Урок русского языка во 2 классе.
Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи — ши».
Цели:
-
Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями жи — ши.
-
Закрепление знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.
-
Знакомство с новым словарным словом, его лексическим значением и правописанием.
-
Развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, мышления, речи учащихся.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
2. Опорная схема «жи — ши».
3. Карточки для игры «Путаница».
4. Карточки с деформированным текстом.
-
Схема предложения.
Ход урока:
-
Организационный момент.Слайд 1.
II. Мобилизующий этап.
— Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. Слай2.
— Сколько предложений в девизе? Докажите.
— Как в устной речи мы обозначаем границы предложения?
— А в письменной речи?
— Чтобы правильно поставить знаки препинания в конце предложений, необходимо охарактеризовать их по цели высказывания и по интонации.
(1-ое предложение побудительное, невосклицательное; 2-ое предложение побудительное, восклицательное).
— Какие знаки препинания необходимо поставить в конце предложений?
— Прочитаем предложения согласно расставленным знакам препинания.
Слайд 3
III. Каллиграфическая минутка. Орфографическая минутка. —
— Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж)
— Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (С [ш] – по звонкости — глухости)
— Что ещё объединяет эти звуки? (Орфограмма жи — ши).
— Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш] в словах?
— Запишем эти сочетания, дополнив их росчерком.Слайд 5
— Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи — ши).Слайд 6
— Вспомните и назовите слова с этой орфограммой в девизе нашего урока (Вложи, дорожи).Слайд 7
— Что обозначают эти слова? (Действия предметов).
— Подберите подходящие по смыслу слова – действия с сочетаниями жи- ши.
/Ученики записывают слова на доске и в тетради с комментированием/
Змея (что делает?)…
Лиса в норе (что делает?)…
Осиновый лист на ветру (что делает?)…
Клоун в цирке (что делает?)…
Пуговицу мама (что делает?)…
Шипит, живёт, дрожит, смешит, пришивает.Слайд 8
— Какая ещё орфограмма объединяет записанные слова?
— Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
IV. Словарная работа.
— В нашем языке много слов, которые содержат непроверяемые безударные гласные. Как мы называем такие слова? (Словарные).
— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте ребус.
Л
Ш
Слайд 9.
-
Какое слово здесь зашифровано? Машина.
-
Объясните значение этого слова. Переведите на родной язык.
-
Произнесите слово. Сколько в нём слогов?
-
Какой слог ударный?
-
Какие ещё орфограммы есть в этом слове?
-
Проговорите это слово орфографически. Запишите это слово, выделите орфограммы и запомните его правописание.
-
Прочитайте предложение, дополнив его словом, подходящим по смыслу. Как называется такое предложение? (скороговорка)
Слайд 10
-
Прочитайте скороговорку в медленном темпе; в среднем темпе; в быстром темпе.
-
Запишите скороговорку по памяти.
V. Работа над темой урока.
1.Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши (игра «Путаница»).
— Отгадайте загадку:
На прогулке бегуны –
Одинаковой длины.
Через луг бегут к берёзке,
Тянут ровные полоски. (Лыжи)
Слайд 11.
Работа учащихся по карточкам.
— Какие слова у вас получились?
Слайд 12.
— На какие две группы их можно разделить? (Животные и растения)Слайд 13
— Какая орфограмма есть в слове «животные»?
— Запишите на первой строке слова – названия животных, на 2-ой строке слова – названия растений. Дополните своими словами с сочетаниями жи-ши. Выделите эти сочетания.
Моржи, жирафы, мыши, … (ужи, ежи, стрижи)
Ландыши, камыши, шиповник, … (крушина)
— Продолжите шуточное стихотворение:
К нам приехали моржи,
Мыши, ежики, чижи.
Жи и ши, жи и ши
…
2. Работа с учебником.
О животных написано много стихов, загадок. Прочитаем о них в учебнике на с. 89 в упражнении № 147.
— Прочитайте и отгадайте загадки.
— О чём говорится в загадке? (О щётке)
— А при чём здесь ёжик? (Щетина щётки похожа на иголки ежа)
— О каком звере говорится во 2-ой загадке? (Игрушечный медведь или мишка)
— Найдите слова с сочетаниями жи-ши.
— Спишите одну из загадок, выделите сочетания жи-ши.
— Найдите слово с сочетанием жи-ши, в котором звуков больше, чем букв. Объясните, почему?
Ёжик – 2 слога.
[йожик]
4б., 5 зв.
2 гл., 3 согл.
-
Работа с деформированным текстом.
— Прочитайте группы слов на карточках. Можно ли эти группы назвать предложениями? Почему?
— Составьте из слов предложения. Озаглавьте получившийся текст.
в, тиш…на, л…су
ск…льзят, легко, лыж…
сн…ж…нки, в, воздухе, пуш…стые, кружат
шапки, мохнатые, сосен, на, в…рш…нах
— Запишите самостоятельно текст. Вставьте пропущенные буквы. Придумайте своё предложение, подходящее по смыслу.
— Проверяем. Прочитайте предложения, которые у вас получились, прокомментируйте все орфограммы.
— Найдите в тексте предложение по схеме. Подчеркните в нём подлежащее и сказуемое.
Легко скользят лыжи.
Итог урока.
Слайд 14
— Скажите, чему мы научились сегодня на уроке?
— Какие гласные пишутся после шипящих [ж] и [ш]?
— Попробуйте оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что усвоили тему на «хорошо» и «отлично», покажите улыбающегося человечка. Если вы в чем-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
— Спасибо за работу. Урок окончен.