« Использование современных технологий обучения в реализации образовательных программ»

Предмет: русский язык

Тема урока: «Сложные слова»

Класс: 3

Программа: «Школа России»

Учитель: Журавлёва Наталья Романовна,

учитель первой категории

Тема. Сложные слова.

Тип урока. Открытие новых знаний.

Цели.

1.Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования

2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь уч-ся, развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову, вести коллективно – классную дискуссию.

Оборудование для учителя: компьютерная презентация, интерактивная доска, жетоны

Оборудование для учащихся: лист на каждого, конверты с заданиями

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Стих про урок русского языка читает учитель.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Начинаем урок русского языка.

А какие секреты слов ты хотел бы узнать?

Я хотел бы узнать, почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова. Узнать о секретах старинных слов.

  1. Постановка проблемы.

Найдите значения выражения: 1 слагаемое 29, второе слагаемое 5, найди сумму. (Ответ не дают)

Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Наверное, я ошиблась, и перепутала русский язык и математику? Но это неспроста. Найдите сумму 29 и 5. (34) Что мы ещё складываем на уроке математики?

Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков,

Ребята, а что мы складываем в обычной жизни?

(Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан)…

А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте. Я приготовила для вас конверты. В них подсказки. Ими можно воспользоваться.

(В конвертах даны дифференцированные задания.

1 конверт. ∩ ^

[л*] [э] ле са лес ник ٱ В дров не лесу нашёл.

2 конверт.

Игнат взял топор, запряг лошадь и отправился в лес.

А жене дома посетовал, что в лесу дров не нашёл.

В лесу лёг под куст отдохнуть да и проспал весь день.

3 конверт (слабым)

лес тундр корень плод (основы подчеркнуты)

Коллективная проверка (с опорой на первый слайд)

Из звуков мы складываем слоги: [л*] + [э] = [л*э]

Из слогов слова: ле + са =леса

Из частей слова слово: ∩ ^ ∩ ^

лес + ник + к нилес =ٱ

Был только корень –лес-. Добавили суффикс –ник-. Образовалось новое слово. Лесник – лесной сторож.

Из слов составили предложение. В + лесу + дров + не + нашёл.= В лесу дров не нашёл.

Про какого человека так говорят? Так говорят про ленивого человека.

Из предложений можно составить текст.

Игнат взял топор, запряг лошадь и отправился в лес. В лесу лёг под куст отдохнуть да и проспал весь день. А жене дома посетовал, что в лесу дров не нашёл.

Можно ли про Игната сказать: в лесу дров не нашёл?

Так сказать можно. Игнат поленился нарубить деревьев в лесу.

Как ещё говорят про ленивого?

Лень впереди него родилась. Работать не горазд, а поесть – как раз. Двое пашут, а семеро руками машут. Люди жать, а мы на солнышке лежать. В лес идут, а на троих один топор берут. На печи по дрова поехал. Бьёт баклуши. Гонять лодыря.

Итак, что же можно складывать на уроках русского языка? (звуки, слоги, слова, предложения)

  1. Исследовательская работа.

Запишем тему урока «Сложение»

Да, мы не проверили ответы 3 группы. Что у вас получилось?

2 слайд. Работа на интерактивной доске.

лес, тундр, корень, плод (основы подчёркнуты)

(вызвать слабого ребёнка).

(например,ребёнок скажет: это «ловушка». Основы слов складывать нельзя. Не бывает таких слов: тундрлес, кореньплод, плодлес, кореньтундр. (Ребёнок перемещает основы по доске, получая новые слова.)

Все согласны, что это «ловушка»?

(Если дети не смогли составить ни одного слова, то можно сказать, что ребята из 3 «А» класса считают, что можно. У них получились слова. Как вы думаете какие?)

Лесотундра.

Предлагаю другой вариант: а может быть, тундролес?

Корнеплод.

А может быть, плодокорень?

Попробуем все – таки сложить основы?

Да.

Узнаем, кто из нас прав?

(Если ребёнок сразу предлагает хотя бы один правильный вариант, предлагаю свой неправильный: тундролес, плодокорень).

Кто же прав? Раскроем этот секрет? Проведём исследовательскую работу.

Надо узнать, можно ли сложить две основы. Существуют ли слова: лесотундра, тундролес, корнеплод, плодокорень..

Коллективный способ решения проблемы.

3 слайд

лес + тундр=

Картинки леса, тундры, лесотундры.

Появляется на время карта природных зон и исчезает.

корн + плод=

корень растения, плоды деревьев, корнеплоды.

Что такое лес?

Лес — это место, где растут деревья, кустарники и травы, живут птицы, звери, насекомые. Почвы плодородные, богаты перегноем.

Что такое тундра?

Тундр – это место, где природа суровая. Зима длинная, холодная. Есть полярная ночь. Лето короткое и холодное. Многолетняя мерзлота. Много мхов и лишайников. Деревья такие низкие, что их не видно из – под снега. Они называются «карликовые».

А почему лесотундру или тундролес так назвали?

В этой природной зоне сочетаются признаки леса и тундры.

Подробнее мы узнаем об этой природной зоне на уроках окружающего мира.

Можно было сложить эти две основы?

Да.

И получили слово с новым одним значением.

Проверим, а возможно ли сложить две другие основы?

Что такое корень?

Корень – часть растения, которая находится под землей и укрепляет растение в почве, всасывает из неё воду и питательные вещества.

А какие корни вы ещё знаете?

Часть зуба, которая находится в десне – корень. У меня заболел корень зуба.

Корень слова – общая часть родственных слов.

Корень учения. Начало, основа основ. Корень учения труден.

А что такое плод?

Плод – часть растения, в которой есть семена.

Какое слово получилось?

Корнеплод

А почему его так назвали?

Корнеплод (плодокорень) – растение, корень которого можно есть.

Назовите корнеплоды. (Учитель называет турнепс, брюкву.)

Можно было сложить эти две основы? Да.

А какую роль играют эти гласные?

Они объединяют, соединяют две основы.

Дай им название.

Объединительные, соединительные Подчёркиваю буквы о е

Как можно назвать такие слова?

Двусоставные, составные, двузначные,..

  1. Первичное закрепление нового материала

Телеграмма .
Адрес. город Черепаново, школа №1.
Для тех, кто знает, что такое «сложные слова»
От Вертослова.

На интерактивной доске даны слова и подчеркнуты основы.

Кто мне скажет,
Где бы мог
Поселиться пешелов?
Кто покажет птицехода?
Про него я слышал много.

Пусть мне кто-нибудь найдет
Настоящий вертоход.
Я не видел паролета,
Но взглянуть давно охота.

Объясните мне толково,
Кто такие труболовы?
Подскажите,
Где на свете
Рыбочиста можно встретить?

И последний мой вопрос.
Что такое снегокос?
Почему, когда и как
Наступает сенопад?

Поможете Вертослову разобраться? Что означают эти слова? (таких слов нет, их придумал Вертослов). Почему у него такое необычное имя?

Сначала карандашом попытайтесь соединить слова, чтобы получились новые слова. Запишите слова в два столбика: с соединительной гласной -о- и с соединительной гласной -е- Выделите соединительные гласные, окончание, подчеркните основу.

У кого останется время, посмотрите, на какую часть слова падает ударение? В чем закономерность постановки его в сложных словах?

5. Сегодня поиграем в игру: “Головоломка”,

— Из многих интересных игр я выбрала эту. Почему?

— Названия игры обозначает сложные слова.

Игра “Головоломка”.

rсfj jкrg wуzl чеvн

wдеr fgнь доzt rвеt

jчеz dраw коvb лfgи

gдеh dtла vтqь vнgi

gеyt чеdg tjго.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

— Чему учит эта пословица? Почему так говорят?

Физминутка.

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по твоим голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты наполняешься свежими силами.

  1. Творческая работа

Как вы думаете, почему водопад водопадом назвали?

Слово водопад образовалось от двух слов: вода и падать. Водопад – это место, где вода стремительно падает с высоты.

Какие вы у меня любознательные, трудолюбивые.

Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый.(на экране)
— О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими чертами характера)
Светловолосый, темнокожий, синеглазый, рыжеволосый, чернобровый.
— Когда мы употребляем такие слова? (когда говорим о внешности человека)
X.Работа в группах.
1 группа (минимальный уровень)
Работа по карточкам. Выберите и запишите черты характера, которые вам подходят.
Карточка. Самолюбивый, трудолюбивый, лежебока, слабовольный, тугодум, сердобольный, добродушный, милосердный, великодушный, пустомеля, свободолюбивый, благородный.
Выдели корни, подчеркни орфограммы – соединительные гласные.


2 и 3 группа (средний уровень)
Напишите, как вы назовёте человека, у которого:
Мягкое сердце — …
добрая душа — …
острый ум — …
голубые глаза — …
тёмные волосы — …
 
4 группа (высокий уровень)
Составьте словесный портрет – описание своего одноклассника.
Проверка.
1-я группа: выслушать 1-2 человек
2-я и 3-я группа:

4-я группа.
— Прочитайте описание, а ребята должны догадаться, о ком вы говорите. 
— Какие слова вы записали? Как они образовались? Подчеркните орфограммы (соединительные гласные).

.
XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке 
— Что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос.
Слайд №
1. Все непонятные слова называются сложными.
2. Все длинные слова называются сложными
3. Слова, в которых два корня, называются сложными.


— Оцените свою работу.
— У кого были затруднения?
— Всё ли мы узнали о сложных словах? (наверное, нет)

Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.
XII.Домашнее задание.
 
2.Творческое задание: на листке нарисовать волшебного помощника на кухне для мамы и дать ему имя

(если есть время) Слово о словах.

Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.

Носорогами зовут тех, у кого нос на рог похож.

Рыбаки называют плотвицу краснопёрками за красные плавники – перья.

Мух ловит и растение. Ни одно насекомое не пролетит мимо прекраснейшего цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнулись – и муха в ловушке.

Осоед питается осами.

Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться к животным и растениям, и секреты будут раскрыты.

Фамилия______________________________имя___________________________

Тема урока. _________________________________

Запиши слова в два столбика.

___________________________ _____________________________

___________________________ _____________________________

___________________________ _____________________________

___________________________ _____________________________

___________________________ _____________________________

___________________________ _____________________________

___________________________ _____________________________

___________________________ _____________________________

. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

________________________________________________________________________________

Творческое задание

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here