Дубовкина С.А.

Урок №49

  1. Тема урока: «Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы. Текст – описание».

Интегрирующая дидактическая цель: — углубление представлений о синонимах и антонимах, ознакомление с особенностями текста-описания.

Целевой план действий для учащихся:

  • развитие умения правильно подбирать прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

  • формировать умение составлять текст-описание;

  • развивать речь;

  • обогащать словарный запас.

  1. Банк информации:

а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

— Что такое синонимы?

— Что такое антонимы?

б) объяснение нового материала

Употребление имён прилагательных придаёт речи выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое четвёртое слово— это прилагательное. Слова этой части речи помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение автора.

В тексте-описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов. В описании указываются основные признаки предмета (цвет, форма, размер и др.), повадки (у животных), черты характера, применяются сравнения.

В художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы (близкие по значению), прилагательные-антонимы(противоположные по значению), что помогает добиться выразительности и образности речи.

в) закрепление нового материала

Уровень А

Задание 1.

Цель: — развитие умения находить текст-описание.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай тексты. 2. Найди текст-описание.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену,

затаив дыхание.

***

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

***

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы?  

Задание 2.

Цель: развитие умения составлять текст-описание.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитай текст. 2.Догадайся, кто это? 3. Запиши, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

Этот ______________ зверёк живёт в лесу. У него ___________ уши, ___________ хвост. Передние лапы ____________, а задние — ___________ .

Шубка у зверька летом __________, а зимой ____________ . Морковь, ______________ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ______________ кора хороша. Зверёк всего боится.

Задание3.

Цель: — развитие умения находить прилагательные-антонимы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте слова. 2.К какой части речи они относятся? 3. Найди прилагательные-антонимы.

Трудный – легкий

Широкий – узкий

Ненасытный – жадный

Косой – кривой

Грязный – чистый

Задание 4.

Цель: — развивать умение находить прилагательные-синонимы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте слова. 2. Соедините пары прилагательных, близких по значению.

пасмурный печальный

радостный твёрдый

грустный хмурый

жёсткий весёлый

Уровень Б

Задание 1.

Цель: — развитие умения находить текст-описание.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай тексты. 2. Найди текст-описание. 3. Найди текст-повествование. 4. Найди текст-рассуждение.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену,

затаив дыхание.

***

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

***

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы?  

Задание 2.

Цель: развитие умения составлять текст-описание.

Методический комментарий для учащихся:1. Составь текст-описание зайца. 2. Используй план. 3. Запиши составленный текст.

1)Домашнее или дикое животное?
2) Где живёт?
3) Какого цвета шерсть?

4)Какие уши?

5) Какой хвост?

6)Какие лапы?

7)Чем он лакомится?

8)Какой у него характер?

Задание3.

Цель: — развитие умения находить прилагательные-антонимы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте слова. 2.К какой части речи они относятся? 3. Подбери антонимы.

Богатый — … , пасмурный — …, радостный — … , тяжёлый — … .

Задание 4.

Цель: — развивать умение находить прилагательные-синонимы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте слова. 2. Соедините пары прилагательных, близких по значению.

тяжёлый (путь) смелый

отважный трудный

богатый неряшливый

грязный состоятельный

Уровень С

Задание 1.

Цель: — развитие умения находить текст-описание.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай тексты. 2. Найди текст-описание. 3. Как называются другие тексты?

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену,

затаив дыхание.

***

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

***

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы?  

Задание 2.

Цель: развитие умения составлять текст-описание.

Методический комментарий для учащихся:1. Составь текст-описание зайца. 2. Используй план. 3. Запиши составленный текст.

1)Домашнее или дикое животное?
2) Где живёт?
3) Внешний вид животного.

4)Чем он лакомится?

5)Какой у него характер?

Задание 3.

Цель: — развитие умения находить прилагательные-антонимы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте пословицы. 2.Вставьте нужные прилагательные-антонимы.

Верёвка хороша ______________ , а речь — _________________ .

Платье хорошо _______________ , а друг _________________ .

Слова для справок: новый, длинный, старый, короткий.

Задание 4.

Цель: — развивать умение находить прилагательные-синонимы.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте слова. 2. Подберите для каждого сочетания слов одно, близкое по значению.

Очень холодная (вода) — … , очень жаркое (лето) — … , очень худой (человек) — … , очень маленькая (туфелька) — … , очень густой(лес) — … .

Слова для справок: знойный, студёный, крохотный, тощий, дремучий.

г) выходной контроль

Уровень А

Цель: — установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Вставь пропущенные слова.

Синонимы – это слова … по значению.

Антонимы – это слова … по значению.

В какой группе прилагательные-синонимы:

  1. прозрачный, холодный, быстрый;

  2. знойный, палящий, жаркий;

  3. наивный, простодушный, хитрый.

Найдите прилагательное-антоним к слову мелкий:

  1. маленький;

  2. крупный;

  3. миниатюрный.

Уровень Б

Цель: — установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Закончи предложения.

Синонимы – это слова … .

Антонимы – это слова … .

В какой группе прилагательные-синонимы:

  1. любезный, обходительный, учтивый;

  2. знойный, палящий, прохладный;

  3. наивный, простодушный, хитрый.

Найдите прилагательное-антоним к слову громоздкий:

  1. внушительный;

  2. неохватный:

  3. миниатюрный.

Уровень С

Цель: — установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Закончи предложения.

Синонимы – это … .

Антонимы – это … .

Каким из слов, данных в скобках, можно заменить выделенные слова?

Студёный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).

Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

Какое прилагательное является синонимом к фразеологизму «родился в рубашке»?

  1. умный;

  2. добрый;

  3. везучий.

Использованные ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok-russkogo-yazyka-sinonimy-i-antonimy-3-klass

  2. http://www.openclass.ru/node/54539

  3. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.

  4. Л.П.Николаева, И.В.Иванова. Тесты по русскому языку. 3 класс. «Экзамен», Москва, 2011.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here