Предмет: Русский язык
Класс: 4 «В» класс
Дата проведения: 06.09.2014год.
Преподаватель: Жилина Т.Н.
Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных
Задачи урока:
Образовательная:
-
познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;
-
учить сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксе.
Развивающая:
-
способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная:
-
способствовать воспитанию интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
-
учебник «Русский язык» 4 класс;
-
рабочая тетрадь на печатной основе;
-
ИКТ
-
карточки с заданиями для работы в группах.
Деятельность учащихся | Формирование компетенции | Комментарий | |||
Мотивация к деятельности | |||||
(Слайд 2) — Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Дети, надеюсь, что у вас замечательное настроение и достаточный багаж знаний и умений для открытия нового. — Проверьте, всё ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. (Слайд3) Велик и прекрасен, русский язык! — Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну великого русского языка. | Приветствие учителя.
|
|
Эмоциональный настрой | ||
Словарная работа | |||||
Ребята, сейчас вы будете отгадывать загадки и записывать отгадки, объясняя орфограммы в словах. (Слайд 4)
«Заходите в гости к нам!» (Слайд 5)
(Слайд 6)
( Слайд 7)
(Слайд 8)
Раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь пирог… (Слайд 9)
Что вы знаете о слове «язык»?
(Слайд 10)
(Слайд 11)
(Слайд 12)
К морю, к югу, за границу. Чемодан и саквояж – Это наш с тобой …
(Слайд 13) |
Дети записывают слова, объясняя орфограммы.
Маяк!
Адрес!
Петух!
Молоток!
Пирог!
Язык!
Это слово многозначное:
Ветер!
Остров!
Багаж!
| Учебно-познавтельная | Фронтальная работа | ||
Актуализация знаний | |||||
— Ребята, назовите последний звук слова «багаж». Дайте его характеристику. Сколько всего шипящих звуков в русском языке? — Назовите их. — Назовите все слова-отгадки, одним словом. — Докажите.
— Давайте ещё раз скажем, что же такое имя существительное. — Какое из этих слов лишнее? — Почему?
— Докажите, что в этом слове есть суффикс –ок-
— Что же такое суффикс? | [ш]
4! [ж] [х] [ч’] [щ’] Это существительные.
Все слова обозначают предмет.
(Дети отвечают) Молоток. В слове «молоток» есть суффикс -ок-, в остальных нет. (дети разбирают слово по составу и уточняют, что слово молоток образовалось от слова молот). Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. | Учебно-познавательная |
| ||
Выявление места и причины затруднения | |||||
— Образуйте при помощи суффикса -ок- или -ёк- однокоренное слово от слова «язык» и запишите его. — Какое слово образовали?
— Какой звук слышим в суффиксе? — После какого согласного слышим звук [о]? — Вызывает ли у вас затруднение написание этого слова? — Кто написал с буквой «о»? — Кто написал с буквой «ё»? — Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав?
— Вы догадались, какая тема урока?
(Слайд 14) — Верно, мы постараемся определить: правописание суффикса в именах существительных после шипящих. |
(Дети записывают: язык-язычок, язык-язычёк).
[о] После шипящего [ч’]
(Дети поднимают руки) (Дети поднимают руки) Нет, не изучали данной темы, поэтому не знаем правила. Обозначение звука [о] после шипящих в суффиксе -ок- или -ёк-
|
|
Побуждабщий диалог
Проблемная ситуация
Постановка темы Целеполагание | ||
Построение проекта выхода из затруднения | |||||
— Я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой, вы попытаетесь вывести правило написания суффикса -ок- или -ёк- (Учитель раздаёт карточки со словами: башмачок, бычок, снежок, каблучок, волчок, ветерок, адресок и предлагает составить план выхода из затруднительной ситуации, расставив шаги собственных действий в нужном порядке).
|
Дети составляют план:
После составления плана дети наблюдают за данными словами, и делаю выводы. |
Информационная
Коммуникативная |
Работа в группах
Наблюдение
| ||
Поиск и решение учебной проблемы | |||||
— Какие особенности суффикса вам удалось заметить? — Все ли слова испытывают затруднения? — Назовите слова, которые могут вызывать у вас затруднение при написании. — Почему они вызывают затруднение? — Какую букву нужно писать после шипящего? — Какой вывод вы сделали?
Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике. — Так как правильно звучит тема урока? — Молодцы! А теперь вернёмся к слову «язычок» и исправим ошибки. | Всегда под ударением.
Нет. Волчок, снежок, бычок, каблучок.
В них суффикс стоит после шипящего. Букву О! Суффикс –ок- всегда стоит под ударением, звук [о] в суффиксе –ок- обозначается буквой «о». (Читают правило).
Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных (слайд12). (Исправляют ошибки в слове» язычок»).
|
Выводят правило
Уточнение темы урока | |||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |||||
— От данных слов образуйте и запишите слова с суффиксом –ок-, которые бы называли маленькие предметы. Не забывайте о чередовании [г] // [ж], [к] // [ч].
— Запишите самостоятельно 3-4 слова (по выбору)
-А теперь составьте и запишите слова, используя суффиксы –ек-, -ок-. Разберите по составу получившиеся слова. -Давайте проверим: какие получились слова? -Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы. -Что произошло при добавлении к этим словам суффикса –ек-? -Прочитайте правило в учебнике | Подсказка: башмак + -ок- = башмачок
(башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык)
Самостоятельно выполняют.
Взаимопроверка в парах.
Сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.
Проверяют.
-Это слова блинок, дружок -В суффиксе –ок- произошло чередование к/ч. Читают правило. | Учебно-познавательная
Компетенция личного самосовершенствования
Коммуникативная
Учебно-познавательная |
Работа у доски (5слов)
Взаимоконтроль
Оценивание
Частично-поисковый метод Выводят правило | ||
Включение в систему знаний | |||||
— А сейчас вы выполните трудное задание (упр.4). — А теперь проверим работу, пользуясь доской (слайд 15). | (Дети выполняют). |
| Самопроверка | ||
Рефлексия | |||||
( Слайд 16) — Сейчас закончите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на доске: сегодня на уроке
— Запишите домашнее задание: упражнение №6 в учебнике. (Слайд 17) — Спасибо за урок! | (Дети заканчивают предложения)
(Записывают задание). |
| Фронтальная работа
Домашнее задание |