МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект учебного занятия

по русскому языку в 3 классе

Способы образования слов. Сложные слова.

Образовательная система Л.В. Занкова

Автор: Клочкова Ольга Игоревна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

г. Энгельс – 2013 г.

Способы образования слов. Сложные слова. 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Дидактический материал: учебник, рабочие тетради, раздаточный материал для работы в парах, индивидуальные задания

Место учебного занятия в теме: первый урок

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Триединая цель учебного занятия:

ознакомление с новым способом словообразования — сложение основ, формирование умений образовывать сложные слова; выполнение действий с опорой на жизненный опыт; развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Этап, время

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся посредством УУД

Планируемый

результат

1.Мотивация к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Побуждающий вопрос учителя.

— Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями?

— Какие качества нам пригодятся в нашей работе?

Психологический настрой класса на работу

Регулятивные УУД

— Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Готовность к учебной деятельности

на уроке

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Открытие новых знаний через пробное учебное действие.

Выявляет уровень знаний.

Рассмотрите гостей, которые пришли к нам на урок.

— Что заметили?

— Какую бы часть слова исключили из нашего ряда? Почему?

-Какой части слова не хватает?

— Что вы можете сказать об этой части слова?

— Посмотрите на запись на доске, что можете о ней сказать?

Поезд, лесной, пришкольный, рассказ, дождинка, лесостепь, прогулка.

— По каким признакам можно разделить эти слова на группы?

— А что вы знаете про способы словообразования?

— А какое задание я предложила вам?

— Рассмотрите схемы слов.

— А можете ли по схеме определить способ образования слов?

— Какие знания надо применить, чтобы выполнить это задание?

— Выпишите слова к схемам:

Поезд, лесной, пришкольный, рассказ, дождинка, лесостепь, прогулка.

— Вспомните правило разбора слова по составу.

-Назовите способы образования слов.

Проверка: 3 ученика предлагают свои варианты

Выполняют задание

Человечки «приставка», «окончание», «суффикс»

-Это части слова

-Окончание, оно служит для связи слов в предложении, а приставка и суффикс для образования новых слов.

Корня

Корень — это общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение

Основы.

Это часть слова без окончания, в которой содержится лексическое значение слова.

— Это слова

— По орфограммам.

— По частям речи.

— По способу образования.

— Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный.

Подобрать слова к схемам.

Не везде.

Вспомнить правило разбора слов по составу

Дети записывают слова по схемам, вспоминают правило разбора слов по составу.

Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль

Анализ объектов и понятий.

Классификация объектов

по заданным признакам

Воспроизведение

алгоритма разбора слов по составу.

Контроль и самоконтроль

3. Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели

Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение учебных затруднений

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

— Какое затруднение возникло?

— Почему?

— Что интересного заметили в слове «лесостепь»?

— Каково лексическое значение этого слова?

Что обозначает слово лес?

Что обозначает слово степь?

Чтобы понять лексическое значение данного слова нам понадобилось сколько слов?

Прочитайте в словаре С. И. Ожегова какое лексическое значение имеет слово лесостепь.

Запишем слова лес и степь, и выделим основу и окончание

— Как образовалось это слово?

Какая буква соединила две основы?

— Как вы думаете, как называется эта гласная?

— Как вы думаете, как называет новый способ словообразования?

— Что в слове «лесостепь» было для вас новым?

Слово «лесостепь» оказалось лишним.

Не подошло ни к одной схеме.

— В слове 2 корня.

Лес- место, где растёт много деревьев.

— Степь – это пространство покрытое травой.

Два слова.

Работа с толковым словарем

Лес + степь = лесостепь

Две основы соединила буква «о».

— Соединительная гласная.

— Соединение основ.

— Сложение основ.

— В слове два корня.

-Новый способ словообразования.

Фиксация места затруднения.

Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого не достает.

4. Первичное закрепление с формулированием проблемы

Усвоение учащимися нового знания через способы действия

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Есть ли у вас предположение, как называются такие слова? Попробуйте придумать сами им название.

-Каким способом они образованы?

— Как вы думаете, где мы можем проверить наше предположение?

Учебник с.78.

-Что нового вы еще узнали из правила?

— Над какой темой мы будем сегодня работать?

— Какова цель нашего урока?

— А вы в речи встречали сложные слова?

-А для чего они нужны в речи?

— Почему сложные слова получили такое название?

-Какие соединительные гласные соединяют две основы?

— Какую бы схему вы составили к слову «лесостепь»?

о

-Какие способы словообразования вы теперь знаете?

Мы узнали, как называются необычные слова, а теперь научимся выделять корни в этих словах.

— Для этого вспомним правило о том, как найти корень в слове.

— А так как в сложных словах 2 корня, то необходимо подобрать однокоренные слова к 2 частям.

Дети высказывают свои

предположения

Сложные.

— Составные

— Сложением основ

— В учебнике

Что есть соединительная гласная е.

-Сложные слова. Способ образования сложных слов.

Исходя из заданий, определяют тему занятия, формулируют цель учебной деятельности

-Имеют два корня.

-Способ образования — сложение основ

Памятка

  1. Думаю над значением слова.

  2. Подбираю родственные слова к первой части.

  3. Выделяю общую часть.

  4. Подбираю родственные слова к второй части

  5. Выделяю общую часть.

Познавательные УУД: формулировка правила нахождения корня в сложных словах,

составление алгоритма с применением правила, анализ, синтез

Регулятивные УУД:

контроль действий

самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем

Выдвижение гипотез.

Целеполагание.

Решение проблемы, построение логической цепи.

Планирование своих действий.

Поиск информации в учебнике.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение обосновывать свою точку зрения;

Составление памятки разбора сложных слов

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация умения применять новое знание в типовых заданиях

Организует деятельность в группах по применению новых знаний.

Карточка.

— Выделите в сложных словах корень.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

— Проверьте свою работу.

-Оцените свою работу

Самостоятельная работа в группах по карточкам

Дети выполняют задание по карточке.

Карточка.

Распределите слова на группы

самовар

повар

носорог

Простые пылесос Сложные

листочки

пыльца

листопад

переносица

рыбак

рыболов

Осуществляют самопроверку.

Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного

Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль результативности деятельности

Умение работать

в группе

Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

Решение типовых заданий на новый способ действия.

6. Включение в систему знаний

Включение нового способа действий в
систему знаний

Организует деятельность по применению новых знаний.

— Упр. 147.

— Что вы можете сказать о предлагаемой работе?

— Выполните задание.

-Какие слова образованы с помощью суффикса?

— С помощью приставки?

— С помощью приставки и суффикса?

— Путем сложения основ?

— Оцените свою работу.

Самостоятельная работа в парах.

Осуществляют самопроверку.

Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного

Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация

Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество

Умение работать в паре

Управление поведением партнера — контроль.

— А теперь проверьте себя:

1 уровень:

Выделить корни в сложных словах:

Мясорубка, снегоход, скороговорка, пылесос, огнетушитель.

2 уровень

Образовать и записать сложные слова:

ловить + рыбу

сам + летает

лес + рубить

пар + ход

корень +плод

Индивидуальная работа по карточкам.

2 ученика у доски. Проверка.

Самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели.

Самостоятельное применение правила образования сложных слов при выполнении задания.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний

Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация

7. Рефлексия деятельности

Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности

Организует рефлексию.

— Какое новое открытие мы сделали сегодня?

Какое задание было самым интересным?

— Какое задание было трудным?

Закончите предложения:

— Сегодня я понял(а) …

— Я запомнил(а)…

— Теперь я могу…

Оцените свою работу в течение всего урока.

Познавательные УУД:

осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия

Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.

8. Домашнее задание

Стимулирование организации учебной деятельности дома

— № 145( с.79)

— по желанию придумать и записать10 любых сложных слов

написать названия птиц (сложные).

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Самостоятельность в выполнении домашнего задания

Приложение.

Карточка 1.

Распределите слова на группы. Выделите корни.

самовар

повар

носорог

Простые пылесос Сложные

листочки

пыльца

листопад

переносица

рыбак

рыболов

Карточка 1.

Распределите слова на группы. Выделите корни.

самовар

повар

носорог

Простые пылесос Сложные

листочки

пыльца

листопад

переносица

рыбак

рыболов

Карточка 2.

1 задание

Списать слова, выделить корни:

Мясорубка, снегоход, скороговорка, пылесос, огнетушитель.

2 задание

Выписать сложные слова:

Снегурочка, снегоход, поговорка, скороговорка, пылесос, тракторист, огнетушитель, самокат, приморский.

3 задание

Образовать и записать сложные слова:

ловить + рыбу

сам + летает

лес + рубить

пар + ход

корень +плод

Карточка 2.

1 задание

Списать слова, выделить корни:

Мясорубка, снегоход, скороговорка, пылесос, огнетушитель.

2 задание

Выписать сложные слова:

Снегурочка, снегоход, поговорка, скороговорка, пылесос, тракторист, огнетушитель, самокат, приморский.

3 задание

Образовать и записать сложные слова:

ловить + рыбу

сам + летает

лес + рубить

пар + ход

корень +плод

Лист самооценки обучающегося

Виды заданий

Оценка учащегося

Оценка учителя

1 б —задание выполнил,

допустил 2-3 ошибки

2 б —задание выполнил,

допустил 1 ошибку

3 б- задание выполнил без ошибок

  1. Работа со схемами слов

  1. Работа в парах

3. Самостоятельная работа

Итого

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here