Учитель: Федорцова Анжелика Николаевна
Место работы: БОУ г. Омска «СОШ №124»
Должность: учитель начальных классов
класс: 2 класс
предмет: Русский язык
раздел: Морфемика и словообразование (16 из 34)
тема: Образование слов с помощью приставки (1 урок)
комплект: Перспективная начальная школа
Планируемые результаты:
-
ЛР
-
развивать учебно—познавательный интерес к образованию слов;
-
осуществлять способность к самооценке;
-
МПР
-
РУУД принимать и сохранять учебную задачу;
-
ПУУД осуществлять анализ объектов;
-
КУУД уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;
-
ПР
-
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, приставку;
-
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Ученик получит возможность научиться:
разбирать слова по составу;
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Цель урока:
Л
-
формирование и развитие познавательного интереса к образованию слов;
МПР
-
вести совместную учебно-познавательную деятельность;
ПР
-
построение слов с помощью приставки;
-
выделение из общей группы слов с приставкой.
Цель урока:
формирование и развитие познавательного интереса к способам образования слов на основе сравнения и анализа с выделением существенных признаков, в ходе совместной учебно-познавательной деятельности.
Технологическая карта процесса достижения планируемых результатов
Планируемые результаты | Взаимодействие в образовательном процессе | Результат | ||
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1. Организационный момент (Самоопределение к деятельности)
| ЛУУД Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Звенит звонок, начинается урок. Всё ли готово у нас к уроку (Слайд 4) Прочитайте стихотворение. (Слайд 5) Почему необходимо всё приготовить к уроку?
Покажите с помощью светофора свою готовность к уроку. | Один из учеников читает стихотворение. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Ученики отвечают, почему нужно всё приготовить к уроку. Ученики проверяют готовность к уроку. Оценивают свою готовность к уроку с помощью светофора. Красный – не готов Жёлтый – не всё в порядке. Зелёный – готов к уроку.
| Включение в работу на личностно-значимом уровне.
Умение оценивать, готовность к предстоящей деятельности |
2. Актуализация знаний, мотивация | Метапредметные УУД ПУУД Осуществлять анализ слов с выделением существенного признака (однокоренные родственные слова)
Предметные УУД Находить в словах корень слова Осознавать необходимость получения новых знаний | Повторяем как работать в паре. (слайд 6) Повторяем то, что знаем. Ученики отвечают на вопросы (Слайд 7) Распределяют роли, берут билет для ответа, готовятся, дают сигнал о готовности к ответу.
(Слайд 8) Прочитайте слова. На какие группы вы разделили бы данные слова?
А какие слова мы можем назвать родственными, однокоренными?
Прочитайте задание №3.
Что такое корень? Как вы думаете, если нам дали такое задание, какое деление на группы нам нужно использовать сегодня?
Выполняйте задание в паре с соседом по парте. Не забудьте выделить корень слов. Проверка задания: (слайд 9)
| Ученики читают задания:
Распределяют роли: кто берёт билет, подготавливают ответ, кто отвечает. Ученики выслушивают ответ и сигнализируют о правильности ответа. Ученики читают задание. Прочитайте. Холодок, походка, печка, свечка, Птичка, сырок, уголок. Дети предлагают разные классификации. Например: — слова ж. р и м. р — длинные и короткие; — образовались с помощью суффиксов К и ОК Дети читают последнее задание: Разберите слова по составу. Выполняют задание. Проверяют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью. Формулируют своё затруднение (недостаточность знаний) ПОХОДКА – лишнее слово не знаем как разобрать по составу. Что такое поход. Подбирают родственные слова : ход, ходули, поход, ходить Проверка задания: (слайд 9) дети сверяют свои работы с образцом | Умение анализировать данные слова, выделяя при этом существенный признак.
Знание способа классификации слов по общему признаку.
Умение сохранять учебную задачу на данном этапе урока.
Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнёром. |
3. Введение нового понятия | Метапредметные РУУД Строить речевые высказывания в устной форме КУУД уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
Предметные УУД
находить корень в сложных словах;
применять правила правописания сложных слов. | Давайте посмотрим, из каких частей состоит слово походка (слайд 10) Вы выдвигали разные предположения о том, как называется часть слова перед корнем? А где можно узнать истину? Как же она называются?
Давайте обратимся к учебнику на страницы 60 и посмотрим, как же называется эта часть слова. (слайд 10) Работа со словарём (индивидуальная работа) | Оно состоит из корня, окончания, суффикса и ,,,,
Дети предполагают, как назвать эту часть слова Нужно обратиться к учебнику и посмотреть, как эти слова называются.
Можно посмотреть в словаре. Выбирают пару работающую со словарём. | Учатся строить свои высказывания в устной форме.
Учатся договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
Формулируют правило, опираясь на учебник.
|
4. Постановка учебной задачи | Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Видеть проблемную ситуацию.
В сотрудничестве с учителем получит возможность научиться ставить цель урока.
Познавательные УУД формировать познавательный интерес к образованию сложных слов.
Анализировать объекты с выделением существенных признаков. | Все ли справились с работой? Почему у некоторых учеников не получилось разобрать по составу слово ПОХОДКА?
Давайте внимательно посмотрим на слова, проговорим корень в каждом слове. Выделим его.
Какие проблемы возникли при выполнении этого задания? Раньше нам всегда встречались слова из 1 корня. А сегодня встретилось СТРАННОЕ СЛОВО и непонятно, сколько у него корней. Разве бывают такие слова из 2-х корней? Какую цель мы сегодня себе поставим на уроке? (слайд 11)
| Дети высказывают свои мнения по поводу деления слов на группы. Объявляют о затруднении. Ученики объясняют почему они не смогли разобрать по составу слово ПОХОДКА. Дети смогли выделить корень, суффикс, окончание, основу слова. Ученики объявляют о затруднении. Как выделить приставку они не знают.
Приходят к выводу, что
Нам необходимо сегодня узнать: как называется часть слова, которая стоит перед корнем. (слайд 11) Дети записывают в тетрадях дату, тему урока. | Нахождение в словах корня слова. Определение границ знания и незнания.
В сотрудничестве с учителем получит возможность ставить цель урока. |
5 Минутка отдыха | Личностные УУД учебно-познавательный интерес к части слова – приставка. Коммуникативные УУД Умение договариваться с одноклассниками | Пора отдохнуть. Можно прилечь на парту, помолчать, потянуться и проснуться. Встанем около парты и внимательно выслушаем задание. Помогите Маше и Мише собрать рассыпанные приставки. Анишит Йокоповна спрятала в классе новую часть слова, которую вы изучаете. Постарайтесь собрать все приставки. Те, кто найдёт приставку – вставайте у доски. | Дети отдыхают, потом включаются в сбор приставок по кабинету. Выстраиваются у доски. Объявляют найденную приставку и садятся на своё место. (слайд 12) | На доске появляются различные приставки русского языка. Дети их проговаривают и стараются запомнить. |
6. Решение учебной задачи | Личностные УУД учебно-познавательный интерес к способу образования сложных слов и употреблению их в речи
Метапредметные УУД РУУД принимать и сохранять учебную задачу;
Предметные УУД находить корень в сложных словах; образовывать сложные слова; применять правила правописания сложных слов.
| Как мы будем называть часть слова перед корнем? (Слайд 13) Давайте попробуем применить эти правила. (слайд 14)
С помощью данных приставок попробуйте составить новые слова. Работать будете в паре. Вы вместе образуете новые слова. Записывать словосочетания будете в тетрадь в столбик.
Проверьте написание словосочетаний друг у друга.
Учитель ещё раз обращает внимание на способ образования слов. Заостряет внимание детей на том, что приставка – словообразующая часть слова. Проверим выполнение работы сигналами светофора. (Если зелёный – учитель благодарит за работу, если жёлтый и красный – выясняет причины возникших проблем) (Слайд 15) | Приставка – часть слова, стоящая перед корнем. С помощью приставки образуются новые слова.
Выслушивают задание
Записывают полученные словосочетания в тетради в столбик.
Повторяют правила записи слов в столбик. Дети проверяют работы друг у друга. Показывают сигнал по результатам работы. | Формулируют правило, опираясь на учебник.
Учатся строить свои высказывания в устной форме.
Учатся договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Учитывают правило.
Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
|
6. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) | Предметные УУД Умение применять правило образования сложных слов | Покажите письменно, как образовалось слово: ПОХОДКА Учитель предлагает найти в обратном словаре заданные слова. Предлагает ещё раз проговорить правило.
(Слайд 16)
| Учащиеся объясняют, как образовалось слово, записывают в тетрадь.. Выполняют работу со словарём У №3, с. 59 упр. 64 У.№ 2, с.
| Умение применять правило образования слов с помощью приставки. |
7. Минутка отдыха | Личностные УУД Развитие мелкой моторики, координация движений | Учитель предлагает выполнять по образцу определённые упражнения на развитие мозга, моторики, координации движений. (слайд 17) | Учащиеся т выполняют по образцу определённые упражнения на развитие мозга, моторики, координации движений. | Умение выполнять по образцу определённые упражнения. |
8. Обобщение усвоенного знания об образовании слов с помощью приставок | Метапредметные РУУД Умение принимать и сохранять учебную задачу
Строить речевые высказывания в устной форме Предметные УУД Умение применять правило образования слов с помощью приставки | (слайд 18)Ещё раз повторяем тему урока, проговариваем цели урока, сверяем всё ли отработано, что запланировано. Не отработана цель Как отличить приставку от других частей слова: Как найти в слове приставку?
подснежники снежок снеговик
| Учащиеся вновь проговаривают цели урока, выясняют, что не отработали цель: Как отличить приставку от других частей слова: Отвечают на вопросы, задают свои вопросы. Обращают внимание на порядок разбора слова!!! Нельзя начинать разбор слова с выделения приставки!!! подснежники снежок снеговик далее дети выполняют дифференцированную самостоятельную работу. Разбор слов по составу.
Подсказка, пограничник, пригородный, посадки, растопка, подснежник, покупатель, подводник, намордник, проезд.
Выпишите из данного текста слова с приставкой. Выделите приставку в этих словах. Заиграла музыка. Звуки полетели по залу. Они пробежали по клавишам, подпрыгнули и закружились. Мелодия унесла нас в прекрасную страну. Оркестр замолчал. Звуки растаяли. Всё стихло. | Умение принимать и сохранять учебную задачу
Строить речевые высказывания в устной |
8. Оценка | РУУД Уметь осуществлять контроль по результату Оценивать правильность Выполнения своих действий на уроке. | Прошу вас проверить выполненную работу. Учитель вызывает по 1 ученику к доске, дети выполняют разбор. | Учащиеся проверяют свою работу, сверяют с образцом. Выставляют себе оценку на полях. | Уметь осуществлять контроль по результату Оценивать правильность Выполнения своих действий на урок |
9. Итог занятия. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. | Ответьте на вопросы.
С помощью светофора покажите, какое у вас настроение в конце урока. Красный – ничего на уроке не узнали Жёлтый – узнали новое, но плохо поняли. Зелёный – я узнал новое и научился образовывать сложные слова. | Чему я научился(ась)? Что хорошо запомнил(а)? Что нужно повторить? | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои действия. |