Бадртдинова Румия Адегамовна

Учитель начальных классов,

МБОУ «Бикбардинская основная

общеобразовательная школа»,

С. Бикбарда

Урок русского языка во 2 классе

в технологии деятельностного метода обучения («Школа 2100»)

Тема: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Цель: развитие умений обозначать звук [й’] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.

Задачи:

— актуализировать умения обозначать звук [й’] йотированными гласными

— создать условия для открытия учащимися нового способа действия, в частности, умения обозначать звук [й’] разделительным ь.

— развивать умение писать слова с разделительным ь, пользуясь алгоритмом.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

План урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Звучит на перемене песенка из мультфильма «Ужасно интересно…»

— Помогите мне закончить строчки стихотворения и тогда узнаете, что ждёт нас сегодня на уроке:

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.

— Как вы думаете, что ждёт нас сегодня на уроке? (Узнаем неизвестное, новое, постараемся понять, но для этого нужно приложить старание).

— Итак, вперёд, за новыми знаниями, узнавать неизвестное.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Но прежде чем узнавать новое, давайте повторим, что мы уже знаем.

— Прочитайте слова, найдите одинаковый звук в каждом столбике:

Йод ёлка поёт

Лайка ели поезд

Зайка яма пояс

Мой юла вьют

— Какой одинаковый звук вы услышали? (Звук [й’]).

Какими буквами на письме обозначен звук[й’] ? Сделайте вывод.

Учащиеся делают выводы:

(В первом столбике звук[й’] на письме обозначен буквой й,

Во втором столбике — буквами е, ё, ю, я в начале слова,

В третьем столбике буквами е, ё, ю, я после гласной).

— А знаете ли вы ребята, что по научному звук [й’] называют ЙОТ, а гласные для его обозначения йотированными. Назовите йотированные гласные (е, ё, ю, я)

— Найдите в третьем столбике лишнее слово — (вьют).

— Почему оно лишнее?

— Буква Ю стоит не после буквы гласного звука, а после Ь.

— А если убрать Ь, какое слово получится? (вют).

Сделайте вывод о работе Ь в этом слове.

(Разделительный Ь, указывает на звук [й’]).

— Назовите тему нашего урока. (Разделительный Ь).

_ А какую ещё работу выполняет мягкий знак в русском языке? (Указывает на мягкость согласного).

— Приведите примеры таких слов.

А сейчас я вам предлагаю выполнить задание на пробное действие в группах:

Прочитайте слова, вставьте, где нужно разделительный ь:

В_ЮГА, ЗАМЕТА_ЕТ, ДРУЗ_Я, ДУМА_ ЮТ.

— Обоснуйте свой ответ с помощью правила.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель предъявляет образец:

ВЬЮГА, ЗАМЕТАЕТ, ДРУЗЬЯ , ДУМАЮТ

Сравниваем с ответами детей, делаем вывод:

Если будут ошибки у нескольких групп, или разные ответы

Если выполнят правильно

— Какое задание мы выполняли?

— Какое затруднение у нас возникло? — Почему вы не смогли определить, где пишется Ь?

— Какое задание выполняли?

— Объясните с помощью правила, почему в одних словах написали букву Ь, а в других нет? Везде слышится звук [й’] .

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какую цель поставите?

(Узнать, когда нужно писать разделительный Ь. Научиться писать слова с разделительным Ь).

— Чтобы найти ответ на ваш вопрос, мы с вами проведём расследование, как настоящие детективы. Подойдём к решению проблемы логически. Сначала каждая пара выполнит задание, а потом мы сделаем общий вывод. Такой метод рассуждения называется по-научному МЕТОД ИНДУКЦИИ.

5. Реализация построенного проекта:

Прочитайте слова. Послушайте, есть ли звук [й’] ?

Какая буква на него указывает, предупреждает?

Понаблюдайте и сделайте вывод, между какими буквами пишется разделительный Ь.

(Задание на листочках, там же делают вывод):

СЕМЬЯ

ЗДОРОВЬЕ

ВОРОБЬИ

ВЬЮН

ШИТЬЁ

ВЫВОД правила :

Разделительный мягкий знак пишется после ______________ букв перед ___________________________________________________________ .

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Итак, какое правило, мы с вами вывели? Прочитайте хором.

Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, и, я.

Работа с карточкой помощницей. Дополните слова на карточке, так чтобы получилось правило.

Повернитесь друг к другу лицом и расскажите правило друг другу поочереди.

Внимание на слайд. Найдите ошибки в правиле:

Разделительный мягкий знак пишется после гласного перед согласным.

Разделительный мягкий знак пишется после гласного перед гласным.

Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед согласным.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Создание алгоритма действий:

Проверим, как работает наше правило. Какие действия будешь выполнять?

  • В_ЮГА

  • ЗАМЕТА_ЕТ

  • ДРУЗ_Я

  • ДУМА_ ЮТ

Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?

(Наличие звука [й’] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)

Что нужно сделать вначале, прежде чем писать слово? Давайте составим алгоритм наших действий по правилу:

АЛГОРИТМ

  1. _______________ слово.

  2. Определю место звука _______.

  3. После согл. перед гласн.?

ДА НЕТ

_________ __________

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний.

Замените предложение, одним словом. Запишите его на доске и на листочках.

  1. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. ВАРЕНЬЕ

  2. Кондитерское изделие из печёного теста. ПЕЧЕНЬЕ

  3. Женская одежда. ПЛАТЬЕ

  4. Сообщение, извещение о чём-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещённое для широкого ознакомления.

А ЭТО СЛОВО Я ЗАПИШУ САМА. ПОЧЕМУ? ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ЗАМЕТИЛИ? Кто догадался, какой будет тема следующего урока?)

Обозначьте орфограмму. Как она называется?

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Напомните тему урока.

— Какую цель ставили?

— Какое новое правило сформулировали?

— По какому алгоритму будете действовать?

— Оцените свою деятельность на уроке на доске объявлений. Приклейте стикер на то объявление, которое характеризует ваш результат на уроке:

  1. Я не понял правило написания Ь в словах. Помогите!

  2. Ура! Я понял правило написания Ь в словах и могу работать по алгоритму!

  3. Я понял правило написания Ь в словах и могу объяснить другим. Обращайтесь ко мне за помощью!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here