Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||
I) Организационный момент. II) Словарная работа.
— С какой целью проводим? — Прочитайте слова. ( Слайд №1).
— Что общего в словах?
— Чем различаются слова?
— Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. — Проверяем, используя простой карандаш. ( Слайд №2). Лист самоконтроля.
III) Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока. — Как вы думаете, мягкий знак в словах может выполнять еще другую работу? — Сегодня на уроке мы узнаем еще об одной работе мягкого знака. — Запишите слова в столбик: ночь, ключ, ложь.
— Я увидела, что вы написали так. ( Слайд №3).
— Задание было одно?
— А как оно выполнено?
— Почему так вышло?
— Чего мы еще не знаем?
— Какой вопрос возник?
— Какая будет тема урока?
— Уточните тему. (Слайд№4).
IV) Организация наблюдений учащихся по новой теме.
— Давайте выясним, когда мягкий знак на конце имен существительных после шипящих пишется, а когда нет.
— Прочитайте слова. ( Слайд №5).
— Проверьте, все ли слова являются именами существительными.
— Проверьте, все ли существительные оканчиваются на шипящие звуки.
— Какие у вас есть предположения о написании мягкого знака?
— Так, все с этим согласны? — Как проверить?
— Выпишите в 1 столбик слова с ь, а во 2 – без ь. — Определите род у существительных. — Проверьте. ( Слайд №6).
— Сделайте вывод.
— Сверьте свой вывод с выводом в учебнике. Прочитайте. — Есть ли что-то в правиле, чего мы не сказали?
— Какие имена существительные учит писать правило?
(Работа в парах). — Сделайте схему. (Слайд№7). — Проверка.
V) Физминутка. — Если на слайде появится существительное ж.р.- хлопаем, а если существительное м.р.- приседаем. ( Слайд№8).
VI) Закрепление изученного материала. 1) (Комментированное письмо).
— Вернемся к заданию, где у вас возникла проблема. ( Слайд №3).
— Как правильно напишем слова: ночь, ключ, ложь.
— Какую работу выполняет мягкий знак на конце имен существительных после шипящих?
2) (Самостоятельная работа). — Работа по карточке. — Проверьте. ( Слайды№9, 10).
— Почему в слове плащ на конце нет ь? — Почему в слове снегирь есть ь?
— Написание ь на конце всегда зависит от рода существительного? — А от чего зависит написание ь на конце существительного? — А когда написание ь на конце всегда зависит от рода существительного?
— Лист самоконтроля.
— Составьте и запишите предложение, используя слова по теме урока.
VII) Итог урока — Когда у существительных, с шипящими на конце пишется ь? — Лист самоконтроля.
-Домашнее задание.
|
1) Словарные слова; 2) пропущены безударные гласные; 3) имена существительные; 4) в каждом слове мягкий знак.
1) В ед. и во мн. числе; 2) одуш. и неодуш. имена существительные; 3) ролью ь: — раздел. Ь; — показатель мягкости.
— Да.
— По- разному.
— Не знаем.
— Не знаем, нужно ли писать ь на конце.
— Нужно ли писать на конце слов мягкий знак.
— Мягкий знак на конце слов.
— Да, так как отвечают на вопросы – кто? что?
— Да, [ ж, ш, ч, щ ] шипящие.
— У имен существительных ж.р. на конце после шипящих пишется ь, а на конце существительных м.р. нет.
— Да: 1) имена существительные с шипящими на конце должны быть в ед.ч.; 2) мягкий знак показывает, что имена существительные ж.р..
— Имена существительные с шипящими на конце в ед.ч..
— Ночь (ж.р.), ключ (м.р.), ложь (ж.р.).
— Он указывает, что существительное ж.р..
(карточка)
— Плащ (м.р.)
— Мягкий знак выполняет другую работу – он показывает мягкость.
— Нет.
— От его работы.
— Когда на конце существительного в ед.ч. стоит шипящий.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Исаевой»
Открытый урок
по русскому языку
Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
3 класс
Учитель: Гарбузова Ирина Игоревна
Г. Нефтеюганск
Задачи:
-
углубить знания учащихся о функциях мягкого знака (на конце существительных после шипящих – ь – показатель женского рода);
-
развивать умение сравнивать, делать выводы;
-
воспитывать умение самоконтроля.