Урок русского языка во 2 классе.

Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи — ши».

Цели:

  1. Закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями жи — ши.

  2. Закрепление знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.

  3. Знакомство с новым словарным словом, его лексическим значением и правописанием.

  4. Развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, мышления, речи учащихся.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

2. Опорная схема «жи — ши».

3. Карточки для игры «Путаница».

4. Карточки с деформированным текстом.

  1. Схема предложения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.Слайд 1.

II. Мобилизующий этап.

— Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. Слай2.

— Сколько предложений в девизе? Докажите.

— Как в устной речи мы обозначаем границы предложения?

— А в письменной речи?

— Чтобы правильно поставить знаки препинания в конце предложений, необходимо охарактеризовать их по цели высказывания и по интонации.

(1-ое предложение побудительное, невосклицательное; 2-ое предложение побудительное, восклицательное).

— Какие знаки препинания необходимо поставить в конце предложений?

— Прочитаем предложения согласно расставленным знакам препинания.

Слайд 3

III. Каллиграфическая минутка. Орфографическая минутка.

— Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж)

— Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (С [ш] – по звонкости — глухости)

— Что ещё объединяет эти звуки? (Орфограмма жи — ши).

— Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш] в словах?

— Запишем эти сочетания, дополнив их росчерком.Слайд 5

— Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи — ши).Слайд 6

— Вспомните и назовите слова с этой орфограммой в девизе нашего урока (Вложи, дорожи).Слайд 7

— Что обозначают эти слова? (Действия предметов).

— Подберите подходящие по смыслу слова – действия с сочетаниями жи- ши.

/Ученики записывают слова на доске и в тетради с комментированием/

Змея (что делает?)…

Лиса в норе (что делает?)…

Осиновый лист на ветру (что делает?)…

Клоун в цирке (что делает?)…

Пуговицу мама (что делает?)…

Шипит, живёт, дрожит, смешит, пришивает.Слайд 8

— Какая ещё орфограмма объединяет записанные слова?

— Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

IV. Словарная работа.

— В нашем языке много слов, которые содержат непроверяемые безударные гласные. Как мы называем такие слова? (Словарные).

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте ребус.

Л

Ш

Слайд 9.

  • Какое слово здесь зашифровано? Машина.

  • Объясните значение этого слова. Переведите на родной язык.

  • Произнесите слово. Сколько в нём слогов?

  • Какой слог ударный?

  • Какие ещё орфограммы есть в этом слове?

  • Проговорите это слово орфографически. Запишите это слово, выделите орфограммы и запомните его правописание.

  • Прочитайте предложение, дополнив его словом, подходящим по смыслу. Как называется такое предложение? (скороговорка)

Слайд 10

  • Прочитайте скороговорку в медленном темпе; в среднем темпе; в быстром темпе.

  • Запишите скороговорку по памяти.

V. Работа над темой урока.

1.Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши (игра «Путаница»).

— Отгадайте загадку:

На прогулке бегуны –

Одинаковой длины.

Через луг бегут к берёзке,

Тянут ровные полоски. (Лыжи)

Слайд 11.

Работа учащихся по карточкам.

— Какие слова у вас получились?

Слайд 12.

— На какие две группы их можно разделить? (Животные и растения)Слайд 13

— Какая орфограмма есть в слове «животные»?

— Запишите на первой строке слова – названия животных, на 2-ой строке слова – названия растений. Дополните своими словами с сочетаниями жи-ши. Выделите эти сочетания.

Моржи, жирафы, мыши, … (ужи, ежи, стрижи)

Ландыши, камыши, шиповник, … (крушина)

— Продолжите шуточное стихотворение:

К нам приехали моржи,

Мыши, ежики, чижи.

Жи и ши, жи и ши

2. Работа с учебником.

О животных написано много стихов, загадок. Прочитаем о них в учебнике на с. 89 в упражнении № 147.

— Прочитайте и отгадайте загадки.

— О чём говорится в загадке? (О щётке)

— А при чём здесь ёжик? (Щетина щётки похожа на иголки ежа)

— О каком звере говорится во 2-ой загадке? (Игрушечный медведь или мишка)

— Найдите слова с сочетаниями жи-ши.

— Спишите одну из загадок, выделите сочетания жи-ши.

— Найдите слово с сочетанием жи-ши, в котором звуков больше, чем букв. Объясните, почему?

Ёжик – 2 слога.

[йожик]

4б., 5 зв.

2 гл., 3 согл.

  1. Работа с деформированным текстом.

— Прочитайте группы слов на карточках. Можно ли эти группы назвать предложениями? Почему?

— Составьте из слов предложения. Озаглавьте получившийся текст.

в, тиш…на, л…су

ск…льзят, легко, лыж…

сн…ж…нки, в, воздухе, пуш…стые, кружат

шапки, мохнатые, сосен, на, в…рш…нах

— Запишите самостоятельно текст. Вставьте пропущенные буквы. Придумайте своё предложение, подходящее по смыслу.

— Проверяем. Прочитайте предложения, которые у вас получились, прокомментируйте все орфограммы.

— Найдите в тексте предложение по схеме. Подчеркните в нём подлежащее и сказуемое.

Легко скользят лыжи.

Итог урока.

Слайд 14

— Скажите, чему мы научились сегодня на уроке?

— Какие гласные пишутся после шипящих [ж] и [ш]?

— Попробуйте оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что усвоили тему на «хорошо» и «отлично», покажите улыбающегося человечка. Если вы в чем-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

— Спасибо за работу. Урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here