Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
города Сургута
Урок русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах»
Учитель: Маслова Галина Геннадьевна
Конспект урока
Тема: Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах
Цель: Сравнить родительный и дательный падежи имён существительных
Задачи: — Провести орфографическую минутку на изученные орфограммы
— Сравнить падежи по плану, работая в таблице
— Закрепить изученный материал
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, карточки для парной, индивидуальной работы, индивидуальные таблицы
1. Организационный момент
2. Эмоциональное вхождение в урок
У. Закройте глаза. Вспомните, когда вам было особенно радостно. Что вы почувствовали? Я хочу, чтобы вы с хорошим настроением провели урок.
3. Орфографическая минутка
Игра «Лови слова на своё правило»
У. Каждый ряд выбирает себе орфограмму: безударный гласный в корне, парный согласный, непроизносимый согласный. Каждый ряд будет «ловить» слова на своё правило. Слова записать в тетрадь, орфограмму подчеркнуть.
У. Темнота, местность, завязка, пастбище, сердце, замазка, солнце, вестник, просьба, печурка, колосок, площадь, зимовка, бедняга, ночник, окрестность, укрепление, жемчуг
У. — Назовите признаки сходства всех записанных слов.
— Определите склонение существительных.
(Дети читают по цепочке)
4. Сообщение целей урока и темы
На каждой парте карточки:
Радуемся после стужи Радуемся стуже
Стекали с крыши Стекали по крыше
Вернулся из столицы Ездил по столице
У. Работаем в паре.
Определите падеж существительных 1 столбика.
— Поставьте ударение и выделите окончания этих существительных.
— Определите падеж существительных 2 столбика.
— Поставьте ударение и выделите окончание существительных.
-Что объединяет все эти существительные? (Безударные окончания)
У. Сформулируйте тему урока, используя запись для этого на доске:
Правописание безударных…………существительных в ………… и дательном падежах.
(Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах)
У. Цель нашего урока: сравнить родительный и дательный падежи имён существительных.
5. Физминутка (мальчики маршируют и говорят название падежей, девочки – вопросы падежей, а затем девочки маршируют и говорят название склонения, мальчики, выполняя физические упражнения, говорят род и окончания).
6. Работа по теме урока
Работа с таблицей фронтально и индивидуально.
(Дети по ходу своих ответов записывают в таблицу падеж, вопросы, предлоги, окончание, роль в предложении)
Вопросы | Предлоги | 1 скл | 2скл | 3 скл | Роль в предложении | |
Р.п. | Кого? Чего? (Откуда? Где? Куда?) | От, до, из, с, около, у, вокруг, без | -и, -ы | -а, -я | -и | Второстепенный член |
Д.п. | Кому? Чему? (Где? Куда?) | К, по | -е | -у, -ю | -и | Второстепенный член |
У. –На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
У. – Запишите в таблицу.
У- На какие вопросы отвечает существительные в дательном падеже?
У. –Запишите в таблицу.
У.- Какие предлоги относятся к существительным в родительном падеже? (от, до из, без, у, для, около, с, вокруг)
У. –Запишите в таблицу.
У.- Какие предлоги относятся к существительным в дательном падеже? (к, по) Запишите.
У. –Какие окончания имеют существительные 1 склонения в родительном падеже?
У. –Какие окончания имеют существительные 1 склонения в дательном падеже?
У. Какие окончания имеют существительные 2 склонения в родительном падеже? Дательном?
У. –Какие окончания имеют существительные 3 склонения в родительном падеже? Дательном?
У.- Каким членом предложения являются существительные в родительном и дательном падежах (второстепенным членом). Запишите в таблице .
У. Еще раз внимательно посмотрите на таблицу. Сделаем вывод.
У. – По каким признакам различаются родительный и дательный падежи? (по падежным вопросам, по предлогам, по окончаниям существительных 1-го и 2-го склонения)
У.- В каком склонении родительного и дательного падежах одинаковые окончания? (в 3 склонении). Что ещё общего? (вт. чл. предложения).
6. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику, стр103, №197
У. – Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных? (определить падеж, определить склонение, вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже).
Учитель, опираясь на устные ответы и письменное выполнение задания, ставит оценки отдельным учащимся.
У. – Кто справится с заданием быстро, есть дополнительное задание –карточки разного уровня.
Базовый уровень
Спиши, вставляя пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж существительных. Предлоги обведи в кружок.
Голубя можно увидеть повсюду. Эта птица живёт и в город…, и в сельской местност…. В древност…, когда ещё не было почтовой связ…, голубя использовали для передач… вестей. Изображение голубя с пальмовой ветвью в клюв… стало символом мира.
Проверь вставленные окончания подстановкой существительных с ударным окончанием.
Базовый уровень
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж имени существительного ель во всех предложениях, выдели окончания.
В л..су на полян.. растёт ель. На ел.. висят шишки. Ч..сто на ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прил..тает дятел. Под ел.. прячется пугливый зайчик. З..мой около ел.. увидишь на сн..гу сл..ды зв..рей и птиц.
Средний уровень
Подбери к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с безударными окончаниями. Допиши их, укажи склонение и падеж. Спиши.
Вспомнил ( о ком?) о товарище
Отъехал (от чего?) _____________
Написал (о чём?)_______________
Копать (чем?)__________________
Заботился (о ком?)________________
Сфотографировать (что?)____________
Запиши предложение с любым словосочетанием. Подчеркни в нём главные члены предложения.
7. Итог
У. – Вернёмся к теме урока. Повторите окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в родительном и дательном падежах
У. –Эти знания вам пригодятся в практической работе на следующих уроках. Спасибо за хорошую работу.
8. Домашнее задание: стр. 102 — 103, упражнение по выбору.
9. Рефлексия
Поднимите руку, кто понял тему и может помочь другим.
Поднимите руку, кто испытывал затруднения в выполнении задания, но в итоге справился.