Урок русского языка в 4-м классе по теме «Морфемный состав слова»
Новикова Марина Петровна, учитель начальных классов
Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме « Морфемный состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.
Задачи урока:
1Способствовать формированию у учащихся представлений о морфемах, умения распознавать в словах и подбирать части слова, подходящие по смыслу.
2.Развивать речь, мышление, познавательный интерес.
3.Корригировать мелкую и общую моторику.
4.Прививать любовь к родному языку, воспитывать умение работать в коллективе, в парах.
Оборудование:
-
презентация PowerPoint
-
лист с кроссвордом у каждого уч-ся
-
карточки со словами подносчики, перевозчики, обходчики;
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Проверка домашнего задания: комментирование уч-ся упр 309
Кроссворд «Морфемы» (Слайд 1)
Учитель: Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.
-
Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
-
И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
-
А я без окончания проживу, удалите его от меня!
-
А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
-
Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.
По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока. (Морфемы)
«Морфемный состав слова» – тема нашего урока.
Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой?
(Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.)
Что такое морфема? (Это часть слова)
Послушайте стихотворения:
-
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей!
-
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставки – впереди.
-
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
-
У корней иных, представьте-ка,
Есть дама гордая – Приставка,
Стоит всегда лишь перед ним.
За корнем суффиксу нашлось местечко,
Заняв его, конечно, он сел навечно.
-
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
-
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд, —
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят!
Учитель: Ребята, расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу (Слайд 2).
ІІІ. Основная часть
1. Игра «Разбери матрёшку» (Слайд 3)
Рассказ учителя:
В России сложилось несколько центров по производству матрешки, в том числе и в Семёнове. Семёновская матрёшка одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображается букет из разных цветов.
Технологический процесс изготовления матрешки довольно сложен. Он длится более 20 дней.
Выточенную на токарном станке куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала три-четыре раза и сушат поочередно при комнатной температуре. После этого расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки поделен на три операции.
Одни художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек, другие закрашивают платок и фартук одним цветом — кроют, а третьи художницы украшают фартук и платок цветами. Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре 20-30 градусов С.
В этом состоит отличие технологии изготовления матрешки от хохломской росписи, где одна художница расписывает изделие от начала до конца, а продукция проходит горячую закалку при температуре 130 град. С.
Все художественные изделия создаются благодаря традициям, пришедшим из глубины веков, умению и труду современных мастеров и мастериц, их любви к своему делу.
Хохломская матрешка из Семенова — душа России. Любуйтесь «хохломской матрешкой»! (Дополнительный материал для учителя – Приложение 3)
У детей карточки со словами:
подносчики перевозчики обходчики
Правила игры: Вам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом.
И какое новое слово получилось.
В результате этого на доске появляется следующая запись:
перевозчики | обходчики | |
подносчик | перевозчик | обходчик |
поднос | перевоз | обход |
нос | воз | ход |
Учитель: Без какой части слово не может жить?
Как называются слова одного корня? (однокоренные)
Какие слова называют родственными? Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?
2. Игра «Четвёртое лишнее» (Слайд 4)
-
Горка, (сгорел,) пригорок, горняк.
-
Кость, (коснуться), костный, косточка.
-
Подорожник, (подорожать), бездорожье, дороженька.
-
(Носить), носовой, носик, нос.
-
Лесник, лес,( лестница), безлесный.
Учитель: Спишите группы родственных слов, разберите их по составу. Вспомните последовательность разбора!
3. Игра «Замени одним словом» (Слайд 5)
Учитель: А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:
-
Любитель книг. (Книголюб)
-
Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
-
Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
-
Машина, которая сама летает. (Самолёт)
-
Человек, который разводит птиц. (Птицевод)
-
Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)
-
Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)
-
Машина, которая косит траву для сена. (Сенокосилка)
-
Посели слово в свой домик (Слайд 6)
Учитель: Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:
Выход, алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.
Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.
-
Составление пословицы: По ученику и об учителе судят.
6.Работа с учебником стр 204, упр 310
IV. Рефлексия. Ооценивание.
Итог урока
Дом. задание упр 311 ( пояснение)
перевозчики | обходчики | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
перевозчики | обходчики | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
перевозчики | обходчики | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выход, алмазный , заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.
Выход, алмазный , заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.
Выход, алмазный , заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.
Выход, алмазный , заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег, мелок, старики, подъёмный.