Учитель: Шайдиманова Татьяна Васильевна
Класс: 4 класс
Тема урока « Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой
речью».
Тип урока: урок освоение новых знаний (урок-исследование).
Цели урока:
образовательная: познакомить с понятием прямой речи, ее схематическим
изображением; выяснить из чего состоит предложение с прямой
речью.
развивающая: развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительную,
познавательную и творческую деятельность учащихся;
совершенствовать устную и письменную речь.
воспитывающая: воспитывать навыки коллективного сотрудничества;
способствовать сохранению и укреплению здоровью учащихся
через проведение релаксационных пауз.
Оборудование:
-Учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Москва «БАЛАСС» 2008 год.
-Компьютер.
-Проектор.
-Экран.
-Презентация Microsoft Office PowerPoint.
-Раздаточный материал-задания
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
К нам на урок пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.
Минутка приятных воспоминаний.
Предлагаю закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.
— Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
-Открыли тетради, записали число и классная работа.
II. Языковая разминка.
Самостоятельная работа (два ученика работают у доски).
1в. Выберите и спишите простое предложение с однородными членами. Расставьте знаки препинания. Составьте схему предложения.
2в. Выберите и спишите сложное предложение. Расставьте знаки препинания. Составьте схему предложения.
-Посмотрите на слайд, прочитайте предложения.
1) Ласточки скворцы соловьи улетают на юг.
2) Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
“Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?…”
3) В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит.
Фронтальная проверка.
III. Проблемная ситуация.
К какому виду отнесли второе предложение? Почему? (поработайте в парах, выясните это).
IV. Разрешение проблемы.
Прочитаем второе предложение. Подумайте, кто может произносить слова:
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает: (тот, кто читает, говорит, автор).
Каким знаком на письме выделены слова автора? (:)
Чьи это слова: “Ой вы, гости — господа,
Долго ль ездили? куда?…” (Салтана)
Кто их произносит? (автор вместо Салтана, дословно, прямо точь-в-точь, без изменения. Речь Салтана напрямую передает автор, говорящий вместо него.)
Как же мы будем называть такую речь? (ПРЯМАЯ).
Посмотрите, как на письме она выделяется. Почему?
(Чтобы отличить ее от слов автора).
С какой буквы пишется прямая речь?
-Сформулируем вывод: что такое прямая речь.
Прямая речь — это слова, переданные от имени говорящего.
Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь.
V. Сообщение темы урока: Предложения с прямой речью.
-С какими же предложениями мы будем знакомиться на уроке?
С предложениями с прямой речью.
VI. Постановка учебных задач
(Формулируют учащиеся, слайд.)
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
1. Что такое предложения с прямой речью?
2. Как оформить на письме предложение с прямой речью?
3. Схематическое изображение предложений с прямой речью.
VII. Работа с правилом с.57. Прочтите правило.
Ответьте на вопросы по содержанию:
Из чего состоит предложение с прямой речью?
Как схематично обозначается?
Какие знаки препинания стоят в таком предложении?
Что узнали из правила о предложения с прямой речью?
ФИЗМИНУТКА
VIII. Первичное закрепление. Упр. 84. с. 57. (устно)
Прочитаем первый отрывок по ролям.
Кто автор этого стихотворного отрывка? (А.С.Пушкин)
Определите по рисункам на пазлах, из какой сказки здесь строки.
(Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне».)
Понаблюдайте, как прямая речь выделяется на письме.
Составим схему предложения. (Один ученик на доске, затем появляется слайд).
VIV. Самостоятельная работа с предварительным обговариванием.
Дифференцированные задания:
1 группа: Прочитай предложения. Объясни постановку знаков препинания. Спиши предложения. Составь схему предложения.
Котенок Гав подумал: „Меня ждут! “
Взрослый соседский кот сказал: „Котенка с таким именем ждут одни неприятности“.
Пес недовольно проворчал: „Гости пожаловали“.
Щенок удивился: „Разве мы гости?“
2 группа: учебник стр.75,упр.85. Спиши три предложения, поставь знаки препинания. Составь схему предложения.
Проверь себя. (слайд)
-Поднимите руку кто не допустил не одной ошибки.
X. Итог урока.
-С какими предложениями мы познакомились на уроке?
— Вставьте подходящие по смыслу слова: (слайд)
-
Речь, которая передаётся дословно, как ее произнесли, называется (прямой речью).
-
Слова автора показывают, (кому принадлежит прямая речь).
-
Прямая речь заключается в (кавычки).
-
После слов автора перед прямой речью ставится (двоеточие).
На партах слова для справок: двоеточие, прямой речью, кавычки, кому принадлежит прямая речь.
IX. Рефлексия.
Поднимите руки:
— Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?
— Кто пополнил свои знания новым багажом?
— В чём видите применение полученных знаний?
X. Домашнее задание: (по желанию учащихся на выбор)
Стр.74-75 правило выучить.
а) записать три предложения с прямой речью из худож. литературы с указанием автора.
б) Упр. 86, стр. 58 из учебника (придумай и запиши четыре предложения с прямой речью).
XI. Оценка работы учащихся.
Урок окончен, спасибо за работу.
1 группа: Прочитай предложения. Объясни постановку знаков препинания. Спиши предложения. Составь схему предложения.
Котенок Гав подумал: „Меня ждут! “
Взрослый соседский кот сказал: „Котенка с таким именем ждут одни неприятности“.
Пес недовольно проворчал: „Гости пожаловали“.
Щенок удивился: „Разве мы гости?“
________________________________________________________________________
1 группа: Прочитай предложения. Объясни постановку знаков препинания. Спиши предложения. Составь схему предложения.
Котенок Гав подумал: „Меня ждут! “
Взрослый соседский кот сказал: „Котенка с таким именем ждут одни неприятности“.
Пес недовольно проворчал: „Гости пожаловали“.
Щенок удивился: „Разве мы гости?“
_________________________________________________________________________
1 группа: Прочитай предложения. Объясни постановку знаков препинания. Спиши предложения. Составь схему предложения.
Котенок Гав подумал: „Меня ждут! “
Взрослый соседский кот сказал: „Котенка с таким именем ждут одни неприятности“.
Пес недовольно проворчал: „Гости пожаловали“.
Щенок удивился: „Разве мы гости?“
2 группа: учебник стр.75,упр.85. Спиши три предложения, поставь знаки препинания. Составь схему предложения.
_______________________________________________________________________
2 группа: учебник стр.75,упр.85. Спиши три предложения, поставь знаки препинания. Составь схему предложения.
_________________________________________________________________________
2 группа: учебник стр.75,упр.85. Спиши три предложения, поставь знаки препинания. Составь схему предложения.
________________________________________________________________________
2 группа: учебник стр.75,упр.85. Спиши три предложения, поставь знаки препинания. Составь схему предложения.
_______________________________________________________________________
2 группа: учебник стр.75,упр.85. Спиши три предложения, поставь знаки препинания. Составь схему предложения.
_________________________________________________________________________
2 группа: учебник стр.75,упр.85. Спиши три предложения, поставь знаки препинания. Составь схему предложения.
_________________________________________________________________________
2 группа: учебник стр.75,упр.85. Спиши три предложения, поставь знаки препинания. Составь схему предложения.
_________________________________________________________________________
2 группа: учебник стр.75,упр.85. Спиши три предложения, поставь знаки препинания. Составь схему предложения.