Учитель: Федорцова Анжелика Николаевна

Место работы: БОУ г. Омска «СОШ №124»

Должность: учитель начальных классов

класс: 2 класс

предмет: Русский язык

раздел: Морфемика и словообразование (16 из 34)
тема: Образование слов с помощью приставки (1 урок)
комплект: Перспективная начальная школа

Планируемые результаты:

  • ЛР

  • развивать учебнопознавательный интерес к образованию слов;

  • осуществлять способность к самооценке;

  • МПР

  • РУУД принимать и сохранять учебную задачу;

  • ПУУД осуществлять анализ объектов;

  • КУУД уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

  • ПР

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, приставку;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

Ученик получит возможность научиться:

разбирать слова по составу;

оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Цель урока:

Л

  • формирование и развитие познавательного интереса к образованию слов;

МПР

  • вести совместную учебно-познавательную деятельность;

ПР

  • построение слов с помощью приставки;

  • выделение из общей группы слов с приставкой.

Цель урока:

формирование и развитие познавательного интереса к способам образования слов на основе сравнения и анализа с выделением существенных признаков, в ходе совместной учебно-познавательной деятельности.

Технологическая карта процесса достижения планируемых результатов

Этап урока

Планируемые результаты

Взаимодействие в образовательном процессе

Результат

Действия педагога

Действия обучающихся

1. Организационный момент

(Самоопределение к деятельности)

ЛУУД

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Звенит звонок, начинается урок.

Всё ли готово у нас к уроку

(Слайд 4)

Прочитайте стихотворение.

(Слайд 5)

Почему необходимо всё приготовить к уроку?

Покажите с помощью светофора свою готовность к уроку.

Один из учеников читает стихотворение.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Ученики отвечают, почему нужно всё приготовить к уроку.

Ученики проверяют готовность к уроку.

Оценивают свою готовность к уроку с помощью светофора.

Красный – не готов

Жёлтый – не всё в порядке.

Зелёный – готов к уроку.

Включение в работу на личностно-значимом уровне.

Умение оценивать, готовность к предстоящей деятельности

2. Актуализация знаний, мотивация

Метапредметные УУД

ПУУД

Осуществлять анализ слов с выделением существенного признака

(однокоренные родственные слова)

Предметные УУД

Находить в словах корень слова

Осознавать необходимость получения новых знаний

Повторяем как работать в паре.

(слайд 6)

Повторяем то, что знаем.

Ученики отвечают на вопросы

(Слайд 7)

Распределяют роли, берут билет для ответа, готовятся, дают сигнал о готовности к ответу.

(Слайд 8)

Прочитайте слова.

На какие группы вы разделили бы данные слова?

А какие слова мы можем назвать родственными, однокоренными?

Прочитайте задание №3.

Что такое корень?

Как вы думаете, если нам дали такое задание, какое деление на группы нам нужно использовать сегодня?

Выполняйте задание в паре с соседом по парте. Не забудьте выделить корень слов.

Проверка задания:

(слайд 9)

Ученики читают задания:

  • На прошлых уроках мы учились образовывать ….

  • Узнали, что слово состоит из ….

  • Проверим наши знания!

Распределяют роли:

кто берёт билет, подготавливают ответ, кто отвечает. Ученики выслушивают ответ и сигнализируют о правильности ответа.

Ученики читают задание.

Прочитайте.

Холодок, походка, печка, свечка,

Птичка, сырок, уголок.
На какие группы можно разделить данные слова?

Дети предлагают разные классификации. Например:

— слова ж. р и м. р

— длинные и короткие;

— образовались с помощью суффиксов К и ОК

Дети читают последнее задание:

Разберите слова по составу.

Выполняют задание.

Проверяют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.

Формулируют своё затруднение (недостаточность знаний)

ПОХОДКА – лишнее слово не знаем как разобрать по составу. Что такое поход. Подбирают родственные слова : ход, ходули, поход, ходить

Проверка задания:

(слайд 9) дети сверяют свои работы с образцом

Умение анализировать данные слова, выделяя при этом существенный признак.

Знание способа классификации слов по общему признаку.

Умение сохранять учебную задачу на данном этапе урока.

Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнёром.

3. Введение нового понятия

Метапредметные

РУУД

Строить речевые высказывания в устной форме

КУУД

уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Предметные УУД

находить корень в сложных словах;

применять правила правописания сложных слов.

Давайте посмотрим, из каких частей состоит слово

походка

(слайд 10)

Вы выдвигали разные предположения о том, как называется часть слова перед корнем? А где можно узнать истину? Как же она называются?

Давайте обратимся к учебнику на страницы 60 и посмотрим, как же называется эта часть слова.

(слайд 10)

Работа со словарём (индивидуальная работа)

Оно состоит из корня, окончания, суффикса и ,,,,

Дети предполагают, как назвать эту часть слова

Нужно обратиться к учебнику и посмотреть, как эти слова называются.

Можно посмотреть в словаре.

Выбирают пару работающую со словарём.

Учатся строить свои высказывания в устной форме.

Учатся договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Формулируют правило, опираясь на учебник.

4. Постановка учебной задачи

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу.

Видеть проблемную ситуацию.

В сотрудничестве с учителем получит возможность научиться

ставить цель урока.

Познавательные УУД

формировать познавательный интерес к образованию сложных слов.

Анализировать объекты с выделением существенных признаков.

Все ли справились с работой?

Почему у некоторых учеников не получилось разобрать по составу слово ПОХОДКА?

Давайте внимательно посмотрим на слова, проговорим корень в каждом слове. Выделим его.

Какие проблемы возникли при выполнении этого задания?

Раньше нам всегда встречались слова из 1 корня. А сегодня встретилось СТРАННОЕ СЛОВО и непонятно, сколько у него корней.

Разве бывают такие слова из 2-х корней?

Какую цель мы сегодня себе поставим на уроке?

(слайд 11)

Дети высказывают свои мнения по поводу деления слов на группы.

Объявляют о затруднении.

Ученики объясняют почему они не смогли разобрать по составу слово ПОХОДКА.

Дети смогли выделить корень, суффикс, окончание, основу слова.

Ученики объявляют о затруднении.

Как выделить приставку они не знают.

Приходят к выводу, что

Нам необходимо сегодня узнать: как называется часть слова, которая стоит перед корнем.

(слайд 11)

Дети записывают в тетрадях дату, тему урока.

Нахождение в словах корня слова.

Определение границ знания и незнания.

В сотрудничестве с учителем получит возможность ставить цель урока.

5 Минутка отдыха

Личностные УУД

учебно-познавательный интерес к части слова – приставка.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться с одноклассниками

Пора отдохнуть. Можно прилечь на парту, помолчать, потянуться и проснуться. Встанем около парты и внимательно выслушаем задание.

Помогите Маше и Мише собрать рассыпанные приставки. Анишит Йокоповна спрятала в классе новую часть слова, которую вы изучаете. Постарайтесь собрать все приставки. Те, кто найдёт приставку – вставайте у доски.

Дети отдыхают, потом включаются в сбор приставок по кабинету. Выстраиваются у доски.

Объявляют найденную приставку и садятся на своё место.

(слайд 12)

На доске появляются различные приставки русского языка. Дети их проговаривают и стараются запомнить.

6. Решение учебной задачи

Личностные УУД

учебно-познавательный интерес к способу образования сложных слов и употреблению их в речи

Метапредметные УУД

РУУД принимать и сохранять учебную задачу;

Предметные УУД

находить корень в сложных словах;

образовывать сложные слова;

применять правила правописания сложных слов.

Как мы будем называть часть слова перед корнем?

(Слайд 13)

Давайте попробуем применить эти правила.

(слайд 14)

С помощью данных приставок попробуйте составить новые слова.

Работать будете в паре.

Вы вместе образуете новые слова.

Записывать словосочетания будете в тетрадь в столбик.

Проверьте написание словосочетаний друг у друга.

Учитель ещё раз обращает внимание на способ образования слов.

Заостряет внимание детей на том, что приставка – словообразующая часть слова.

Проверим выполнение работы сигналами светофора.

(Если зелёный – учитель благодарит за работу, если жёлтый и красный – выясняет причины возникших проблем)

(Слайд 15)

Приставка – часть слова, стоящая перед корнем. С помощью приставки образуются новые слова.

Выслушивают задание

Записывают полученные словосочетания в тетради в столбик.

Повторяют правила записи слов в столбик.

Дети проверяют работы друг у друга.

Показывают сигнал по результатам работы.

Формулируют правило, опираясь на учебник.

Учатся строить свои высказывания в устной форме.

Учатся договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Учитывают правило.

Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

6. Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Предметные УУД

Умение применять правило образования сложных слов

Покажите письменно, как образовалось слово:

ПОХОДКА

Учитель предлагает найти в обратном словаре заданные слова.

Предлагает ещё раз проговорить правило.

(Слайд 16)

Учащиеся объясняют, как образовалось слово, записывают в тетрадь..

Выполняют работу со словарём

У №3, с. 59 упр. 64

У.№ 2, с.

Умение применять правило образования слов с помощью приставки.

7. Минутка отдыха

Личностные УУД

Развитие мелкой моторики, координация движений

Учитель предлагает выполнять по образцу определённые упражнения на развитие мозга, моторики, координации движений. (слайд 17)

Учащиеся т выполняют по образцу определённые упражнения на развитие мозга, моторики, координации движений.

Умение выполнять по образцу определённые упражнения.

8. Обобщение усвоенного знания об образовании слов с помощью приставок

Метапредметные

РУУД

Умение принимать и сохранять учебную задачу

Строить речевые высказывания в устной форме

Предметные УУД

Умение применять правило образования слов с помощью приставки

(слайд 18)Ещё раз повторяем тему урока, проговариваем цели урока, сверяем всё ли отработано, что запланировано.

Не отработана цель Как отличить приставку от других частей слова:

Как найти в слове приставку?

  • С чего начнём поиск приставки?

  • Где в слове находится приставка?

  • Во всех ли словах есть приставка?

  • Как обозначают приставку на письме?

подснежники

снежок

снеговик

Учащиеся вновь проговаривают цели урока, выясняют, что не отработали цель: Как отличить приставку от других частей слова:

Отвечают на вопросы, задают свои вопросы.

Обращают внимание на порядок разбора слова!!!

Нельзя начинать разбор слова с выделения приставки!!!

подснежники

снежок

снеговик

далее дети выполняют дифференцированную самостоятельную работу.

Разбор слов по составу.

Подсказка, пограничник, пригородный, посадки, растопка, подснежник, покупатель, подводник, намордник, проезд.

Выпишите из данного текста слова с приставкой.

Выделите приставку в этих словах.

Заиграла музыка. Звуки полетели по залу. Они пробежали по клавишам, подпрыгнули и

закружились. Мелодия унесла нас в прекрасную страну. Оркестр замолчал. Звуки растаяли. Всё стихло.

Умение принимать и сохранять учебную задачу

Строить речевые высказывания в устной

8. Оценка

РУУД

Уметь осуществлять контроль по результату

Оценивать правильность

Выполнения своих действий на уроке.

Прошу вас проверить выполненную работу.

Учитель вызывает по 1 ученику к доске, дети выполняют разбор.

Учащиеся проверяют свою работу, сверяют с образцом. Выставляют себе оценку на полях.

Уметь осуществлять контроль по результату

Оценивать правильность

Выполнения своих действий на урок

9. Итог занятия.

Рефлексия деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Ответьте на вопросы.

С помощью светофора покажите, какое у вас настроение в конце урока.

Красный – ничего на уроке не узнали

Жёлтый – узнали новое, но плохо поняли.

Зелёный – я узнал новое и научился образовывать сложные слова.

Чему я научился(ась)?

Что хорошо запомнил(а)?

Что нужно повторить?

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои действия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here