ноги – убежать

  • чесать языки – болтать

  • ломать голову – думать

  • водить за нос — обманывать

— На какие группы можно разбить эти слова?

— Назовите 1 глагол – совершенного вида, и 1 глагол – несовершенного вида. (Например, убежать – сов.в., думать – несов.в.)

— Давайте попутешествуем во времени. Образуйте от этих глаголов все возможные временные формы.

(У доски — 2 человека).

— Что важно помнить при выполнении задания?

3. Физкультминутка.

4. Повторение изученного материала.

1. Работа с текстом. Слайд 5

— Прочитайте запись. Что это?

— Нравится текст? Что не так?

По двору важно (ходить) петух. Теплое солнышко (согреть) двор. С листочков (скатываться) капельки росы. Цветы (поднять) головки. На крыльцо (выйти) кот Васька. Петух (закукарекать).

— Запишите текст, поставив глаголы в прошедшее время.

— Найдите грамматическую основу в 4, 5, 6 предложениях.

— (Взаимопроверка) Прочитайте текст. Какие замечания?

— Можно ли этот текст записать в настоящем времени?

2. Определение числа глаголов (работа в парах).

— В начале урока мы обмолвились о том, что глаголы изменяются по числам. Составьте алгоритм, который поможет нам определить число у глагола. (на магнитной доске – карточки со словами алгоритма)

Начало

Задай вопрос к глаголу

гл.н.ф.?

да нет

число

гл.обозначает дейтвие 1пр.?

не определяется

нет да

глагол мн.числа глагол ед.числа

-Используя алгоритм, определите число у глаголов.

Рисует, мечтать, приехали. — Кричу, пела, жить.

5. Итог урока.

— Какова тема урока?

— Какую задачу мы поставили на урок?

— Удалось ее решить?

— Назовите ключевые слова урока.

— Хотите узнать, какой клад нас ожидал? (Знания) Слайд 6

— Этот клад гораздо ценнее. Он не будет пополняться ежедневно новыми знаниями.

Рефлексия. Слайд 7

— урок был полезен, вы сможете поделиться с другими детьми своими знаниями.

было все понятно, но научить друга пока не могу.

6. Домашнее задание. Выписать из книги по литературному чтению 3 предложения (в 1 пр. – гл. наст. вр., 2 пр. – буд.вр., 3 пр. – пр.вр.)

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here