Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Цели: 1) совершенствовать навыки написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;

2) формировать умение проверять написание слов с безударными гласными и парными согласными в корне;

3) формирование здорового образа жизни младших школьников;

4) воспитывать интерес к учению.

Оборудование: учебники, тетради, словари, справочники, рисунок доктора Пилюлькина, рисунки фруктов (яблоко, банан, апельсин, виноград, лимон, мандарин), мёд в баночке, тесты для проверки правила.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова, будем учиться правильно подбирать проверочные слова. А ещё на уроке мы будем говорить о здоровье, как его сохранить и укрепить в зимнее время.

— Так как у нас сегодня урок необычный, то и гости у нас необычные, а сказочные. Кто догадался, какой сказочный персонаж будет присутствовать на нашем уроке, помогать нам своими советами и принимать самое активное участие? (На плакате рисунок с изображением сказочного персонажа из сказки-повести Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» доктор Пилюлькин).

— Из какого произведения этот сказочный персонаж? Кто автор? («Приключения Незнайки и его друзей», автор Николай Носов.)

— А каких ещё сказочных докторов вы знаете? Из каких они произведений? Кто автор? (Доктор Айболит Корнея Чуковского, доктор Медуница из сказки «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова.

3. Чистописание.

— Запишем сегодняшнее число (17 декабря) и слова Классная работа в тетради. Тетрадь держим под наклоном. Чтобы письмо наше было каллиграфическим, надо каждый день совершенствовать его. На первой строке запишем буквы с петельным элементом.

здв здрв

здоровье здравие здравствуй

— В каком слове можно встретить эти буквы? (В слове «здоровье», «здравствуй».

— Слова здоровье и здравствуй – однокоренные. Здороваясь, мы желаем друг другу быть здоровыми.

— Запишите двустишье: (запись на доске)

Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья!

— Кто может сформулировать первый совет от доктора Пилюлькина, что надо делать, чтобы сохранить наше здоровье.

(Совет доктора Пилюлькина: Закаляйтесь и занимайтесь физкультурой).

(На доске вывешиваются «Советы доктора Пилюлькина).

4. Словарная работа.

— Давайте вместе подумаем, что нужно ещё для укрепления нашего здоровья? (Есть сырые фрукты и овощи, и насыщаться витаминами.)

Учитель демонстрирует рисунки фруктов, учащиеся записывают слова, подчёркивают орфограммы, ставят ударение.

Слова: яблоко, апельсин, лимон, банан, мандарин, гранат.

(Взаимопроверка, один ученик комментирует написанное.)

(Совет доктора Пилюлькина: Ешьте сырые овощи и фрукты)

5. Физминутка «Ветерок»:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

А деревья выше, выше,

Сядем тише, тише, тише.

(Совет доктора Пилюлькина: Проветривайте помещение).

6. Повторение пройденного материала.

— Какие парные согласные вы знаете?

Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С

— Как проверить парные согласные в корне слова? (Дети рассказывают правило правописания парных согласных в корне слова: Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук или согласный звук [н]).

— Я прочитаю несколько слов. Вы должны увязать одно слово с другим и назвать итоговое слово – целебный природный продукт.

Цветок, бочонок, сладость, аромат, польза, пчела.(Мёд)

— Выполните фонетический разбор слова мёд.

Мёд – [м’от] 3 буквы, 3 звука.

м – [м’] — согласный, звонкий, твёрдый

ё – [0] – гласный, ударный

д – [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый

_________________________

3 буквы, 3 звука

— К слову мёд подберите родственные слова, запишите через запятую, выделите корни.

Мёд, медовый, Медуница, медочек, медовик.

— Докажите, что эти слова родственные. (Все слова близки по своему лексическому значению и имеют одинаковый корень).

— Какая орфограмма в слове мёд? (Парная согласная в корне слова.)

— Могут ли данные родственные слова быть проверочными к данному слову? (Могут, потому что после парного согласного звука следуют гласные звуки).

(Совет от доктора Пилюлькина: Пейте чай с мёдом).

7. Тестирование. (Всем детям даётся распечатанный тест).

Чтобы проверить ваши знания о правописании безударных гласных мы проведём тестирование. Я предлагаю вам тест по этой теме. Ваша задача состоит в том, чтобы отметить в тесте правильные ответы:

ТЕСТ

1. Проверяемые безударные гласные могут быть:

а) в приставке;

б) в суффиксе;

в) в корне;

г) в окончании.

2. Если безударный гласный звук находится в суффиксе, надо:

а) запомнить написание;

б) подобрать проверочное слово.

3. Если безударный гласный звук находится в корне, надо:

а) запомнить написание;

б) подобрать проверочное слово.

4. Если безударный гласный звук находится в приставке, надо:

а) запомнить написание;

б) подобрать проверочное слово.

8. Повторение и закрепление пройденного материала.

— На доске записаны слова: закалка, прогулка, спортивный, сладенький.

— В данных родственных словах найдите безударный гласный звук. Как его проверить?

— Обозначьте части слова, в которых пропущены безударные гласные, объясните их правописание.

(В слове закалка безударный гласный звук находится в приставке, его надо запомнить,

в слове прогулка безударный гласный звук находится в приставке, его надо запомнить,

в слове спортивный безударный гласный звук находится в корне, проверочное слово – спорт,

в слове сладенький безударный гласный звук находится в суффиксе, его надо запомнить).

(Совет от доктора Пилюлькина: Играйте на свежем воздухе).

9. Подведение итогов урока.

— Чем запомнился наш урок?

— Что нового узнали?

— Чем он был для вас интересен?

— Давайте ещё раз прочитаем советы от доктора Пилюлькина.

(Закаляйтесь и занимайтесь физкультурой.

Ешьте сырые овощи и фрукты.

Проветривайте помещение.

Пейте чай с мёдом.

Играйте на свежем воздухе.)

— Сформулируйте свой совет от доктора Пилюлькина.

10. Домашнее задание. Упражнение № 191.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here