МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект учебного занятия
по русскому языку в 3 классе
Способы образования слов. Сложные слова.
Образовательная система Л.В. Занкова
Автор: Клочкова Ольга Игоревна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Энгельс – 2013 г.
Способы образования слов. Сложные слова. 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Дидактический материал: учебник, рабочие тетради, раздаточный материал для работы в парах, индивидуальные задания
Место учебного занятия в теме: первый урок
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Триединая цель учебного занятия:
ознакомление с новым способом словообразования — сложение основ, формирование умений образовывать сложные слова; выполнение действий с опорой на жизненный опыт; развитие самостоятельности в учебной деятельности.
Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся посредством УУД | Планируемый результат | |
1.Мотивация к учебной деятельности
| Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности | Включение в деловой ритм. Побуждающий вопрос учителя.
— Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? — Какие качества нам пригодятся в нашей работе?
| Психологический настрой класса на работу Регулятивные УУД — Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
| Готовность к учебной деятельности на уроке
|
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
| Открытие новых знаний через пробное учебное действие. | Выявляет уровень знаний. — Рассмотрите гостей, которые пришли к нам на урок. — Что заметили? — Какую бы часть слова исключили из нашего ряда? Почему?
-Какой части слова не хватает? — Что вы можете сказать об этой части слова?
— Посмотрите на запись на доске, что можете о ней сказать? Поезд, лесной, пришкольный, рассказ, дождинка, лесостепь, прогулка.
— По каким признакам можно разделить эти слова на группы? — А что вы знаете про способы словообразования? — А какое задание я предложила вам? — Рассмотрите схемы слов.
— А можете ли по схеме определить способ образования слов? — Какие знания надо применить, чтобы выполнить это задание? — Выпишите слова к схемам: Поезд, лесной, пришкольный, рассказ, дождинка, лесостепь, прогулка. — Вспомните правило разбора слова по составу. -Назовите способы образования слов.
Проверка: 3 ученика предлагают свои варианты | Выполняют задание Человечки «приставка», «окончание», «суффикс» -Это части слова -Окончание, оно служит для связи слов в предложении, а приставка и суффикс для образования новых слов. — Корня Корень — это общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение — Основы. Это часть слова без окончания, в которой содержится лексическое значение слова. — Это слова
— По орфограммам. — По частям речи. — По способу образования. — Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. — Подобрать слова к схемам.
— Не везде.
— Вспомнить правило разбора слов по составу Дети записывают слова по схемам, вспоминают правило разбора слов по составу.
Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль | Анализ объектов и понятий.
Классификация объектов по заданным признакам
Воспроизведение алгоритма разбора слов по составу.
Контроль и самоконтроль |
3. Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели
| Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение учебных затруднений | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. — Какое затруднение возникло? — Почему? — Что интересного заметили в слове «лесостепь»? — Каково лексическое значение этого слова? —Что обозначает слово лес?
— Что обозначает слово степь? —Чтобы понять лексическое значение данного слова нам понадобилось сколько слов? —Прочитайте в словаре С. И. Ожегова какое лексическое значение имеет слово лесостепь. —Запишем слова лес и степь, и выделим основу и окончание — Как образовалось это слово?
—Какая буква соединила две основы? — Как вы думаете, как называется эта гласная? — Как вы думаете, как называет новый способ словообразования? — Что в слове «лесостепь» было для вас новым? |
—Слово «лесостепь» оказалось лишним. — Не подошло ни к одной схеме. — В слове 2 корня. — Лес- место, где растёт много деревьев.
— Степь – это пространство покрытое травой. —Два слова.
Работа с толковым словарем
Лес + степь = лесостепь
—Две основы соединила буква «о». — Соединительная гласная.
— Соединение основ. — Сложение основ. — В слове два корня.
-Новый способ словообразования. | Фиксация места затруднения. Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого не достает.
|
4. Первичное закрепление с формулированием проблемы
| Усвоение учащимися нового знания через способы действия | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. –Есть ли у вас предположение, как называются такие слова? Попробуйте придумать сами им название. -Каким способом они образованы?
— Как вы думаете, где мы можем проверить наше предположение? Учебник с.78. -Что нового вы еще узнали из правила? — Над какой темой мы будем сегодня работать? — Какова цель нашего урока? — А вы в речи встречали сложные слова? -А для чего они нужны в речи? — Почему сложные слова получили такое название? -Какие соединительные гласные соединяют две основы? — Какую бы схему вы составили к слову «лесостепь»? о
-Какие способы словообразования вы теперь знаете? —Мы узнали, как называются необычные слова, а теперь научимся выделять корни в этих словах. — Для этого вспомним правило о том, как найти корень в слове. — А так как в сложных словах 2 корня, то необходимо подобрать однокоренные слова к 2 частям. | Дети высказывают свои предположения — Сложные. — Составные
— Сложением основ
— В учебнике
— Что есть соединительная гласная е. -Сложные слова. Способ образования сложных слов.
Исходя из заданий, определяют тему занятия, формулируют цель учебной деятельности
-Имеют два корня. -Способ образования — сложение основ Памятка
Познавательные УУД: формулировка правила нахождения корня в сложных словах, составление алгоритма с применением правила, анализ, синтез Регулятивные УУД: контроль действий самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем | Выдвижение гипотез. Целеполагание. Решение проблемы, построение логической цепи. Планирование своих действий.
|
Поиск информации в учебнике. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение обосновывать свою точку зрения;
Составление памятки разбора сложных слов
| ||||
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Организация умения применять новое знание в типовых заданиях | Организует деятельность в группах по применению новых знаний. Карточка. — Выделите в сложных словах корень.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
— Проверьте свою работу.
-Оцените свою работу | Самостоятельная работа в группах по карточкам
Дети выполняют задание по карточке.
Карточка. Распределите слова на группы самовар повар носорог Простые пылесос Сложные листочки пыльца листопад переносица рыбак рыболов Осуществляют самопроверку.
Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного
Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль результативности деятельности
| Умение работать в группе
Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации
Решение типовых заданий на новый способ действия.
|
6. Включение в систему знаний
| Включение нового способа действий в | Организует деятельность по применению новых знаний. — Упр. 147. — Что вы можете сказать о предлагаемой работе?
— Выполните задание. -Какие слова образованы с помощью суффикса? — С помощью приставки? — С помощью приставки и суффикса? — Путем сложения основ? — Оцените свою работу. | Самостоятельная работа в парах.
Осуществляют самопроверку.
Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного
Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация
Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество
|
Умение работать в паре
Управление поведением партнера — контроль.
|
|
| — А теперь проверьте себя: 1 уровень: Выделить корни в сложных словах: Мясорубка, снегоход, скороговорка, пылесос, огнетушитель. 2 уровень Образовать и записать сложные слова: ловить + рыбу сам + летает лес + рубить пар + ход корень +плод
|
Индивидуальная работа по карточкам. 2 ученика у доски. Проверка.
Самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели.
Самостоятельное применение правила образования сложных слов при выполнении задания.
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний
Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация |
|
7. Рефлексия деятельности
| Самооценка учащимися результатов своей | Организует рефлексию. — Какое новое открытие мы сделали сегодня? —Какое задание было самым интересным? — Какое задание было трудным?
Закончите предложения: — Сегодня я понял(а) … — Я запомнил(а)… — Теперь я могу… Оцените свою работу в течение всего урока.
| Познавательные УУД: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;
Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.
|
8. Домашнее задание
| Стимулирование организации учебной деятельности дома | — № 145( с.79) — по желанию придумать и записать10 любых сложных слов — написать названия птиц (сложные). | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Самостоятельность в выполнении домашнего задания |
Приложение.
Карточка 1. Распределите слова на группы. Выделите корни. самовар повар носорог Простые пылесос Сложные листочки пыльца листопад переносица рыбак рыболов | |
Карточка 2. 1 задание Списать слова, выделить корни: Мясорубка, снегоход, скороговорка, пылесос, огнетушитель. 2 задание Выписать сложные слова: Снегурочка, снегоход, поговорка, скороговорка, пылесос, тракторист, огнетушитель, самокат, приморский. 3 задание Образовать и записать сложные слова: ловить + рыбу сам + летает лес + рубить пар + ход корень +плод
| Карточка 2. 1 задание Списать слова, выделить корни: Мясорубка, снегоход, скороговорка, пылесос, огнетушитель. 2 задание Выписать сложные слова: Снегурочка, снегоход, поговорка, скороговорка, пылесос, тракторист, огнетушитель, самокат, приморский. 3 задание Образовать и записать сложные слова: ловить + рыбу сам + летает лес + рубить пар + ход корень +плод
|
Лист самооценки обучающегося
Оценка учащегося | Оценка учителя | |||
1 б —задание выполнил, допустил 2-3 ошибки | 2 б —задание выполнил, допустил 1 ошибку | 3 б- задание выполнил без ошибок |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Самостоятельная работа |
|
|
|
|
Итого |
|
|