Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: лес- природное сообщество.

Цели: 1.Образовательная: сформировать представление уча-

щихся о лесе, как природном сообществе; познако-

мить сразнообразием живых организмов леса;

учить составлять цепи питания ; формировать

представление учащихся о природном равновесии.

2. Развивающая: развивать познавательную актив-

ность учащихся; умение использовать в работе ранее

полученные знания; умение рассуждать, выражать

мысли.

3. Воспитывающая: воспитывать чувство долга и

ответственности за сохранение природных богатств;

прививать любовь к природе родного края и всему

живому на земле.

Ожидаемые результаты:

повышение интереса к предмету, расширение пред-

ставлений о лесе и его обитателях, понимание взаимо-

связей между растительным и животным миром леса,

развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: раздаточный материал, сигнальные кар-

точки, этапы урока, выставка книг, кассета Э. Григ

«Утро», компьютер, рисунки дерева , кустарника,

трав,таблицы лог. диктанта, тесты.

Ход урока.

I. Организация класса.

—Мы начинаем урок окружающего мира.

—Назовите этапы урока

II. Проверка усвоения предыдущей темы.

—Проверку домашнего задания мы проведём в форме теста по теме прошлого

урока «Почвы» .

— Проверим тест друг у друга по ключу на экране.

—Поднимите руки, кто выполнил тест на «5», «4», «3».

— Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку. Переходим к следующему

этапу урока.

III. Изучение нового материала.

1. Создание эмоционального фона. Сообщение темы урока.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете дети,

Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья,ягоды, травы.

Птицы и звери и прочие твари.

Учёные тоже работают тут.

Лес они сообществом зовут.

—Кто догадался о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

—Тема нашего урока «Лес- природное сообщество».

— Изучать мы будем тремя группами: экологи, зоологи, ботаники.

—В каждой группе есть ведущие специалисты .Они проверяют и контролируют работу группы.

—В конце урока вы получите необычный результат вашей работы.

2. Практика под руководством учителя.

а) беседа о лесе.

— Дома вы приготовили пословицы, поговорки, загадки о лесе.

—Я тоже пиготовила вам загадку: что это за дом?

—Это дом- лес.—Сколько в нём этажей?

—Учёные называют этажи леса ярусами. В лесу три яруса: деревья ,кустарники,

травы.

Ярусы леса.

деревья кустарники травы

— Во всяком доме есть что-то вроде подвала, в нём прячутся корни зелёных обитателей леса

.

б) Работа в группах.

— Выберите из набора карточек обитателей своего яруса: экологи- 1 ярус,

зоологи- 2, ботаники- 3ярус.

—Специалисты группы проверьте работу.

—Я даю вам представителя вашего яруса.

—Какие ещё в лесу есть жители ?

—Чем является лес для животных?

—Жизнь животных и растений тесно связана .Примером этому является жук-

короед. Здоровому дереву не страшны жуки, любое повреждение коры

заливается смолой. А вот когда дерево старое, оно не справится со множест-

вом жуков- короедов и погибает, освобождая место молодым деревцам.

Вред или пользу приносят жуки – короеды лесу? Это ускоряет круговорот

веществ.

—Что будет если уничтожить всех жуков- короедов в лесу?

—Расселите животных по своим ярусам.

—Каждый из обитателей леса теперь получил своё место в этом доме.

IV.Физминутка.

По родному краю

Дружно мы шагаем.

Справа от нас –зеленый луг.

Слева находится- лес.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок.

Филин крыльями машет, ух!

Аж захватывает дух!

Солнце над берёзами светит нам.

Мы рады ягодам, грибам.

III. 3. Самостоятельная работа.

— Самостоятельно составьте цепи питания, характерные для своего яруса.

Работаем в печ. тетради с. 12 .

—Теперь у каждого обитателя есть пища. Но всё же некоторым из них

грозит опасность – они могут исчезнуть с лица земли. Послушаем сообщения

специалистов о растениях и животных нашего края , занесённых в Красную

книгу Ульяновской области.

—(экологи- о заповедниках, зоологи- о беркуте, ботаники – о венерином баш-

мачке.)

—Мы узнали о лесных ярусах, распределили обитателей по ярусам, познако-

мились с представителями Красной книги.

V.Применение полученных знаний в новых условиях.

—Давайте закрепим наши знания, проведя логический диктант.

1 2 3 4 5 6 7 8

Да

Нет

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

Особо охраняемые природные территории создаются для поддержания экологического равновесия в природе, а также среды жизни и здоровья человека. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники,

памятники природы. В настоящее время на территории Ульяновской облас-

ти имеется 14 государственныхзаказников, 95 памятников природы регио-

нального значения и 19 местного значения.

Заказник федерального значения Сурский создан в январе 1985года.

Общая площадь 22,2тыс.га. В состав заказника входят долины рек Суры,

Барыша и более 20 озёр, леса смешанные и хвойные.

Заказник выполняет функции сохранения , восстановления ценных,

редких и исчезающих видов, в том числе и занесённых в Красную книгу

России. Из растений это –венерин башмачок,ятрышник шлемоносный,

пыльцеголовник красный. Из животныхбурый медведь, рысь, глухая ку-

кушка, трёхпалый дятел, выхухоль.Из птиц-беркут, чёрный аист, серый

журавль. Рыба- стерлядь.

  1. самый верхний ярус леса образован деревьями

  2. средний ярус- это травы, мхи , цветы

  3. лес-этозащитник водоёмов,почвы

  4. на верхнем ярусе обитают кроты и землеройки

  5. жук- короед приносит вред лесному сообществу

  6. плоды всех кустарников человек употребляет в пищу

  7. лес – источник пищи для человека

  8. если лес- природное сообщество, то моржно ли утверждать, что там

существует природное равновесие?

—Проверьте себя по ключу и поставьте оценку.

—Кто справился без ошибок…

2. Проверим хорошо ли вы знаете обитателей леса.

Блиц- опрос.

— О каком обитателе говорится?

А)травянистое теневыносливое растение с белыми цветками, нежными,

Кислыми листочками.

Б) питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому

Острыми зубами валят дерево.

В) Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает, мышек хватает,

За собой все следы заметает.

Г)Вроде сосен , вроде елок,

А зимою без иголок.

—Молодцы, вы знаете обитателей леса, их отличительные признаки.

VI Итог урока . Рефлексия.

1.—Наш урок завершается. Что нового вы на уроке узнали?

—Оцените свою работу сигнальными карточками

2. Сбор книги .

—А в результате вашей работы получились странички. Это страницы

книги леса. В эту книгу ещё войдут ваши лучшие сочинения о лесе,

экологические задачи, лесные пейзажи, поделки из природного материала.

3. Домашнее задание.

—Выберите задание , которое сможите выполнить дома.

А) подготовить рассказ по учебнику с. 178-181

Б) найти дополнительный материал о животных и растениях леса

В) подготовить мини- сочинениена тему: «Если бы я был лесничий…»

«Я –лесной доктор, потому, что…»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here