Русский язык. 2 б класс.
Проект «Книга на уроке» ( По произведению А.П. Чехова «Каштанка») КайдаловаТ.В.
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Планируемый результат:
-уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы.
Умения:
-
разделять названия животных и их клички;
-
записывать имена людей с большой буквы;
-
записывать клички животных с большой буквы;
Воспитательная задача: воспитывать уважения к старшим, любовь к братьям нашим меньшим, ответственность и бережное отношение к ним , работать над культурой поведения (клички). Учить детей быть милосердными, уметь сострадать и протягивать руку помощи тому, кому в данный момент особенно трудно.
Ход урока.
3 мин – жужжащее чтение — Что такое орфограмма? (Орфограмма – опасное место в слове) Какую орфограмму мы отрабатывали на последних уроках (Мы изучаем тему «Имена собственные»). — Как же пишутся имена собственные? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы). — Сегодня мы будем продолжать отрабатывать орфограмму «Имена собственные» и научимся различать имена нарицательные и поможет нам в этом А.П. Чехов
| |
Словарная работа.
| К к Кштнк — раздели на 2 группы — Что вам помогло разделить на группы? (Знание звуков) — Какая буква лишняя? (ш – всегда твёрдая, н — непарная) — Что их объединяет? (Все согласные) — Если добавим гласные можем получить слово… (Каштанка) — Как записать это слово без ошибок? (Посмотреть на словарь) — Подберите к этому слову однокоренные слова (каштан, каштановый) — Выделите морфему. Что такое морфема? (Часть слова) — Что вы можете сказать про слово «Каштанка» (Отв на кто? Собственное) — Почему собаке дали такую кличку? (рыжая,, похожа на спелый каштан) — — Какую кличку дал незнакомец Каштанке? (Тётка) — Запишите это слово и проведите звуко-буквенный анализ. — Почему буква ё превратилась в звук о? (Стоит после мягкого т) — в каких случаях буква ё обозначает 2 звука? (После гласного) — зв-букв анализ слов: Услыхав своё имя…он даёт много есть… |
Закрепление | — Посмотрите на экран: Что вы видите? (собака, гусь, свинья, кошка) — Как назвать всех сразу? (дом жив) — Почему я предлагаю вам для работы именно этих животных? Что их объединяет? (герои рассказа) — Кто может быть лишний? (гусь) Запишем это слово. Что вы о нем запомнили? Найдите описание в книге. Как его называл хозяин? (Иван Иваныч) — Для чего мы даем клички животным? (Мы даем клички, чтобы животное имело свое собственное имя. Без имени никак нельзя. Если нет имени, то мы никто, ничто). — Какого правила придерживался автор, когда писал его кличку? (имена собств) давайте мы тоже запишем рядом кличку придерживаясь этого правила.
— А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички) — Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют человеческое достоинство. — Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными, культурными? Почему? —Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните. Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич |
| Покажите гуся, кота, собаку, свинью |
| Инструкционная карта:
|
Рефлексия | — Что такое имена собственные? — Что такое имена нарицательные? — Что мы сегодня узнали нового? — Что вспомнили? — С каким произведением был связан наш урок? — Чему учит нас этот рассказ? |