Деятельность учителя

Деятельность ученика

I) Организационный момент.

II) Словарная работа.

— С какой целью проводим?

— Прочитайте слова. ( Слайд №1).

— Что общего в словах?

— Чем различаются слова?

— Спишите слова, вставляя

пропущенные буквы.

Обозначьте орфограммы.

— Проверяем, используя

простой карандаш. ( Слайд №2).

Лист самоконтроля.

III) Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.

— Как вы думаете, мягкий знак в

словах может выполнять еще

другую работу?

— Сегодня на уроке мы узнаем еще

об одной работе мягкого знака.

— Запишите слова в столбик:

ночь, ключ, ложь.

— Я увидела, что вы написали так.

( Слайд №3).

— Задание было одно?

— А как оно выполнено?

— Почему так вышло?

— Чего мы еще не знаем?

— Какой вопрос возник?

— Какая будет тема урока?

— Уточните тему. (Слайд№4).

IV) Организация наблюдений

учащихся по новой теме.

— Давайте выясним, когда

мягкий знак на конце имен

существительных после

шипящих пишется, а когда

нет.

— Прочитайте слова. ( Слайд №5).

— Проверьте, все ли слова

являются именами

существительными.

— Проверьте, все ли

существительные

оканчиваются на шипящие

звуки.

— Какие у вас есть предположения о

написании мягкого знака?

— Так, все с этим согласны?

— Как проверить?

— Выпишите в 1 столбик слова с ь, а

во 2 – без ь.

— Определите род у

существительных.

— Проверьте. ( Слайд №6).

— Сделайте вывод.

— Сверьте свой вывод с

выводом в учебнике. Прочитайте.

— Есть ли что-то в правиле, чего мы

не сказали?

— Какие имена существительные

учит писать правило?

(Работа в парах).

Сделайте схему. (Слайд№7).

— Проверка.

V) Физминутка.

— Если на слайде появится существительное ж.р.- хлопаем, а если существительное м.р.- приседаем. ( Слайд№8).

VI) Закрепление изученного

материала.

1) (Комментированное письмо).

— Вернемся к заданию, где у вас

возникла проблема. ( Слайд №3).

— Как правильно напишем слова: ночь, ключ, ложь.

— Какую работу выполняет мягкий

знак на конце имен существительных после шипящих?

2) (Самостоятельная работа).

— Работа по карточке.

— Проверьте. ( Слайды№9, 10).

— Почему в слове плащ на конце нет

ь?

— Почему в слове снегирь есть ь?

— Написание ь на конце всегда зависит от рода

существительного?

— А от чего зависит написание ь на конце существительного?

— А когда написание ь на конце всегда зависит от рода существительного?

— Лист самоконтроля.

Составьте и запишите предложение, используя слова по теме урока.

VII) Итог урока

— Когда у существительных, с шипящими на конце пишется ь?

— Лист самоконтроля.

-Домашнее задание.

Т_традь, п_льто, к_ньки,

к_ртоф_ль, в_р_бьи,

к_рабль, кр_стьяне,

в_скр_сенье.

1) Словарные слова;

2) пропущены безударные

гласные;

3) имена существительные;

4) в каждом слове мягкий

знак.

1) В ед. и во мн. числе;

2) одуш. и неодуш. имена

существительные;

3) ролью ь: — раздел. Ь;

— показатель

мягкости.

Лист самоконтроля

1.

Умею писать словарные слова без ошибок.

?

ноч – ночь

ключ – ключь

лож — ложь

— Да.

— По- разному.

— Не знаем.

— Не знаем, нужно ли писать ь на конце.

— Нужно ли писать на конце слов мягкий знак.

— Мягкий знак на конце слов.

Тема: Мягкий знак на конце имен

существительных после шипящих.

Рожь, глушь, ёж, врач,

ночь, лещ, вещь, камыш.

— Да, так как отвечают на

вопросы – кто? что?

— Да, [ ж, ш, ч, щ ] шипящие.

г

и

п

о

т

е

з

ы

1) Неодуш. сущ. — ь,

Одуш. сущ. – без ь.

( Но: камыш )

2) [ ч, щ ] – ь,

[ ж, ш ] – без ь. (Но: рожь)

3) ж.р.- ь, м.р.- без ь.

ж.р. м.р.

рожь ёж

глушь врач

ночь камыш

вещь лещ

У имен существительных

ж.р. на конце после

шипящих пишется ь, а на

конце существительных

м.р. нет.

Да:

1) имена существительные с шипящими на

конце должны быть в ед.ч.;

2) мягкий знак показывает, что имена

существительные ж.р..

— Имена существительные с шипящими на

конце в ед.ч..

Ёж, лещ, дичь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.

?

ноч – ночь

ключ – ключь

лож — ложь

— Ночь (ж.р.), ключ (м.р.), ложь (ж.р.).

— Он указывает, что существительное ж.р..

(карточка)

1) Подчеркни существительные с шипящими на конце.

Дочь, помощь, связь, прорубь, морковь, мелочь, печь, степь.

2) Вставь у существительных мягкий знак, где это необходимо. Укажи род.

Снегир_, туш_, рож_, молодёж_, плащ_.

— Плащ (м.р.)

— Мягкий знак выполняет другую работу – он показывает мягкость.

— Нет.

— От его работы.

— Когда на конце существительного в ед.ч. стоит шипящий.

Лист самоконтроля

2.

Умею находить существительные с шипящими на конце.

3.

Умею определять род у существительных.

Лист самоконтроля

4.

Понимание темы /________________/

5.

Какие трудности остались __________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Исаевой»

Открытый урок

по русскому языку

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

3 класс

Учитель: Гарбузова Ирина Игоревна

Г. Нефтеюганск

Задачи:

  1. углубить знания учащихся о функциях мягкого знака (на конце существительных после шипящих – ь – показатель женского рода);

  1. развивать умение сравнивать, делать выводы;

  1. воспитывать умение самоконтроля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here