Статья.DOC
Полозкова И.Ю. 233-175-310
Тема «Обобщение знаний о частях речи».
Цель: обобщить и систематизировать первоначальные знания учащихся о частях речи.
Задачи:
заложить основы представления об общности слов, относящихся к определенным частям речи;
показать роль слов каждой части речи;
обогащать активный словарь учащихся
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждения.
Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится определять части речи, рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; научится писать: предложения со словами, обозначающими разные части речи; орфограммы в словарных словах.
Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование: презентация, у учащихся « домики» с заданием, «тучки» светлые и темные для каждого ребенка для рефлексии.
Ход урока:
1.Мотивация к деятельности.
Урок русского языка.
Я тетрадь свою открою
И как надо положу, я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно не согнусь.
За работу я примусь.
( запись числа в тетрадях)
Ребята, скажите, отчего человек испытывает радость? (от хорошего настроения, от хороших результатов своей работы).
Какое слово нужно вставить, чтобы получилась пословица? (слайд №2)
Где ….., там и радость.
Как понимаете смысл пословицы? А как нам сегодня получить радость, удовлетворение? (хорошо поработать)
Запись пословицы. А можно назвать эту пословицу предложением? Почему? (слова связаны по смыслу, есть законченная мысль)
2. Формулирование темы и цели урока.
Какие слова называются однокоренными словами?
Подберите однокоренные слова к слову радость (слайд №3)
На какие группы можно разделить эти слова? Докажите (слайд №4 ,5)
Радость, радостный, радовать
Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (закреплять знания о частях речи)
3. Повторение и систематизирование ранее изученного материала.
Какая часть речи может о себе рассказать так?
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам (имя существительное)
Давайте вспомним, что вы знаете о имени существительном. (слайд №6)
Какая часть речи может так сказать о себе?
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь (имя прилагательное)
Что вы знаете о прилагательном? ( слайд №7)
Какая часть речи может так сказать?
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду, все в действие придет
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет (глагол)
Что знаете о глаголах? (слайд №8)
Я показываю картинки, а вы называете предмет, его признаки и действия (слайд №9 ,10 ,11)
Физ. минутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.
Работа в парах. (слайд №12)
На партах листочки с рисунками домиков. Игра «Засели домики». Слова (сорока, шустрый, стрекочет, воробей, ворона, черная, болтливая, прыгает, каркает, корова, пестрая, жует, быстро) «расселить» в домики. Работаем в паре со своим соседом по парте, разрешается обсуждать, доказывать, помогать соседу.
Какие слова заселили в 1 домик? Почему?
Какие слова заселили во 2домик?
Какие слова заселили в 3 домик?
Какое слово не заселили? Почему? Оно будет жить в другом домике, т.к это другая часть речи- наречие, о которой мы узнаем позже.
Проверка. (слайд №13)
Что вы можете сказать о словах в первом столбике? (одушевленные, словарные слова с сочетанием оро).
Чему мы сейчас учились? (распределять слова на группы по частям речи).
Эти слова хоть и живут в разных домиках, но могут ходить друг к другу в гости.
Какие существительные могут идти в гости к прилагательным, чтобы получилось словосочетание сущ. + прил.?
А теперь существительные идут в гости к глаголам. Какие словосочетания могут получиться?
А теперь все части речи пойдут друг к другу в гости. Что может получиться? (предложения)
Составление предложений. Запись лучших предложений с комментированием у доски, стрелками указываем, как связаны слова в предложении (от одного слова к другому ставим вопрос, определяем какой частью речи является данное слово).
Выпишите из предложения: (слайд №14)
Старый пастух пригнал стадо на зеленый луг.
1ряд – существительные
2ряд – прилагательные
3ряд – глаголы.
4.Рефлексия урока. Какая была цель урока? (закрепить знания о частях речи) (слайд № 15)
Кто может сказать
Я знаю, что такое ….
Я умею (делить слова на группы)
Я нахожу (части речи в предложении)
? – у меня остались вопросы.
А теперь поднимите «тучки», которые вы выбираете в конце урока. Получили ли вы радость от своей работы?