Русский язык (2 класс)

Тема: Обобщение знаний о частях речи.

Праздник с запахом мимоз.

Форма урока: урок-тренинг.

Цель урока: формирование целостного представления о частях речи.

Задачи:

1. Отрабатывать умения определять части речи и указывать их грамматические признаки.

2. Развивать познавательную активность и интерес к предмету; коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

3. Воспитывать чуткое, отзывчивое, доброе отношение к матери.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ещё метут метели, Последние, усталые,

Ещё лежат снега, Капризные морозы.

Ещё не прилетели И рады мы сердечно,

К нам журавли пока. Коль в мартовский денёк

Но пахнут снегом талым Случайно заглянули

И жёлтою мимозой. Вы к нам на наш урок.

II. Минутка чистописания.

— Определите последовательность букв в этом ряду:

Н

Мма Мам Мма Мам

а экране:

(В этом ряду три буквы составляют ячейки: заглавная М, строчная м, строчная а. Буква а в каждой ячейке меняет своё место. Сначала она находится после заглавной и строчной м, а затем между ними.)

— Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.

III. Актуализация знаний.

— Назовите одним словом:

1. Назовите число, следующее за числом 7. (Восемь.)

2. Как называется геометрическая фигура, у которой 8 вершин, 8 углов и 8

сторон? (Восьмиугольник.)

3. Продолжите по аналогии: группа из 3х человек – тройка, из 5ти человек –

пятёрка, из 8ми – … (Восьмёрка.)

На экране поочерёдно появляются слова:

восемь

восьмиугольник

восьмёрка

— Какое слово лишнее и почему?

(Восемь – числительное; восьмиугольник,

восьмёрка – существительные.)

В тетрадь записывается слово – восемь.

1. Четыре недели – это … (Месяц.)

2. Назовите третий месяц года. (Март.)

3. Южная акация с жёлтыми цветками. (Мимоза.)

На экране поочерёдно появляются слова:

месяц

март

мимоза

— Какое слово лишнее и почему?

(Мимоза – сущ. ж. рода; месяц, март – сущ. м. рода.

Март – имеет форму только ед. числа; месяц, мимоза –

имеют форму ед. и мн. числа.)

В тетрадь записывается слово – март.

1. Бабушкина дочь – это … (Мама.)

2. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт. (Весна.)

3. Этим качеством обладает каждая любящая дитя мама. (Доброта.)

На экране поочерёдно появляются слова:

мама

весна

доброта

— Какое слово лишнее и почему?

(Доброта – имеет форму только ед. числа; весна, мама –

имеют форму ед. и мн. числа.

Мама – одуш. сущ.; весна и доброта – неодуш. сущ.)

В тетрадь записывается слово – мама.

В тетради: восемь, март, мама.

— Как эти слова связаны по смыслу? (Восьмого марта мы отмечаем праздник мам – Международный Женский день.)

IV. Целевая установка.

— На сегодняшнем уроке, мы повторим всё, что знаем об изученных частях речи, постараемся порадовать всех знаниями по русскому языку, и накануне Международного Женского дня – 8 Марта, поговорим о маме, и подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение.

V. Закрепление пройденного материала.

1

В марте с первого числа

Начинается весна.

Женский день – Восьмое марта

Отмечает вся страна.

. На экране:

— Сколько предложений в стихотворении? Спишите первое предложение и разберите его по частям речи. Назовите имена существительные. (В марте, числа, весна.)

Работа в группах

— Расскажите всё о данном имени существительном. (Работа в тетрадях.)

1гр.: В марте3 – сущ., н. ф. – март, неодуш., нариц., м. р., в ед. ч.

2 гр.: С числа3сущ., н. ф. – число, неодуш., нариц., ср. р., в ед. ч.

3 гр.: Весна3сущ., н. ф. – весна, неодуш., нариц., ж. р., в ед. ч.

Проверка: заслушивается ответ одного ученика от каждой группы.

— Обобщим наши знания об имени существительном по схеме.

  • Что такое имя существительное?

  • Какие бывают существительные?

  • Назовите грамматические признаки имени существительного.

(Имя сущ. имеет род: мужской, женский, средний и изменяется по числам.)

На экране:

Имя существительное

обозначает

отвечает

на вопросы

бывает

имеет

изменяется

2. -Назовите качества присущие мамам.

На экране: ласка, любовь,нежность, доброта, мудрость

— Образуйте от данных существительных образуйте имена прилагательные.

Запишите 2 любые прилагательные с существительным мама. Определите число и род имён прилагательных. Выделите окончания.

В тетради: Мама (какая?) ласковая, любимая – ед.ч., ж. р.

— Какие окончания имеют прилагательные в женском роде в И. п.?

— Послушайте текст. (Грамзапись на фоне музыкального сопровождения.)

Самое прекрасное слово на земле – мама.

Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её нежный и мудрый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. (по З. Воскресенской.)

— Как можно озаглавить текст? О каком чувстве к маме идёт речь в этом тексте?

Работа в парах

— Из предложений выпишите словосочетания (СУЩ + ПРИЛ). Определите число и род имён прилагательных. Выделите окончания.

На экране поочерёдно:

У мамы самые добр… и ласков…

руки, они всё умеют.

У мамы самые добрые и ласковые

руки, они всё умеют.

У мамы самое верное и чуткое

сердце – в нём никогда не гаснет любовь.

У мамы самое верн… и чутк…

сердце – в нём никогда не гаснет любовь.

Тебе всегда нужна мать, её ласка,

её нежн … и мудр … взгляд.

Тебе всегда нужна мать, её ласка,

её нежный и мудрый взгляд.

В тетрадях:

Руки (какие?) добрые, ласковые – мн. ч.

Сердце (какое?) верное, чуткое – ед. ч., ср. р.

Взгляд (какой?) нежный, мудрый – ед. ч., м. р.

-Обобщим наши знания об имени прилагательном по схеме.

  • Что такое имя прилагательное?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.)

  • Какие грамматические признаки имён прилагательных вы знаете?

(Имя прилагательное изменяется по числам, а в ед. числе по родам.)

  • С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

(Имя прилагательное всегда связано с именем существительным.)

  • Как определить род прилагательного?

(Какого рода имя существительное, такого же рода имя прилагательное.)

На экране: Имя прилагательное

обозначает

отвечает на вопросы

изменяется

3. Учитель читает рассказ В. Сухомлинского «Семь дочерей».

Семь дочерей

Было у матери семь дочек и один сын. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.

— Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, — проговорила вторая.

— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.

— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвёртая.

— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, промолвила пятая.

— Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, — сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

— Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр? Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво? Мама любит вас, заботится о вас, а что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

— Посмотрите на экран.

Н

спит устала

играть не стала

не завожу

уселась сижу

а экране: Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу. (Е. Благинина.)

— Прочитайте слова. Что объединяет данную группу слов? (Все слова – глаголы.) Из какого стихотворения эти глаголы?

— Какой глагол лишний? Почему? (Играть – стоит в неопр. форме.)

— В каком числе стоят глаголы? Определите время глаголов.

— Обобщим наши знания о глаголе по схеме:

  • Охарактеризуйте глагол как часть речи.

(Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать?

что сделать? и т. д. и обозначает действия предметов.)

  • Назовите известные вам грамматические признаки глагола.

(Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в единственном и

множественном числе. Глаголы изменяются по временам. Они могут

быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.)

Глагол

обозначает

отвечает на вопросы

изменяется

VI. Письмо по памяти.

На экране: Цветок, на лепестках написаны слова. Задание: собрать из лепестков цветка пословицу.

Н

М . теринск… ласка к . нца не_знает.

а экране:

-Объясните смысл пословицы. А какие пословицы и поговорки о маме

знаете вы?

— Запишем эту пословицу по памяти.

  • Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.

  • Найдите и объясните орфограммы. (На экране появляются пропущенные орфограммы.)

Ма теринская ласка конца не_знает.

  • Прочитайте хором орфографически.

  • Беззвучно проговорите орфографически, не глядя на экран.

  • Ещё раз прочитайте пословицу на экране.

  • Запишите пословицу в тетрадях. (Экран закрыт.)

  • Проверка написанного. (Экран открыт.)

— Выделите грамматическую основу предложения. Назовите оставшиеся части речи.

На экране: Каждый лепесток цветка закрывается соответствующим лепестком, обозначающим часть речи.

VII. Итог урока.

-Какая часть речи лишняя? Почему? (Частица, потому что это служебная часть речи, а имя существительное, имя прилагательное и глагол – это самостоятельные части речи.)

— Что общего у самостоятельных частей речи? (Самостоятельные части речи отвечают на вопрос, имеют грамматические признаки и лексическое значение.)

VIII. Творческая работа.

— Так как наш урок посвящён празднику всех мам, то я думаю, пришло время каждому из вас объясниться в любви своей маме. Ваша творческая работа будет начинаться с предложений, записанных на экране.

Н

Я очень люблю свою маму.

а экране:

— Придумайте и запишите 2-3 предложения о том, какая ваша мама. Составьте предложение – пожелание маме в день Восьмое марта.

Дети записывают предложения. 2-3 работы зачитываются вслух.

IX. Домашнее задание. Поздравить своих мам с праздником.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here