Русский язык (2 класс)
Тема: Обобщение знаний о частях речи.
Праздник с запахом мимоз.
Форма урока: урок-тренинг.
Цель урока: формирование целостного представления о частях речи.
Задачи:
1. Отрабатывать умения определять части речи и указывать их грамматические признаки.
2. Развивать познавательную активность и интерес к предмету; коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
3. Воспитывать чуткое, отзывчивое, доброе отношение к матери.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ещё метут метели, Последние, усталые,
Ещё лежат снега, Капризные морозы.
Ещё не прилетели И рады мы сердечно,
К нам журавли пока. Коль в мартовский денёк
Но пахнут снегом талым Случайно заглянули
И жёлтою мимозой. Вы к нам на наш урок.
II. Минутка чистописания.
— Определите последовательность букв в этом ряду:
Н
Мма Мам Мма Мам
а экране:
(В этом ряду три буквы составляют ячейки: заглавная М, строчная м, строчная а. Буква а в каждой ячейке меняет своё место. Сначала она находится после заглавной и строчной м, а затем между ними.)
— Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.
III. Актуализация знаний.
— Назовите одним словом:
1. Назовите число, следующее за числом 7. (Восемь.)
2. Как называется геометрическая фигура, у которой 8 вершин, 8 углов и 8
сторон? (Восьмиугольник.)
3. Продолжите по аналогии: группа из 3х человек – тройка, из 5ти человек –
пятёрка, из 8ми – … (Восьмёрка.)
На экране поочерёдно появляются слова:
восемь
восьмиугольник
восьмёрка
— Какое слово лишнее и почему?
(Восемь – числительное; восьмиугольник,
восьмёрка – существительные.)
В тетрадь записывается слово – восемь.
1. Четыре недели – это … (Месяц.)
2. Назовите третий месяц года. (Март.)
3. Южная акация с жёлтыми цветками. (Мимоза.)
На экране поочерёдно появляются слова:
месяц
март
мимоза
— Какое слово лишнее и почему?
(Мимоза – сущ. ж. рода; месяц, март – сущ. м. рода.
Март – имеет форму только ед. числа; месяц, мимоза –
имеют форму ед. и мн. числа.)
В тетрадь записывается слово – март.
1. Бабушкина дочь – это … (Мама.)
2. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт. (Весна.)
3. Этим качеством обладает каждая любящая дитя мама. (Доброта.)
На экране поочерёдно появляются слова:
мама
весна
доброта
— Какое слово лишнее и почему?
(Доброта – имеет форму только ед. числа; весна, мама –
имеют форму ед. и мн. числа.
Мама – одуш. сущ.; весна и доброта – неодуш. сущ.)
В тетрадь записывается слово – мама.
В тетради: восемь, март, мама.
— Как эти слова связаны по смыслу? (Восьмого марта мы отмечаем праздник мам – Международный Женский день.)
IV. Целевая установка.
— На сегодняшнем уроке, мы повторим всё, что знаем об изученных частях речи, постараемся порадовать всех знаниями по русскому языку, и накануне Международного Женского дня – 8 Марта, поговорим о маме, и подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение.
V. Закрепление пройденного материала.
1
В марте с первого числа
Начинается весна.
Женский день – Восьмое марта
Отмечает вся страна.
. На экране:
— Сколько предложений в стихотворении? Спишите первое предложение и разберите его по частям речи. Назовите имена существительные. (В марте, числа, весна.)
Работа в группах
— Расскажите всё о данном имени существительном. (Работа в тетрадях.)
1гр.: В марте3 – сущ., н. ф. – март, неодуш., нариц., м. р., в ед. ч.
2 гр.: С числа3 — сущ., н. ф. – число, неодуш., нариц., ср. р., в ед. ч.
3 гр.: Весна3 — сущ., н. ф. – весна, неодуш., нариц., ж. р., в ед. ч.
Проверка: заслушивается ответ одного ученика от каждой группы.
— Обобщим наши знания об имени существительном по схеме.
-
Что такое имя существительное?
-
Какие бывают существительные?
-
Назовите грамматические признаки имени существительного.
(Имя сущ. имеет род: мужской, женский, средний и изменяется по числам.)
На экране:
Имя существительное
обозначает
отвечает
на вопросы
бывает
имеет
изменяется
2. -Назовите качества присущие мамам.
На экране: ласка, любовь,нежность, доброта, мудрость
— Образуйте от данных существительных образуйте имена прилагательные.
Запишите 2 любые прилагательные с существительным мама. Определите число и род имён прилагательных. Выделите окончания.
В тетради: Мама (какая?) ласковая, любимая – ед.ч., ж. р.
— Какие окончания имеют прилагательные в женском роде в И. п.?
— Послушайте текст. (Грамзапись на фоне музыкального сопровождения.)
Самое прекрасное слово на земле – мама.
Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её нежный и мудрый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. (по З. Воскресенской.)
— Как можно озаглавить текст? О каком чувстве к маме идёт речь в этом тексте?
Работа в парах
— Из предложений выпишите словосочетания (СУЩ + ПРИЛ). Определите число и род имён прилагательных. Выделите окончания.
На экране поочерёдно:
У мамы самые добр… и ласков…
руки, они всё умеют.
У мамы самые добрые и ласковые
руки, они всё умеют.
У мамы самое верное и чуткое
сердце – в нём никогда не гаснет любовь.
У мамы самое верн… и чутк…
сердце – в нём никогда не гаснет любовь.
Тебе всегда нужна мать, её ласка,
её нежн … и мудр … взгляд.
Тебе всегда нужна мать, её ласка,
её нежный и мудрый взгляд.
В тетрадях:
Руки (какие?) добрые, ласковые – мн. ч.
Сердце (какое?) верное, чуткое – ед. ч., ср. р.
Взгляд (какой?) нежный, мудрый – ед. ч., м. р.
-Обобщим наши знания об имени прилагательном по схеме.
-
Что такое имя прилагательное?
(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.)
-
Какие грамматические признаки имён прилагательных вы знаете?
(Имя прилагательное изменяется по числам, а в ед. числе по родам.)
-
С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
(Имя прилагательное всегда связано с именем существительным.)
-
Как определить род прилагательного?
(Какого рода имя существительное, такого же рода имя прилагательное.)
На экране: Имя прилагательное
обозначает
отвечает на вопросы
изменяется
3. Учитель читает рассказ В. Сухомлинского «Семь дочерей».
Семь дочерей
Было у матери семь дочек и один сын. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвёртая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
— Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр? Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво? Мама любит вас, заботится о вас, а что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
— Посмотрите на экран.
Н
спит устала
играть не стала
не завожу
уселась сижу
а экране: Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу. (Е. Благинина.)
— Прочитайте слова. Что объединяет данную группу слов? (Все слова – глаголы.) Из какого стихотворения эти глаголы?
— Какой глагол лишний? Почему? (Играть – стоит в неопр. форме.)
— В каком числе стоят глаголы? Определите время глаголов.
— Обобщим наши знания о глаголе по схеме:
-
Охарактеризуйте глагол как часть речи.
(Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать?
что сделать? и т. д. и обозначает действия предметов.)
-
Назовите известные вам грамматические признаки глагола.
(Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в единственном и
множественном числе. Глаголы изменяются по временам. Они могут
быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.)
Глагол
обозначает
отвечает на вопросы
изменяется
VI. Письмо по памяти.
На экране: Цветок, на лепестках написаны слова. Задание: собрать из лепестков цветка пословицу.
Н
М . теринск… ласка к . нца не_знает.
а экране:
-Объясните смысл пословицы. А какие пословицы и поговорки о маме
знаете вы?
— Запишем эту пословицу по памяти.
-
Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.
-
Найдите и объясните орфограммы. (На экране появляются пропущенные орфограммы.)
Ма теринская ласка конца не_знает.
-
Прочитайте хором орфографически.
-
Беззвучно проговорите орфографически, не глядя на экран.
-
Ещё раз прочитайте пословицу на экране.
-
Запишите пословицу в тетрадях. (Экран закрыт.)
-
Проверка написанного. (Экран открыт.)
— Выделите грамматическую основу предложения. Назовите оставшиеся части речи.
На экране: Каждый лепесток цветка закрывается соответствующим лепестком, обозначающим часть речи.
VII. Итог урока.
-Какая часть речи лишняя? Почему? (Частица, потому что это служебная часть речи, а имя существительное, имя прилагательное и глагол – это самостоятельные части речи.)
— Что общего у самостоятельных частей речи? (Самостоятельные части речи отвечают на вопрос, имеют грамматические признаки и лексическое значение.)
VIII. Творческая работа.
— Так как наш урок посвящён празднику всех мам, то я думаю, пришло время каждому из вас объясниться в любви своей маме. Ваша творческая работа будет начинаться с предложений, записанных на экране.
Н
Я очень люблю свою маму.
а экране:
— Придумайте и запишите 2-3 предложения о том, какая ваша мама. Составьте предложение – пожелание маме в день Восьмое марта.
Дети записывают предложения. 2-3 работы зачитываются вслух.
IX. Домашнее задание. Поздравить своих мам с праздником.