Урок русского языка в 3 классе
Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Цели: 1) совершенствовать навыки написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;
2) формировать умение проверять написание слов с безударными гласными и парными согласными в корне;
3) формирование здорового образа жизни младших школьников;
4) воспитывать интерес к учению.
Оборудование: учебники, тетради, словари, справочники, рисунок доктора Пилюлькина, рисунки фруктов (яблоко, банан, апельсин, виноград, лимон, мандарин), мёд в баночке, тесты для проверки правила.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова, будем учиться правильно подбирать проверочные слова. А ещё на уроке мы будем говорить о здоровье, как его сохранить и укрепить в зимнее время.
— Так как у нас сегодня урок необычный, то и гости у нас необычные, а сказочные. Кто догадался, какой сказочный персонаж будет присутствовать на нашем уроке, помогать нам своими советами и принимать самое активное участие? (На плакате рисунок с изображением сказочного персонажа из сказки-повести Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» доктор Пилюлькин).
— Из какого произведения этот сказочный персонаж? Кто автор? («Приключения Незнайки и его друзей», автор Николай Носов.)
— А каких ещё сказочных докторов вы знаете? Из каких они произведений? Кто автор? (Доктор Айболит Корнея Чуковского, доктор Медуница из сказки «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова.
3. Чистописание.
— Запишем сегодняшнее число (17 декабря) и слова Классная работа в тетради. Тетрадь держим под наклоном. Чтобы письмо наше было каллиграфическим, надо каждый день совершенствовать его. На первой строке запишем буквы с петельным элементом.
здв здрв
здоровье здравие здравствуй
— В каком слове можно встретить эти буквы? (В слове «здоровье», «здравствуй».
— Слова здоровье и здравствуй – однокоренные. Здороваясь, мы желаем друг другу быть здоровыми.
— Запишите двустишье: (запись на доске)
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья!
— Кто может сформулировать первый совет от доктора Пилюлькина, что надо делать, чтобы сохранить наше здоровье.
(Совет доктора Пилюлькина: Закаляйтесь и занимайтесь физкультурой).
(На доске вывешиваются «Советы доктора Пилюлькина).
4. Словарная работа.
— Давайте вместе подумаем, что нужно ещё для укрепления нашего здоровья? (Есть сырые фрукты и овощи, и насыщаться витаминами.)
Учитель демонстрирует рисунки фруктов, учащиеся записывают слова, подчёркивают орфограммы, ставят ударение.
Слова: яблоко, апельсин, лимон, банан, мандарин, гранат.
(Взаимопроверка, один ученик комментирует написанное.)
(Совет доктора Пилюлькина: Ешьте сырые овощи и фрукты)
5. Физминутка «Ветерок»:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
А деревья выше, выше,
Сядем тише, тише, тише.
(Совет доктора Пилюлькина: Проветривайте помещение).
6. Повторение пройденного материала.
— Какие парные согласные вы знаете?
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
— Как проверить парные согласные в корне слова? (Дети рассказывают правило правописания парных согласных в корне слова: Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук или согласный звук [н]).
— Я прочитаю несколько слов. Вы должны увязать одно слово с другим и назвать итоговое слово – целебный природный продукт.
Цветок, бочонок, сладость, аромат, польза, пчела. →(Мёд)
— Выполните фонетический разбор слова мёд.
Мёд – [м’от] 3 буквы, 3 звука.
м – [м’] — согласный, звонкий, твёрдый
ё – [0] – гласный, ударный
д – [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый
_________________________
3 буквы, 3 звука
— К слову мёд подберите родственные слова, запишите через запятую, выделите корни.
Мёд, медовый, Медуница, медочек, медовик.
— Докажите, что эти слова родственные. (Все слова близки по своему лексическому значению и имеют одинаковый корень).
— Какая орфограмма в слове мёд? (Парная согласная в корне слова.)
— Могут ли данные родственные слова быть проверочными к данному слову? (Могут, потому что после парного согласного звука следуют гласные звуки).
(Совет от доктора Пилюлькина: Пейте чай с мёдом).
7. Тестирование. (Всем детям даётся распечатанный тест).
— Чтобы проверить ваши знания о правописании безударных гласных мы проведём тестирование. Я предлагаю вам тест по этой теме. Ваша задача состоит в том, чтобы отметить в тесте правильные ответы:
ТЕСТ
1. Проверяемые безударные гласные могут быть:
а) в приставке;
б) в суффиксе;
в) в корне;
г) в окончании.
2. Если безударный гласный звук находится в суффиксе, надо:
а) запомнить написание;
б) подобрать проверочное слово.
3. Если безударный гласный звук находится в корне, надо:
а) запомнить написание;
б) подобрать проверочное слово.
4. Если безударный гласный звук находится в приставке, надо:
а) запомнить написание;
б) подобрать проверочное слово.
8. Повторение и закрепление пройденного материала.
— На доске записаны слова: закалка, прогулка, спортивный, сладенький.
— В данных родственных словах найдите безударный гласный звук. Как его проверить?
— Обозначьте части слова, в которых пропущены безударные гласные, объясните их правописание.
(В слове закалка безударный гласный звук находится в приставке, его надо запомнить,
в слове прогулка безударный гласный звук находится в приставке, его надо запомнить,
в слове спортивный безударный гласный звук находится в корне, проверочное слово – спорт,
в слове сладенький безударный гласный звук находится в суффиксе, его надо запомнить).
(Совет от доктора Пилюлькина: Играйте на свежем воздухе).
9. Подведение итогов урока.
— Чем запомнился наш урок?
— Что нового узнали?
— Чем он был для вас интересен?
— Давайте ещё раз прочитаем советы от доктора Пилюлькина.
(Закаляйтесь и занимайтесь физкультурой.
Ешьте сырые овощи и фрукты.
Проветривайте помещение.
Пейте чай с мёдом.
Играйте на свежем воздухе.)
— Сформулируйте свой совет от доктора Пилюлькина.
10. Домашнее задание. Упражнение № 191.