Бадртдинова Румия Адегамовна
Учитель начальных классов,
МБОУ «Бикбардинская основная
общеобразовательная школа»,
С. Бикбарда
Урок русского языка во 2 классе
в технологии деятельностного метода обучения («Школа 2100»)
Тема: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Цель: развитие умений обозначать звук [й’] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.
Задачи:
— актуализировать умения обозначать звук [й’] йотированными гласными
— создать условия для открытия учащимися нового способа действия, в частности, умения обозначать звук [й’] разделительным ь.
— развивать умение писать слова с разделительным ь, пользуясь алгоритмом.
Познавательные УУД
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
План урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Звучит на перемене песенка из мультфильма «Ужасно интересно…»
— Помогите мне закончить строчки стихотворения и тогда узнаете, что ждёт нас сегодня на уроке:
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
— Как вы думаете, что ждёт нас сегодня на уроке? (Узнаем неизвестное, новое, постараемся понять, но для этого нужно приложить старание).
— Итак, вперёд, за новыми знаниями, узнавать неизвестное.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
— Но прежде чем узнавать новое, давайте повторим, что мы уже знаем.
— Прочитайте слова, найдите одинаковый звук в каждом столбике:
Йод ёлка поёт
Лайка ели поезд
Зайка яма пояс
Мой юла вьют
— Какой одинаковый звук вы услышали? (Звук [й’]).
Какими буквами на письме обозначен звук[й’] ? Сделайте вывод.
Учащиеся делают выводы:
(В первом столбике звук[й’] на письме обозначен буквой й,
Во втором столбике — буквами е, ё, ю, я в начале слова,
В третьем столбике буквами е, ё, ю, я после гласной).
— А знаете ли вы ребята, что по научному звук [й’] называют ЙОТ, а гласные для его обозначения йотированными. Назовите йотированные гласные (е, ё, ю, я)
— Найдите в третьем столбике лишнее слово — (вьют).
— Почему оно лишнее?
— Буква Ю стоит не после буквы гласного звука, а после Ь.
— А если убрать Ь, какое слово получится? (вют).
— Сделайте вывод о работе Ь в этом слове.
(Разделительный Ь, указывает на звук [й’]).
— Назовите тему нашего урока. (Разделительный Ь).
_ А какую ещё работу выполняет мягкий знак в русском языке? (Указывает на мягкость согласного).
— Приведите примеры таких слов.
А сейчас я вам предлагаю выполнить задание на пробное действие в группах:
Прочитайте слова, вставьте, где нужно разделительный ь:
В_ЮГА, ЗАМЕТА_ЕТ, ДРУЗ_Я, ДУМА_ ЮТ.
— Обоснуйте свой ответ с помощью правила.
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель предъявляет образец:
ВЬЮГА, ЗАМЕТАЕТ, ДРУЗЬЯ , ДУМАЮТ
Сравниваем с ответами детей, делаем вывод:
Если выполнят правильно | |
— Какое задание мы выполняли? — Какое затруднение у нас возникло? — Почему вы не смогли определить, где пишется Ь?
| — Какое задание выполняли? — Объясните с помощью правила, почему в одних словах написали букву Ь, а в других нет? Везде слышится звук [й’] . |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Какую цель поставите?
(Узнать, когда нужно писать разделительный Ь. Научиться писать слова с разделительным Ь).
— Чтобы найти ответ на ваш вопрос, мы с вами проведём расследование, как настоящие детективы. Подойдём к решению проблемы логически. Сначала каждая пара выполнит задание, а потом мы сделаем общий вывод. Такой метод рассуждения называется по-научному МЕТОД ИНДУКЦИИ.
5. Реализация построенного проекта:
Прочитайте слова. Послушайте, есть ли звук [й’] ?
Какая буква на него указывает, предупреждает?
Понаблюдайте и сделайте вывод, между какими буквами пишется разделительный Ь.
(Задание на листочках, там же делают вывод):
СЕМЬЯ
ЗДОРОВЬЕ
ВОРОБЬИ
ВЬЮН
ШИТЬЁ
ВЫВОД правила :
Разделительный мягкий знак пишется после ______________ букв перед ___________________________________________________________ .
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Итак, какое правило, мы с вами вывели? Прочитайте хором.
Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, и, я.
Работа с карточкой помощницей. Дополните слова на карточке, так чтобы получилось правило.
Повернитесь друг к другу лицом и расскажите правило друг другу поочереди.
Внимание на слайд. Найдите ошибки в правиле:
Разделительный мягкий знак пишется после гласного перед согласным.
Разделительный мягкий знак пишется после гласного перед гласным.
Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед согласным.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Создание алгоритма действий:
Проверим, как работает наше правило. Какие действия будешь выполнять?
-
В_ЮГА
-
ЗАМЕТА_ЕТ
-
ДРУЗ_Я
-
ДУМА_ ЮТ
– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?
(Наличие звука [й’] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)
– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать слово? Давайте составим алгоритм наших действий по правилу:
АЛГОРИТМ
-
_______________ слово.
-
Определю место звука _______.
-
После согл. перед гласн.?
ДА НЕТ
_________ __________
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний.
Замените предложение, одним словом. Запишите его на доске и на листочках.
-
Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. ВАРЕНЬЕ
-
Кондитерское изделие из печёного теста. ПЕЧЕНЬЕ
-
Женская одежда. ПЛАТЬЕ
-
Сообщение, извещение о чём-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещённое для широкого ознакомления.
— А ЭТО СЛОВО Я ЗАПИШУ САМА. ПОЧЕМУ? ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ЗАМЕТИЛИ? Кто догадался, какой будет тема следующего урока?)
– Обозначьте орфограмму. Как она называется?
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Напомните тему урока.
— Какую цель ставили?
— Какое новое правило сформулировали?
— По какому алгоритму будете действовать?
— Оцените свою деятельность на уроке на доске объявлений. Приклейте стикер на то объявление, которое характеризует ваш результат на уроке:
-
Я не понял правило написания Ь в словах. Помогите!
-
Ура! Я понял правило написания Ь в словах и могу работать по алгоритму!
-
Я понял правило написания Ь в словах и могу объяснить другим. Обращайтесь ко мне за помощью!