Урок по русскому языку

« Приставки и предлоги»

2 класс,

программа «Школа-2100»,учебник русского языка Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев.

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №4»

Мухина И.В.

Цели : Образовательные

  • Научить различать предлоги и приставки,

  • Закрепить знания об особенностях написания части речи-предлога и части слова-приставки

  • Обогатить словарный запас детей.

Развивающие

  • Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации

  • Развивать элементы творческой деятельности.

  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные

  • Воспитывать положительную мотивацию к учению

  • Воспитывать интерес к предмету

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.На доске таблица

У , к, с, за, про, на, над, в, от, при, из, до, по,от

-Что записано в таблице? ( предлоги)( на доску вывешивается таблица, которая в процессе урока будет заполняться)

П р е д л о г

П р и с т а в к а

1. часть речи

1. часть слова

2. служит для связи слов в предложении

2. служит для образования новых слов

3.пишется раздельно с другими словами

3.пишется слитно

4.между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос

4.между приставкой и корнем слово вставить нельзя

5 никогда не употребляется с глаголом

5. употребляется с разными частями речи

-Приведите примеры слов, употребленных с любым из предлогов.

На доске: на полу, под воду, по синему морю. ( Обозначить орфограммы и определить части речи)

-А теперь запишите однокоренные слова , используя приставки на, под, по

напольный, подводный, посинел

-Выделите корень и приставку в словах.

-Чем различаются слова 1 и 2 групп?

Вывод 1. ( Заполнение п.1.в таблице : предлог-часть речи, а приставка- часть слова)

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.

-Как же нам различать ,где предлог , а где приставка? Ведь внешне они очень похожи! Мы сегодня с вами попробуем самостоятельно вывести правило различия приставки и предлога и составить алгоритм .

Создание проблемной ситуации.

Учащимся раздаются карточки по вариантам.

Пушистый

Заяц-беляк

Елочкой

Построил

дом

Белочка

Ветку

Ветки

Рыжая

прыгает

Хорь

Старый

Забрался

пень

-Используя слова , составьте предложения.(не получается, так как не хватает слов- предлогов)

-Добавьте недостающие слова, прочитайте получившиеся предложения. Докажите, что это предложения.

( Высказывание выражает законченную мысль, все слова связаны между собой по смыслу, не нарушен порядок слов, есть границы — заглавная буква в начале предложения, точка в конце)

-Для чего же нам понадобились предлоги?

Вывод 2. (заполнение п.2 в таблице — предлоги нужны для связи слов в предложении, а приставки для словообразования).

Запись 1-го предложения с орфографическим анализом на доске.

— Во втором предложении найдите слово-признак (прилагательное), образуйте от данного слова однокоренное слово- предмет ( существительное) и слово- действие ( глагол)

рыжая — ? ыжик – рыжеть

-Почему во втором слове не написана первая буква? (мы не знаем в каком значении употреблено данное слово)

— В каких значениях может быть употреблено слово «рыжик»? (название гриба, кличка животного)

-Составить предложение с этим словом : 1 вариант — в значении « название гриба», 2 – вариант в значении « кличка животного» , используя предлог. На что мы должны обратить внимание? (во втором случае слово « рыжик » пишется с большой буквы.)

-В третьем предложении найдите слова, в которых букв больше, чем звуков . ( хорь, пень)

— Найдите слова с приставками.

Как написаны приставки, а предлоги со словами?

Вывод 3.(заполнение п.3.таблицы- предлоги пишутся раздельно, а приставки — слитно)

Физкультминутка.

На доске:

(до) ехал (до) березы (от) мел (от) своей комнаты

(по) бежал (по) деревне (на) кричал (на) собаку

(про) читал (про) древний город (пере) бежал (перед) машиной

-На какие группы можно разделить данные слова? ( На слова с приставками и слова с предлогами)

-Назовите слова с приставками . ( Доехал, добежал, прочитал, отмел, накричал, перебежал)

-Для чего служит в данных словах приставка? Как она написана со словами?

-Назовите слова с предлогами. Как они написаны?

— Почему же в одном случае мы пишем слитно , а в другом раздельно?

-Попробуем вставить между предлогом и словом и приставкой и корнем какое-нибудь другое слово или задать вопрос.( между приставкой и корнем это сделать невозможно).

Вывод 4. ( Заполнение п.4 таблицы — между предлогом и словом можно вставить другое слово или задать вопрос, а между приставкой и корнем этого сделать нельзя).

-Определите части речи в словосочетаниях.

-Что вы замечаете? ( предлог может стоять и перед существительным , и перед прилагательным, и перед местоимением, а перед глаголом -никогда)

Вывод 5. ( Заполнение п.5 таблицы-предлоги с глаголами не употребляются).

-У нас получилась таблица- различие приставок и предлогов.

Попробуем теперь ее преобразовать в алгоритм для нашего друга- робота, чтобы он тоже мог правильно писать предлоги и приставки.

У каждого на столе – индивидуальная блок-схема , в которой пропущены команды. Попробуем ее заполнить.

3. Проверка на блок-схеме на доске.

— Посмотрим теперь как работает наш алгоритм.

На доске.

  • Решили лисы кролика (за) печь,

А кролик из духовки – прыг (за) печь.

  • Зависело б (от) мыла-

Веснушки я б (от) мыла.

  • Сугробы снега вьюги (на) мели,

И грузовик, как баржа (на) мели.

( Работа учащихся у доски с комментариями).

4. Творческая работа.

Что-то наш робот не выдержал нагрузки и сломался. Смотрите , сколько он допустил ошибок в тексте и , к тому же, половина текста уничтожилась. Попробуйте исправить ошибки и восстановить текст.

Зимний лес.

Красиво взимнем лесу! Пушистый снег по вис наветвях деревьев…

5.Итоги урока.

-Какие открытия сделали на уроке. ( Чем отличается приставка от предлога).

-Чему научились? ( Работать по алгоритму).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here