Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов

города Сургута

Урок русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах»

Учитель: Маслова Галина Геннадьевна

Конспект урока

Тема: Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах

Цель: Сравнить родительный и дательный падежи имён существительных

Задачи: — Провести орфографическую минутку на изученные орфограммы

— Сравнить падежи по плану, работая в таблице

— Закрепить изученный материал

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, карточки для парной, индивидуальной работы, индивидуальные таблицы

1. Организационный момент

2. Эмоциональное вхождение в урок

У. Закройте глаза. Вспомните, когда вам было особенно радостно. Что вы почувствовали? Я хочу, чтобы вы с хорошим настроением провели урок.

3. Орфографическая минутка

Игра «Лови слова на своё правило»

У. Каждый ряд выбирает себе орфограмму: безударный гласный в корне, парный согласный, непроизносимый согласный. Каждый ряд будет «ловить» слова на своё правило. Слова записать в тетрадь, орфограмму подчеркнуть.

У. Темнота, местность, завязка, пастбище, сердце, замазка, солнце, вестник, просьба, печурка, колосок, площадь, зимовка, бедняга, ночник, окрестность, укрепление, жемчуг

У. — Назовите признаки сходства всех записанных слов.

— Определите склонение существительных.

(Дети читают по цепочке)

4. Сообщение целей урока и темы

На каждой парте карточки:

Радуемся после стужи Радуемся стуже

Стекали с крыши Стекали по крыше

Вернулся из столицы Ездил по столице

У. Работаем в паре.

Определите падеж существительных 1 столбика.

— Поставьте ударение и выделите окончания этих существительных.

— Определите падеж существительных 2 столбика.

— Поставьте ударение и выделите окончание существительных.

-Что объединяет все эти существительные? (Безударные окончания)

У. Сформулируйте тему урока, используя запись для этого на доске:

Правописание безударных…………существительных в ………… и дательном падежах.

(Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах)

У. Цель нашего урока: сравнить родительный и дательный падежи имён существительных.

5. Физминутка (мальчики маршируют и говорят название падежей, девочки – вопросы падежей, а затем девочки маршируют и говорят название склонения, мальчики, выполняя физические упражнения, говорят род и окончания).

6. Работа по теме урока

Работа с таблицей фронтально и индивидуально.

(Дети по ходу своих ответов записывают в таблицу падеж, вопросы, предлоги, окончание, роль в предложении)

Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл

2скл

3 скл

Роль в предложении

Р.п.

Кого? Чего?

(Откуда? Где? Куда?)

От, до, из, с, около, у, вокруг, без

-и, -ы

-а, -я

Второстепенный член

Д.п.

Кому? Чему?

(Где? Куда?)

К, по

-у, -ю

Второстепенный член

У. –На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

У. – Запишите в таблицу.

У- На какие вопросы отвечает существительные в дательном падеже?

У. –Запишите в таблицу.

У.- Какие предлоги относятся к существительным в родительном падеже? (от, до из, без, у, для, около, с, вокруг)

У. –Запишите в таблицу.

У.- Какие предлоги относятся к существительным в дательном падеже? (к, по) Запишите.

У. –Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже?

У. –Какие окончания имеют существительные 1 склонения в дательном падеже?

У. Какие окончания имеют существительные 2 склонения в родительном падеже? Дательном?

У. –Какие окончания имеют существительные 3 склонения в родительном падеже? Дательном?

У.- Каким членом предложения являются существительные в родительном и дательном падежах (второстепенным членом). Запишите в таблице .

У. Еще раз внимательно посмотрите на таблицу. Сделаем вывод.

У. – По каким признакам различаются родительный и дательный падежи? (по падежным вопросам, по предлогам, по окончаниям существительных 1-го и 2-го склонения)

У.- В каком склонении родительного и дательного падежах одинаковые окончания? (в 3 склонении). Что ещё общего? (вт. чл. предложения).

6. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику, стр103, №197

У. – Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных? (определить падеж, определить склонение, вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

Учитель, опираясь на устные ответы и письменное выполнение задания, ставит оценки отдельным учащимся.

У. – Кто справится с заданием быстро, есть дополнительное задание –карточки разного уровня.

Базовый уровень

Спиши, вставляя пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж существительных. Предлоги обведи в кружок.

Голубя можно увидеть повсюду. Эта птица живёт и в город…, и в сельской местност…. В древност…, когда ещё не было почтовой связ…, голубя использовали для передач… вестей. Изображение голубя с пальмовой ветвью в клюв… стало символом мира.

Проверь вставленные окончания подстановкой существительных с ударным окончанием.

Базовый уровень

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж имени существительного ель во всех предложениях, выдели окончания.

В л..су на полян.. растёт ель. На ел.. висят шишки. Ч..сто на ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прил..тает дятел. Под ел.. прячется пугливый зайчик. З..мой около ел.. увидишь на сн..гу сл..ды зв..рей и птиц.

Средний уровень

Подбери к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с безударными окончаниями. Допиши их, укажи склонение и падеж. Спиши.

Вспомнил ( о ком?) о товарище

Отъехал (от чего?) _____________

Написал (о чём?)_______________

Копать (чем?)__________________

Заботился (о ком?)________________

Сфотографировать (что?)____________

Запиши предложение с любым словосочетанием. Подчеркни в нём главные члены предложения.

7. Итог

У. – Вернёмся к теме урока. Повторите окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в родительном и дательном падежах

У. –Эти знания вам пригодятся в практической работе на следующих уроках. Спасибо за хорошую работу.

8. Домашнее задание: стр. 102 — 103, упражнение по выбору.

9. Рефлексия

Поднимите руку, кто понял тему и может помочь другим.

Поднимите руку, кто испытывал затруднения в выполнении задания, но в итоге справился.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here