Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: лес- природное сообщество.
Цели: 1.Образовательная: сформировать представление уча-
щихся о лесе, как природном сообществе; познако-
мить сразнообразием живых организмов леса;
учить составлять цепи питания ; формировать
представление учащихся о природном равновесии.
2. Развивающая: развивать познавательную актив-
ность учащихся; умение использовать в работе ранее
полученные знания; умение рассуждать, выражать
мысли.
3. Воспитывающая: воспитывать чувство долга и
ответственности за сохранение природных богатств;
прививать любовь к природе родного края и всему
живому на земле.
Ожидаемые результаты:
повышение интереса к предмету, расширение пред-
ставлений о лесе и его обитателях, понимание взаимо-
связей между растительным и животным миром леса,
развитие коммуникативных способностей.
Оборудование: раздаточный материал, сигнальные кар-
точки, этапы урока, выставка книг, кассета Э. Григ
«Утро», компьютер, рисунки дерева , кустарника,
трав,таблицы лог. диктанта, тесты.
Ход урока.
I. Организация класса.
—Мы начинаем урок окружающего мира.
—Назовите этапы урока
II. Проверка усвоения предыдущей темы.
—Проверку домашнего задания мы проведём в форме теста по теме прошлого
урока «Почвы» .
— Проверим тест друг у друга по ключу на экране.
—Поднимите руки, кто выполнил тест на «5», «4», «3».
— Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку. Переходим к следующему
этапу урока.
III. Изучение нового материала.
1. Создание эмоционального фона. Сообщение темы урока.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете дети,
Тайны чудные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья,ягоды, травы.
Птицы и звери и прочие твари.
Учёные тоже работают тут.
Лес они сообществом зовут.
—Кто догадался о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
—Тема нашего урока «Лес- природное сообщество».
— Изучать мы будем тремя группами: экологи, зоологи, ботаники.
—В каждой группе есть ведущие специалисты .Они проверяют и контролируют работу группы.
—В конце урока вы получите необычный результат вашей работы.
2. Практика под руководством учителя.
а) беседа о лесе.
— Дома вы приготовили пословицы, поговорки, загадки о лесе.
—Я тоже пиготовила вам загадку: что это за дом?
—Это дом- лес.—Сколько в нём этажей?
—Учёные называют этажи леса ярусами. В лесу три яруса: деревья ,кустарники,
травы.
Ярусы леса.
деревья кустарники травы
— Во всяком доме есть что-то вроде подвала, в нём прячутся корни зелёных обитателей леса
.
б) Работа в группах.
— Выберите из набора карточек обитателей своего яруса: экологи- 1 ярус,
зоологи- 2, ботаники- 3ярус.
—Специалисты группы проверьте работу.
—Я даю вам представителя вашего яруса.
—Какие ещё в лесу есть жители ?
—Чем является лес для животных?
—Жизнь животных и растений тесно связана .Примером этому является жук-
короед. Здоровому дереву не страшны жуки, любое повреждение коры
заливается смолой. А вот когда дерево старое, оно не справится со множест-
вом жуков- короедов и погибает, освобождая место молодым деревцам.
Вред или пользу приносят жуки – короеды лесу? Это ускоряет круговорот
веществ.
—Что будет если уничтожить всех жуков- короедов в лесу?
—Расселите животных по своим ярусам.
—Каждый из обитателей леса теперь получил своё место в этом доме.
IV.Физминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем.
Справа от нас –зеленый луг.
Слева находится- лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
Филин крыльями машет, ух!
Аж захватывает дух!
Солнце над берёзами светит нам.
Мы рады ягодам, грибам.
III. 3. Самостоятельная работа.
— Самостоятельно составьте цепи питания, характерные для своего яруса.
Работаем в печ. тетради с. 12 .
—Теперь у каждого обитателя есть пища. Но всё же некоторым из них
грозит опасность – они могут исчезнуть с лица земли. Послушаем сообщения
специалистов о растениях и животных нашего края , занесённых в Красную
книгу Ульяновской области.
—(экологи- о заповедниках, зоологи- о беркуте, ботаники – о венерином баш-
мачке.)
—Мы узнали о лесных ярусах, распределили обитателей по ярусам, познако-
мились с представителями Красной книги.
V.Применение полученных знаний в новых условиях.
—Давайте закрепим наши знания, проведя логический диктант.
1 2 3 4 5 6 7 8
Да
Нет
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.
Особо охраняемые природные территории создаются для поддержания экологического равновесия в природе, а также среды жизни и здоровья человека. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники,
памятники природы. В настоящее время на территории Ульяновской облас-
ти имеется 14 государственныхзаказников, 95 памятников природы регио-
нального значения и 19 местного значения.
Заказник федерального значения Сурский создан в январе 1985года.
Общая площадь 22,2тыс.га. В состав заказника входят долины рек Суры,
Барыша и более 20 озёр, леса смешанные и хвойные.
Заказник выполняет функции сохранения , восстановления ценных,
редких и исчезающих видов, в том числе и занесённых в Красную книгу
России. Из растений это –венерин башмачок,ятрышник шлемоносный,
пыльцеголовник красный. Из животныхбурый медведь, рысь, глухая ку-
кушка, трёхпалый дятел, выхухоль.Из птиц-беркут, чёрный аист, серый
журавль. Рыба- стерлядь.
-
самый верхний ярус леса образован деревьями
-
средний ярус- это травы, мхи , цветы
-
лес-этозащитник водоёмов,почвы
-
на верхнем ярусе обитают кроты и землеройки
-
жук- короед приносит вред лесному сообществу
-
плоды всех кустарников человек употребляет в пищу
-
лес – источник пищи для человека
-
если лес- природное сообщество, то моржно ли утверждать, что там
существует природное равновесие?
—Проверьте себя по ключу и поставьте оценку.
—Кто справился без ошибок…
2. Проверим хорошо ли вы знаете обитателей леса.
Блиц- опрос.
— О каком обитателе говорится?
А)травянистое теневыносливое растение с белыми цветками, нежными,
Кислыми листочками.
Б) питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому
Острыми зубами валят дерево.
В) Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает,
За собой все следы заметает.
Г)Вроде сосен , вроде елок,
А зимою без иголок.
—Молодцы, вы знаете обитателей леса, их отличительные признаки.
VI Итог урока . Рефлексия.
1.—Наш урок завершается. Что нового вы на уроке узнали?
—Оцените свою работу сигнальными карточками
2. Сбор книги .
—А в результате вашей работы получились странички. Это страницы
книги леса. В эту книгу ещё войдут ваши лучшие сочинения о лесе,
экологические задачи, лесные пейзажи, поделки из природного материала.
3. Домашнее задание.
—Выберите задание , которое сможите выполнить дома.
А) подготовить рассказ по учебнику с. 178-181
Б) найти дополнительный материал о животных и растениях леса
В) подготовить мини- сочинениена тему: «Если бы я был лесничий…»
«Я –лесной доктор, потому, что…»