ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 4-а
УМК: «Начальная школа 21 века». Иванов С.В. «Русский язык. 4 класс»
Тема урока: «Спряжение глаголов».
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
-
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
-
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
-
Коммуникативные УУД.
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
— слушать и понимать речь других;
— договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
-
Познавательные УУД.
— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
-
учебник Иванов С.В. «Русский язык: 4 класс» ч. 1. Стр. 108-110. — М: Вентана-Граф, 2010 г.;
-
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;
-
алгоритм определения спряжения глаголов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| ||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | ||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
|
| Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге.
|
| |||||||||||
2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности Цели: -актуализация изученного способа определения спряжения глаголов; -мотивация к пробному учебному действию; -фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. | Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию на материале домашней работы.
Мотивирует учащихся к пробному учебному действию. — Кто не справился с домашним заданием? — Кому было тяжело определить спряжение глаголов? — Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов? — Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение. Пилят, колют, Колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей. Завалили пол двора Будут на зиму дрова. Г.А. Ладонщиков | Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.
Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия. — Мы не знаем как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов. | Доказывают правильность определения спряжения глаголов спать, звать.
Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Оценивают правильность определения спряжения глаголов: спать, звать. Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.
Проводят прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия: Я справлюсь… Я не уверен… Мне нужна помощь…
| |||||||||||
3.Постановка проблемы. Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения: | Организует постановку проблемного вопроса учащимися. — Почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?
-Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? | Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения. — У этих глаголов окончания безударные, и слышатся нечётко. С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации. | Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. |
| |||||||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения. | Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения. — Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? — Какая тема сегодняшнего урока? -Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?
|
| Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.
Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в словаре, прочитать в учебнике и т.д.
Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения. | Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса. — Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?
| |||||||||||
5.Реализация построенного проекта. Цель: — организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; — зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках; -организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; -уточнить общий характер нового знания. | Организовывает реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. — В учебнике на странице 109 прочитайте правило. — Вы нашли ответ на наш вопрос? -Как определить спряжение глаголов с без-ударными личными окончаниями?
Организует фиксацию найденного способа в речи и знаках. — Почему до сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов? — Что изменилось теперь? — Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме? — Если окончание в глаголе безударное, то как надо действовать, чтобы определить его спряжение?
— Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием? | Перечитывают правило и составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.
Преобразовывают информацию из текстовой формы в схематическую.
Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе изученного способа действия Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют Пи́л?т-(что делать?) пилить — II спр.-пи́лят | Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника стр. 109.
Проговаривают способ определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. | Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Проговаривают последовательность действий на уроке.
Работают по коллективно составленному алгоритму действия.
Устанавливают общность способа определения спряжения глаголов. | |||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: — организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение детьми нового способа действия. — Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке? Несколько глаголов из упр. 2 стр. 110 разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагола, а затем учитель обсуждает необходимость поработать парами для обеспечения пооперационного контроля. | Выполняют упр. 2 стр. 110 парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма. | Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.
Работают в парах, исполняя распределенные роли. | Проговаривают последовательность действий на уроке. | |||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: -проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; -организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. | Организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону. А) Найди лишнее слово: смотр…т, дыш…т, та…т, кле…т; ла…т, се…т, чита…т, смотр…т Б*) Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов. Концерт буд…т сегодня вечером. Каждый день будильник буд…т нас.
Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. -Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку? — Кто допустил ошибки в работе? -Кто не смог справиться с задание? -В чем была трудность?
| Выбирают задание для самостоятельной работы. Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов.
Проверяют свою работу по эталону. |
Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок. |
Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | |||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: -провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; — зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; — оценить собственную деятельность на уроке; — обсудить и записать домашнее задание. | Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. -Чему должны были научиться на уроке? — Как решали эту задачу? — Достигли ли цели урока? — В чем были затруднения? -Над чем еще предстоит работать?
Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.
Обсуждает с учащимися домашнее задание: 1) упр. 4 стр. 110 2)* Подумайте, как правильно: едем или едим? Докажите свою точку зрения. | Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока. Заполняют таблицу:
| Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. | Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |