Статья.DOC

Полозкова И.Ю. 233-175-310

Тема «Обобщение знаний о частях речи».

Цель: обобщить и систематизировать первоначальные знания учащихся о частях речи.

Задачи:

заложить основы представления об общности слов, относящихся к определенным частям речи;

показать роль слов каждой части речи;

обогащать активный словарь учащихся

Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждения.

Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится определять части речи, рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; научится писать: предложения со словами, обозначающими разные части речи; орфограммы в словарных словах.

Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: презентация, у учащихся « домики» с заданием, «тучки» светлые и темные для каждого ребенка для рефлексии.

Ход урока:

1.Мотивация к деятельности.

Урок русского языка.

Я тетрадь свою открою

И как надо положу, я, друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно не согнусь.

За работу я примусь.

( запись числа в тетрадях)

Ребята, скажите, отчего человек испытывает радость? (от хорошего настроения, от хороших результатов своей работы).

Какое слово нужно вставить, чтобы получилась пословица? (слайд №2)

Где ….., там и радость.

Как понимаете смысл пословицы? А как нам сегодня получить радость, удовлетворение? (хорошо поработать)

Запись пословицы. А можно назвать эту пословицу предложением? Почему? (слова связаны по смыслу, есть законченная мысль)

2. Формулирование темы и цели урока.

Какие слова называются однокоренными словами?

Подберите однокоренные слова к слову радость (слайд №3)

На какие группы можно разделить эти слова? Докажите (слайд №4 ,5)

Радость, радостный, радовать

Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (закреплять знания о частях речи)

3. Повторение и систематизирование ранее изученного материала.

Какая часть речи может о себе рассказать так?

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам (имя существительное)

Давайте вспомним, что вы знаете о имени существительном. (слайд №6)

Какая часть речи может так сказать о себе?

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь (имя прилагательное)

Что вы знаете о прилагательном? ( слайд №7)

Какая часть речи может так сказать?

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду, все в действие придет

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады и хлеб в полях растет (глагол)

Что знаете о глаголах? (слайд №8)

Я показываю картинки, а вы называете предмет, его признаки и действия (слайд №9 ,10 ,11)

Физ. минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружит и вьется.

Работа в парах. (слайд №12)

На партах листочки с рисунками домиков. Игра «Засели домики». Слова (сорока, шустрый, стрекочет, воробей, ворона, черная, болтливая, прыгает, каркает, корова, пестрая, жует, быстро) «расселить» в домики. Работаем в паре со своим соседом по парте, разрешается обсуждать, доказывать, помогать соседу.

Какие слова заселили в 1 домик? Почему?

Какие слова заселили во 2домик?

Какие слова заселили в 3 домик?

Какое слово не заселили? Почему? Оно будет жить в другом домике, т.к это другая часть речи- наречие, о которой мы узнаем позже.

Проверка. (слайд №13)

Что вы можете сказать о словах в первом столбике? (одушевленные, словарные слова с сочетанием оро).

Чему мы сейчас учились? (распределять слова на группы по частям речи).

Эти слова хоть и живут в разных домиках, но могут ходить друг к другу в гости.

Какие существительные могут идти в гости к прилагательным, чтобы получилось словосочетание сущ. + прил.?

А теперь существительные идут в гости к глаголам. Какие словосочетания могут получиться?

А теперь все части речи пойдут друг к другу в гости. Что может получиться? (предложения)

Составление предложений. Запись лучших предложений с комментированием у доски, стрелками указываем, как связаны слова в предложении (от одного слова к другому ставим вопрос, определяем какой частью речи является данное слово).

Выпишите из предложения: (слайд №14)

Старый пастух пригнал стадо на зеленый луг.

1ряд – существительные

2ряд – прилагательные

3ряд – глаголы.

4.Рефлексия урока. Какая была цель урока? (закрепить знания о частях речи) (слайд № 15)

Кто может сказать

Я знаю, что такое ….

Я умею (делить слова на группы)

Я нахожу (части речи в предложении)

? – у меня остались вопросы.

А теперь поднимите «тучки», которые вы выбираете в конце урока. Получили ли вы радость от своей работы?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here