Русский язык. 2 б класс.

Проект «Книга на уроке» ( По произведению А.П. Чехова «Каштанка») КайдаловаТ.В.

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Планируемый результат:

-уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы.

Умения:

  1. разделять названия животных и их клички;

  2. записывать имена людей с большой буквы;

  3. записывать клички животных с большой буквы;

Воспитательная задача: воспитывать уважения к старшим, любовь к братьям нашим меньшим, ответственность и бережное отношение к ним , работать над культурой поведения (клички). Учить детей быть милосердными, уметь сострадать и протягивать руку помощи тому, кому в данный момент особенно трудно.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

3 мин – жужжащее чтение

— Что такое орфограмма? (Орфограмма – опасное место в слове) Какую орфограмму мы отрабатывали на последних уроках (Мы изучаем тему «Имена собственные»).

— Как же пишутся имена собственные? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы).

— Сегодня мы будем продолжать отрабатывать орфограмму «Имена собственные» и научимся различать имена нарицательные и поможет нам в этом А.П. Чехов

  1. Каллиграфия

Словарная работа.

К к

Кштнк — раздели на 2 группы

— Что вам помогло разделить на группы? (Знание звуков)

— Какая буква лишняя? (ш – всегда твёрдая, н — непарная)

— Что их объединяет? (Все согласные)

— Если добавим гласные можем получить слово… (Каштанка)

— Как записать это слово без ошибок? (Посмотреть на словарь)

— Подберите к этому слову однокоренные слова (каштан, каштановый)

Выделите морфему. Что такое морфема? (Часть слова)

— Что вы можете сказать про слово «Каштанка» (Отв на кто? Собственное)

— Почему собаке дали такую кличку? (рыжая,, похожа на спелый каштан)

— — Какую кличку дал незнакомец Каштанке? (Тётка)

— Запишите это слово и проведите звуко-буквенный анализ.

— Почему буква ё превратилась в звук о? (Стоит после мягкого т)

— в каких случаях буква ё обозначает 2 звука? (После гласного)

— зв-букв анализ слов: Услыхав своё имя…он даёт много есть…

  1. Новая тема

Закрепление

— Посмотрите на экран: Что вы видите? (собака, гусь, свинья, кошка)

— Как назвать всех сразу? (дом жив)

— Почему я предлагаю вам для работы именно этих животных? Что их объединяет? (герои рассказа)

— Кто может быть лишний? (гусь) Запишем это слово. Что вы о нем запомнили? Найдите описание в книге.

Как его называл хозяин? (Иван Иваныч)

— Для чего мы даем клички животным? (Мы даем клички, чтобы животное имело свое собственное имя. Без имени никак нельзя. Если нет имени, то мы никто, ничто).

— Какого правила придерживался автор, когда писал его кличку? (имена собств) давайте мы тоже запишем рядом кличку придерживаясь этого правила.

  1. А теперь вспомним и запишем имена остальных обитателей комнаты с оборванными обоями. (собака Каштанка, гусь Иван Иванович, кот Фёдор Тимофеевич, свинья Хавронья Ивановна )

— А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички)

— Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют человеческое достоинство.

— Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными, культурными? Почему?

Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните.

Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич

  1. физминутка

Покажите гуся, кота, собаку, свинью

  1. Групповая работа

Инструкционная карта:

  1. Все: Найдите в рассказе имена людей(Лука Александрыч, Марья, Федюшка, Жорж, Арабелла)

  2. Выберите диктующего

  3. Диктующий: правильно диктует эти имена, остальные записывают.

  4. Выберите Проверяющего.

  5. Проверяющий проверяет правильность написания имён людей по образцу. (Образец после написания группой слов выдается каждому проверяющим)

  6. Как вы думаете почему автор дал животным человеческие имена? А свинье чуть «другое»? (уважительное, добродушное, партнёрское, гуманное отношение)

  7. Вместе обсудите ответ

  8. Оценивающий читает выполненные задания.

  9. На доске оценить работу группы в шкале оценки.

Рефлексия

— Что такое имена собственные?

— Что такое имена нарицательные?

— Что мы сегодня узнали нового?

— Что вспомнили?

— С каким произведением был связан наш урок?

— Чему учит нас этот рассказ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here